Семь веточек фиги

Mar 05, 2016 01:22

«И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу; и пришёл искать плода на ней, и не нашёл. И сказал виноградарю: «вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает?» Но он сказал ему в ответ: «господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом: не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её» (Лк 13,6-9).

1. Что делала смоковница в винограднике?

Тот, кто бывал в современных виноградниках, понимает, что среди аккуратных рядов палочек, поддерживающих виноградные лозы, высокому дереву делать нечего. А ведь смоковница, она же фиговое дерево, она же инжир, отнюдь не мала и тень дает значительную. Почему же вдруг она оказалась в винограднике? Дело в том, что во времена, когда Иисус ходил по земле Иудеи, там существовала традиция разведения смоковниц в виноградниках. Лоза оплетала дерево и это призвано было явить собой благополучие, которым наполняется земля Израиля. Выражение «жить под виноградником и смоковницей», используемое библейским текстом, например, в 3 книге Царств (3Цар 4:25), означает жить в мире и благополучии.

2. Кто же этот некто, приходящий в свой виноградник?

Здесь стоит вспомнить, что самыми внимательными слушателями Иисуса были книжники и фарисеи, т.е. люди, прекрасно знавшие слова Завета и превосходно умевшие его толковать. В их глазах аналогия читалась сразу: некто, приходящий в свой виноградник, - это Сам Бог. Израиль, т.е. богоизбранный народ, нередко сравнивается с виноградником, а Всевышний с виноградарем. В данном случае речь идет еще и о конкретной территории, Земле Обетованной, которую посещает Бог.

3. Виноградник -это Земля Обетованная?

Иисус в разных ситуациях являет Свое мессианское достоинство. Перед притчей народ задает Ему вопрос о том, почему с человеком случаются различные бедствия. Очевидно, что ответ на него есть только у истинного Мессии. Проблема для вопрошающих заключается только в том, что Иисус, как всегда, переносит ответ на несколько другой уровень. Бог посещает Свой народ, проверяет свои виноградные лозы в Своем винограднике, на Земле Обетования. На той самой земле, в которую Моисей вел еврейский народ. Там течет молоко и мед. И этот мед приносят совсем не пчелы. Речь идет о меде, сладкой патоке, получаемой из плодов смоковницы, инжира.

4. Чем инжир лучше винограда?

Инжир не имеет косточки. Этот плод можно съесть целиком. В те далекие времена еще не знали винограда без косточек, поэтому инжир в этом смысле казался более предпочтительным. Древние мудрецы также считали, что именно смоковница была древом познания добра и зла. Именно по той причине, что ее плод можно съесть целиком, не оставив ни кожуры, ни косточек. Земля Обетованная как земной образ покинутого рая и виноградник Господа просто должна быть усажена смоковницами.

5. У виноградной лозы все хорошо, а что случилось со смоковницей?

Удивительно, но в этой притче скрывается некое противопоставление виноградной лозы и древа смоковницы. Виноградная лоза - это, как уже говорилось, народ Израиля. Простые люди, живущие тяжким трудом. И есть смоковница, дерево, которое призвано поддерживать виноградную лозу и давать сладкий плод, - это фарисеи и книжники, те, кто знает Писание и живет им, те, кто должен наставлять народ и вести его к Богу. Вот Всевышний посещает Свой виноградник, а пастыри народа заняты своими делами, не приносят никакого плода.

Фиговое дерево плодоносит три раза в год. Если хозяин обратил внимание, что дерево уже третий год стоит без дела, значит плодов не было девять урожаев подряд. Утроенное число девять говорит о том, что мир достиг некой полноты или подошел к точке перезагрузки, говоря современным языком. Если говорить привычным библейским языком: грехи Израиля переполнили чашу терпения Господа. Те, кто должен нести Его Закон, погрязли в словоблудии и оставили Его народ в сомнениях и замешательстве.

6. Почему не была срублена смоковница?

Самый радикальный способ - это, конечно, срубить смоковницу. Это можно было бы сделать двумя способами. Во-первых, настроив народ против фарисеев, книжников и т.п. Во-вторых, объявив Себя Мессией, начать вооруженное восстание против всех власть предержащих. Под лозунгом «Вернем виноградник Израиля Господу» вполне можно было бы и вытоптать этот виноградник напрочь. Иисус же не идет на все эти экстремальные шаги, потому что для него важно сохранить каждое дерево. Мало того, Он смотрит не сколько на дерево, сколько на каждую конкретную клеточку, наполняющую его. Ему важно исцелить каждого!

Ведь и с древа смоковницы Он все-таки соберет добрые плоды. Это и Никодим, и Иосиф Аримафейский и, наконец, Савл, апостол Павел.

7. Кто же этот работник в винограднике Всевышнего?

Здесь ответ однозначный - Мессия. Виноградарь, который приходит в виноградник, чтобы ухаживать за ним и хранить его. И в этот момент Иисус выступает как защитник Израиля. Ведь если срубить смоковницу, то пострадает и лоза, оплетающая ее. Поэтому нужно дать этой смоковнице шанс преобразиться. Тут стоит обратить внимание еще на один образ, связанный со смоковницей. Она являет собой Закон. Следование Закону (Торе) сладко и праведно для евреев, потому что в нем раскрывается связь с Богом. Предлагая обложить смоковницу навозом и окопать ее, Иисус словно говорит Своим слушателям о том, что правильное истолкование Закона, правильное понимание его, преображение его, могут дать новую жизнь Израилю.

Интересно, что в притчи нет конца. Мы так и не знаем, что же ответил хозяин виноградника, как и не знаем, что случилось со смоковницей. Этот открытый конец помогает нам почувствовать себя участниками событий и перенести смысл притчи из плоскости отношения Бога и Израиля в плоскость взаимоотношения Бога и наших сердец, которые призваны стать Землей Обетованной, подвластной Господу, чтобы из них забили реки воды живой, потекли молоко и мед.

Анна Гольдина

Gaudete.ru

цитаты, статьи, религия, религпросвет, притчи, Библия, размышления о вечном

Previous post Next post
Up