У истоков праздника Преображения - событие, описанное в синоптических Евангелиях (от Матфея, Марка и Луки). Земное служение Христа подходит к концу. Он знает, что вскоре Его ожидают страдания и смерть. И хотя апостолы совсем недавно устами Петра исповедали Иисуса как посланного Богом Мессию, их вера всё еще не была достаточно твердой. И тогда Господь вознамерился укрепить ее при помощи откровения. Он берет с Собой Петра, Иакова и Иоанна, поднимается с ними на высокую гору и в ходе молитвы приоткрывает их изумленному взору отблеск сияния Своей Божественности. «И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17,2). Рядом со Христом являются ветхозаветные пророки Моисей и Илия и беседуют с Ним о Его предстоящей искупительной смерти. Петр, ослепленный лучами небесной славы, в восхищении восклицает: «Господи, хорошо нам здесь быть!» А с небес, как когда-то во время крещения Христа в Иордане, раздается голос: «Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф 17,5).
В Евангелии не сказано, на какой именно горе произошло Преображение, но предание, записанное в IV веке, указывает в этой связи на гору Фавор в Галилее. Те же самые три апостола, бывшие свидетелями Преображения на Фаворе, позднее станут свидетелями тяжких душевных мук Господа в Гефсимании. Однако Фаворские события глубоко врезались в их сердца, о чем свидетельствуют написанные ими спустя десятилетия послания. Апостол Петр в своем 2-ом Послании запечатлевает свидетельство своей веры во Христа воспоминанием Его славного Преображения, непосредственным очевидцем которого он был: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение”. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Петр 1,16-18). А апостол Иоанн в своем Евангелии говорит о том же событии так: «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин 1,14).
По мнению большинства историков, специальный церковный праздник в честь события Преображения возник в VI веке в Сирии. Согласно другой гипотезе, этот праздник был призван вытеснить празднование в честь Афродиты и был впервые установлен в Армянской Церкви св. Григорием Просветителем в начале IV века. В Византии праздник известен с VII века, соответствующие богослужебные тексты составили в VIII столетии св. Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский. Чуть позднее праздник появляется и на Западе (Неаполь, Испания, Франция). Лишь в 1457 г. Папа Каликст III провозгласил его обязательным для всей Западной Церкви в качестве благодарения за победу над турками под Белградом.
Преображение отмечалось в разных местах в разные дни, но, в конечном итоге, днем празднования стало 6 августа, причем эта дата отсчитывалась от праздника Воздвижения Креста (14 сентября), так как существовало мнение, что Иисус Христос преобразился за 40 дней до Страстей, воспоминанию которых был посвящен праздник Воздвижения. Следует отметить и особенное значение праздника Преображения для Византийской традиции, что связано со свойственным для нее богословием теозис («обожения») во Христе человеческой природы. В календаре Восточной Церкви Преображение относится к числу Двунадесятых, т.е. самых значительных праздников. Литургические тексты современного Римского Миссала подчеркивают смысл события Преображения как окончательного выявления всего спасительного деяния Божия, как манифестации надежды Церкви на достижение той же славы, которая уже является уделом ее Главы - Иисуса Христа; как свидетельства надежды, которая поддерживает ее в несении Креста и в стремлении уподобиться своему Господу.
Диакон В. Дегтярев
Сибирская католическая газета
sib-catholic.ru Молитва
Боже, в славном преображении Единородного Твоего Сына Ты подтвердил тайну веры свидетельством Моисея и Илии и чудесным образом предзнаменовал будущую славу усыновлённых Тобою детей; † дай нам, слугам Твоим, внимая гласу Возлюбленного Сына Твоего, * удостоиться стать Его сонаследниками. Он с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, * Бог, во веки веков. Аминь.
