Готовимся к Рождеству ч. 1 - История праздника Рождества

Dec 17, 2014 02:14

Рождество Христово (греч. Ή Γέννησιςτοϋ Χριστού, лат. Nativitas Domini) - 1) еванг. событие рождения во плоти Господа Иисуса Христа; 2) ежегодное церк. празднование этого события.

1) Рождение в мир Иисуса Христа описывается в Евангелиях от Матфея (Мф 1-2) и Луки (Лк 1-2). Каждое из двух повествований непосредственно о Р.Х. предваряется историей девственного зачатия Девой Марией Сына Божия и продолжается серией эпизодов, относящихся к детству Иисуса.

Евангелие от Матфея, говоря собственно о Р.Х., ограничивается краткой констатацией самого факта рождения в семье Иосифа Обручника и Марии (Мф 1, 25); за ней следует история поклонения Младенцу волхвов с Востока (Мф 2,1-12).

Евангелие от Луки дает более обстоятельное описание события Р.Х. (Лк 2,1-20), сообщая о переписи населения по повелению имп. Августа, когда каждый житель отправился туда, откуда происходил. Иосиф прибыл вместе с Марией в Вифлеем, где Она и родила Своего первенца в хлеву, потому что не оказалось места в комнате для гостей. В эту ночь пастухам, стерегшим неподалеку стадо, предстал ангел, радостно возвестивший им, что в Вифлееме родился Христос; вместе с ним явилось ангельское воинство, славящее Бога. Пастухи, вняв вести ангела, поспешно отправились в Вифлеем, где нашли Младенца, лежащего в яслях (кормушке для скота), и сообщили Марии и Иосифу, что им было сказано об этом Младенце.

В совр. библеистике все более признанным становится мнение о том, что темы рождения и детства Иисуса не были предметом ранней апост. проповеди, и, соответственно, главы об этом вошли в тексты Евангелий от Матфея и Луки несколько позже осн. содержания этих книг. Хотя они безошибочно передают спасительную истину о Воплощении, задача этих повествований не состояла в том, чтобы точно передать ист. факты; многие из представленных в них деталей призваны прояснить отд. стороны содержания кажлого из Евангелий, которое они предваряют, равно как и продемонстрировать исполнение в.-з. пророчеств о пришествии Мессии, в т.ч. происхождение Его из рода царя Давида.

2) Литург. празднование Божественных тайн изначально концентрировалось вокруг Пасхи страстей и воскресения Господа, лишь много позднее включив в круг года праздник Крещения Господня и еще позже - Р.Х.

Календарной дате Р.Х. первоначально не придавалось значения, и, вероятно, в Церкви на этот счет существовали различные мнения. Климент Александрийский говорит о 20 мая (в др. месте - о 20 апреля). На Востоке в IV в., если не раньше, Р.Х. праздновалось одновременно с Крещением Господним (6 января): это основывалось на бытовавшем тогда толковании Ак 3, 23, что Иисус якобы крестился в день Своего 30-летия.

Впервые дата 25 декабря появилась в т.н. Календаре Филокала, который отражает литург. календарь Рим. Церкви на 354. Есть основания полагать, что этот день был выбран не случайно. Во-первых, существовал рим. праздник сатурналии (неделя перед зимним солнцестоянием), а во-вторых - введенный в правление имп. Аврелиана (270-275) праздник Рождения Солнца Непобедимого (Natalis solis invicti), который был заимствован из вост. культа солярного божества Митры, широко чтимого в Рим. империи в первые века нашей эры. Он отмечался сразу после зимнего солнцеворота, когда начинает увеличиваться продолжительность дня. Именно на сменуему Церковь ввела праздник в честь Рождения Солнда правды - Христа, очень скоро распространившийся на всем Западе. Самая ранняя зап. проповедь на Р.Х. встречается у Зенона Веронского.

В кон. IV в. Р.Х. проникло на Восток как отдельный от Крещения Господня праздник. В Сирии Иоанн Златоуст в одной из проповедей в дек. 386 (или 388) говорит, что в наступающее 25 декаря впервые здесь будет праздноваться Р.Х.; он рассказывает, что на Западе этот праздник известен издавна, а в Антиохию сведения о нем проникли совсем недавно. Через неск. дней в проповеди на день Р.Х. Иоанн Златоуст вновь коснулся истории праздника, говоря: «Нет еще 10 лет, как этот день стал известен нам». Слово на Р.Х. есть у Василия Великого; Григорий Назианзин ввел этот праздник в Константинополе. Споры IV-VI вв. о воплощении и ипостаси Сына Божия способствовали усилению популярности Р.Х. как самостоятельного праздника во мн. регионах Востока. Тем не менее, в Иерусалиме и в самом Вифлееме оно еще долго продолжало праздноваться одновременно с Крещением. Дольше всего празднование этих двух еванг. событий в один день сохранялось в армян, традиции (в Армян. Апост. Церкви эта практика существует по сей день, однако у армяно-католиков праздники разделены).