НОВЕННА К НАШЕМУ ПРЕОБРАЖЕННОМУ ГОСПОДУ
Данная Новенна - это всего лишь размышления и с помощью Бога, поможет нам понять смысл этого события. Ради будущей Славы, каждый крещенный должен принять Крест свой и следовать за Господом Своим Иисусом Христом. Новенна начинается 28 июля и завершается 5 августа. Праздник Преображения Господня Церковь отмечает 6 августа.
НОВЕННА К НАШЕМУ ПРЕОБРАЖЕННОМУ ГОСПОДУ
(СЛЕДУЕТ ЧИТАТЬ КАЖДЫЙ ДЕНЬ В ТЕЧЕНИЕ НОВЕННЫ)
I. Перед иконой Преображения Господня читается/поется следующий гимн).
Гимн Преображенному Господу
Ты есть Первый и Последний и живой;
И был мертв, и се, жив во веки веков.
Ты держишь в деснице Своей семь звезд,
И из уст Твоих выходит острый с обеих сторон меч;
И лицо Твое, как солнце,
Сияющее в силе своей.
Ты наследник всего,
Чрез Тебя и веки сотворены.
Вначале Ты основал землю,
И небеса - дело Твоих рук;
Они погибнут, а Ты пребудешь;
И все они, как риза, обветшают,
И, как одежду, Ты переменишь их,
И изменятся;
Но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся.
Тебе, возлюбившему нас и омывшему нас
От грехов наших Кровью Своею,
И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему,
Вместе с Отцом и Духом Святым
Слава и держава, сила и честь,
Во веки веков.
Аминь.
II. Обращение к Духу Святому
О приди, Дух Святой,
Наполни сердца верных Твоих,
Зажги в них огонь Любви Твоей.
Пошлешь Духа Твоего - созидаются,
и Ты обновляешь лицо земли.
Боже, светом Духа Святого Ты просветил сердца верных. Дай нам в том же Духе познать, что есть праведно, и да не оставит нас радость Его утешения. Через Христа, Нашего Господа.
Аминь.
III. Слово дня (размышление, молитва в тишине):
(смотрите вторую часть)
IV. Молитва
Отче бесконечно благой и милостивый, Сына Своего возлюбленного преобразивший и явивший во облаке блистающем, соделай, чтобы мы не ложно внимали словам Нашего Господа Иисуса Христа и сердцем, полным веры, возлюбили Слово Вечной Жизни.
Аминь.
V. Исповедание веры
Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли,
и в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего,
Который был зачат Святым Духом, рождён Девой Марией,
страдал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребён,
сошёл в ад, в третий день воскрес из мертвых,
восшёл на небеса и восседает одесную Бога Отца Всемогущего,
оттуда придёт судить живых и мертвых.
Верую в Святого Духа, святую Вселенскую Церковь, общение святых, прощение грехов, воскресение тела, жизнь вечную.
Аминь.
VI. Заключительная Молитва
Боже Отче, в преображенной славе Своего Единородного Сына Иисуса Христа Ты укрепляешь нашу веру подтверждением свидетельства Твоих пророков и, являя нам чудный Свет Своего Возлюбленного Сына, ведешь нас к небесному наследству Его, Который с Тобой живет и царствует в единстве Духа Святого, во веки веков. Аминь.
VII. Благословение
В. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
Все. И ныне и присно и во веки веков. Аминь (3 раза)
В. Благословим Господа.
Все. Благодарение Богу.
День первый(28 июля)
Тема дня: Радостный день.
(Прочитать 1 Петр 1:3-6)
В один прекрасный день Иисус попрощался со своим родным городом Назаретом и пошел в Капернаум. Капернаум был больше, чем Назарет, и недалеко от него. Однако решение Иисуса обозначало, что он должен попрощаться со своей матерью и с другими знакомыми. Каждое наше решение требует от нас, чтобы мы были готовы попрощаться с кем-то и оставить много чего в прошлом. Иисус попрощался потому, что Ему надо было начинать Свою Миссию, реализовывать Своё призвание.
Мария, Матерь Иисуса и наша матерь, также возрастала в вере и в понимании призвания Иисуса, и стала лучше понимать своё «ДА» Богу через ангела Гавриила. Для неё это обозначало неуверенность, страдания, страх и беспокойство. Христианское служение всегда означает призвание к жертвенной жизни. Это цена Царства Божьего. Преображение Господне наполняет нас радостью при решении следовать за Господом Иисусом Христом.
«Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю». (Пс. 120)
День второй(29 июля)
Тема дня: Моё собственное преображение
(Прочитать Пс. 123 - Если бы не Господь был с нами,)
Иногда во время сложных моментов нашей жизни мы спрашиваем себя - что должны сделать, каковы наше призвание и ответственность. Это те моменты, когда мы тронуты болью несправедливости вокруг нас и своими силами действуем, хотим принять меры, чтобы изменить жизнь к лучшему.
Это моменты, когда мы ощущаем Присутствие Божие, Который ведет нас к будущему, где осуществятся все наши надежды. Это моменты, когда Бог с нами разговаривает, и мы просвещаемся, чтобы понять смысл всех событий.
Иисус испытывал такой момент на горе Фавор, когда Он преобразился.
Боже, Ты рассеял тьму Своим Светом и излил Свой Свет в наши сердца, чтобы мы воззрели на сияющий лик Иисуса Христа.
Насыщай нас созерцанием Славы Твоего Сына в трудных моментах нашей жизни. Аминь.
День третий(30 июля)
Тема дня: Свидетельствовать о Воскресении
(Прочитать 1 Ин. 4:7-11)
Преображение Иисуса было необходимо для укрепления веры апостолов и для того, чтобы познать Божество Иисуса, Его единство с Отцом и Духом Святым, и также с пророками ветхого Завета. Может быть, есть еще другой вид преображения, который нужен нам, чтобы и мы, как апостолы, «не видели никого кроме Иисуса».
Преображение, о котором идет речь, это присутствие или пребывание Отца, и Сына, и Святого Духа в Слове, в ближнем нашем или в «одном из меньших сих» и, конечно же, в нас самих.
Такого рода преображение помогает нам видеть все сотворенное в новом истинном свете с удивлением и радостью. Оно также помогает видеть Самого Иисуса в повседневных событиях и людях, с которыми мы живем, работаем. Такой подход к событиям, людям и к жизни в целом очень трудный, но возможный. За этот процесс преображения мы и молимся.
О Боже, по благодати Своей Ты сотворил, избрал и предназначил нас к святости. Во Иисусе Христе Ты явил нам Свой замысел, помоги нам жить по Евангельским заповедям и преображением своим свидетельствовать о Христе, умершем и воскресшем. Аминь.
День четвертый (31 июля)
Тема дня: Испытывать Божие присутствие в нашей жизни - радость приобретения Христа
(Прочитать Ин. 13:36-38).
В эпизоде Преображения мы слышим слова ап. Петра, «Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии».
Как кратковременно наше желание пребывать с Иисусом или дать Ему пребывать внутри нас, в нашей жизни! Наша радость живет недолго. Большие шаги, сделанные во вспышках возбуждения, замедляются, порой и совсем останавливаются.
Преображение Господне открывает нам не только тайну красоты будущей славы, но и реальность того, что наш сегодняшний путь страшен и нелегок.
Вместе с Ап. Петром мы можем и должны воскликнуть и выразить свое желание пребывать с Господом, и чтобы Он дал нам радость Своего присутствия.
Боже Отче, Ты возлюбил нас так, что дал нам право называться и быть Твоими детьми. Соделай, чтобы по появлению Твоего Сына мы стали подобны Ему, который с Тобой живет и царствует в единстве Святого Духа, Бог во веки веков. Аминь.
День пятый (1 августа)
Тема дня: Преображение и агония.
(Прочитать Мк. 8:27-35)
Преображение ожидает Пасхальной тайны, которая начинается с креста. Иисус может достигнуть славы в Своем Воскресении. Но вначале Он должен умереть на кресте.
Преображение является подготовкой и укреплением для учеников, когда они будут стоять перед страстями и смертью Иисуса, когда Его слава кажется невидимой.
Это было дано ученикам, чтобы подготовить их к трагедии креста.
О Господи Иисусе Христе, перед Своими страстями и смертью Ты явил Воскресение Своим ученикам на горе Фавор. Мы молимся о Твоей церкви, которая трудится среди забот и тревог этого мира, чтобы в испытаниях она могла преображаться радостью Твоей победы. Аминь.
День шестой (2 августа)
Тема дня: Наша миссия как учеников Христа.
(прочитать Евр. 12:1-6)
Весь смысл, важность и ценность видения на горе Фавор и его сопровождающей Славы в том, что мы утверждаемся и укрепляемся в служении и терпении, «претерпевший же до конца спасется». Никто, к сожалению, не может остаться на горе славы, потому что повседневные обязанности ждут нас в долине. Христос исполнил Свою миссию не на горе, а в долине - Он явил Свою Мессианскую деятельность, исцеляя больных, благословляя детей, воскрешая мертвых и проповедуя Благую Весть нищим.
О Господи Иисусе Христе, Ты взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна и возвел их на гору высокую одних. Мы молимся за Папу нашего Бенедикта, епископа нашего Кирилла и за всех епископов, чтобы они укрепляли во всех верных надежду преобразиться в последний день. Аминь.
День седьмой (3 августа)
Тема дня: Преображение и Воскресение
(Прочитать Евр. 2:14-18)
Без Воскресения Христа из мертвых Преображение не имеет смысла. Преображение было бы показ или шоу силы Иисуса без какой-либо морали. Только Воскресение из мертвых подтверждает Славу Небесную, которая была явлена на миг апостолам на горе Фавор и которая по праву принадлежит Христу Иисусу. Именно эта настоящая слава будет явлена во второе пришествие Иисуса в последний день.
О Христе, Царь Славы, Ты дал Свой свет миру, когда сотворил небо и землю. Дай же и всем людям доброй воли ходить в свете Твоем до славного завершения земного пути. Аминь.
День восьмой (4 августа)
Тема дня: Откровение Иисуса троим.
(Прочитать Кол. 1:20-24)
Преображение Господне является самым ярким, славным и незабываемым моментом в жизни апостолов. Именно он будет готовить их к грядущим испытаниям. Петр, Иаков и Иоанн на горе Фавор видят и переживают этот момент, как предвкушение Славы, к которой смогут приобщиться в Царстве Отца Небесного. Это поможет им пережить и понять Страсти Христовы и затем самим принять страдание и смерть ради Христа.
О Христе Иисусе, на горе Фавор апостолы видели Моисея и Илию во Славе вместе с Тобой и уверовали, что тот, кто будет верить в Тебя, не умрет. Они, уповая на Твое Слово, прошли путь креста за Тобой. Просим Тебя, благослови Твой народ, который взывает к Твоему Имени и жаждет Твоего Царства - Царства Света и Жизни. Аминь.
День девятый (5 августа)
Тема дня: Преображение и Пресвятая Троица. (Прочитать Мт. 17:1-9)
Момент преображения для Самого Иисуса был решающим - подтверждением, что Он идет верным путем. Преображение всегда будет связано с Воскресением Иисуса из мертвых. Именно в Преображении перед нами открывается Слава Троицы. Отец воскресил Иисуса из мертвых и первым плодом прославления является Сам Дух Святой, которого пошлют Отец и Сын.
О Христе, Ты прославишь наши уничиженные тела так, что они будут сообразны славному Телу Твоему. (Послание Ап. Павла к Филиппийцам (Флп 3:21). Мы просим Тебя о наших усопших близких и родных, чтобы они созерцали Славу Пресвятой Троицы. Аминь.
Источник