В Средние века на Западе праздник Р.Х. (а также продолжающий его праздник Богоявления, который все в большей степени связывался здесь с воспоминанием поклонения волхвов, а не крещения Господня) постепенно начал опережать Пасху по значимости. Возможно, не последнюю роль в этом сыграло характерноедля ср.-век. христ. Запада усиление внимания к человеч. аспекту личности Иисуса Христа, особо проявившееся в культе, с одной стороны, Младенца Иисуса, а с другой - Страстей Христовых, в который зачастую привносилась доля сентиментальности. В XIV в. Р.Х. окончательно вышло на первенствующее место на Западе. Только в сер. XX в. Пасхе в Католической Церкви лат. обряда официально возвращено первенство среди праздников литург. года. Тем не менее в рел. сознании большинства верующих в странах Запада Р.Х. продолжает оставаться гл. праздником в году.

В зап. традиции Р.Х. предваряется подготовительным литург. периодом Адвента, который первоначально был временем поста. В навечерие Р.Х. (рождественский сочельник) предписывался строгий пост.

В день Р.Х. предписано совершать 3 мессы: в полночь, на заре и днем (после литургической реформы 2-й пол. XX в. может быть добавлена предваряющая их месса сочельника, присоединяющаяся к 1-й вечерне праздника). Эта традиция, отмеченная уже в Сакраментарии Гелазия (VIII в.), восходит к стациональному богослужению в Риме (в свою очередь, заимствованному из Иерусалима), при котором службы совершались в неск. местах подряд и 1-я месса служилась в базилике Св. Марии Великой (Санта Мария Маджоре), где находилась часовня Яслей (oratorium Praesepis), уподобленная базилике Рождества в Вифлееме. В позднее Средневековье сложилось толкование этих трех месс как символов «трех рождений» Христа: от Отца прежде всех веков, от Девы в ист. времени и мистически в душе верующего. В Польше и ряде др. стран Вост. Европы эти мессы называются (по их еванг. чтениям и антифонам), соответственно, ангельской, пастырской и царской (имеется в виду поклонение Младенцу ангелов, пастухов и волхвов, традиционно считавшихся царями).

Р.Х. празднуется с октавой (что сохранено и в реформированном календаре) и открывает собой Рождественское время - литург. период, продолжающийся до праздника Крещения Господня.

В визант. традиции Р.Х. предваряется 40-дненмым рождественским постом, не имеющим, в отличие от Адвента, литург. оформления. Однако праздник предваряется предпразднеством, имеющим неск. ступеней. Наиболее выделяются дни 20-24 декабря, когда имеет место нарочитое копирование некоторых структурных элементов богослужений, предваряющих Пасху. В целом же Р.Х. празднуется в византийском обряде менее торжественно, чем Пасха.

Р.Х. открывает собой 2-недельный праздничный период, на Руси получивший название святок.

В обычаях празднования Р.Х. обнаруживаются следы разнообразных элементов языческих празднеств, связанных с зимним солнцеворотом, которые существовали у ряда народов Европы и были замещены Р.Х. (сатурналии у римлян, йоль у германцев и др.).

Наряду с этим в разных христ. странах в связи с Р.Х. сложилось немало паралитургических обрядов и нар. обычаев, выражающих подлинное благочестие с присущим каждому отд. народу своеобразием. В некоторых европ. странах со времен Средневековья известны литургические и религиозные драмы, разыгрывавшиеся по случаю Р.Х. Оформление рождественских вертепов в период Адвента является неотъемлемой частью празднования Р.Х. у мн. народов. Песенный фольклор, равно как и авторская поэзия и музыка, находит яркое выражение в рождественских колядках.

Р.Х. в большинстве стран воспринимается как домашний праздник, отмечаемый прежде всего в кругу семьи. Важное место в его праздновании уделяется застолью, особенно семейному рождественскому ужину, предваряющему полуночную мессу. У каждого народа с этим ужином связаны различные традиционные блюда (в ряде стран, учитывая пост в сочельник, они являются заведомо постными по составу) и собственные обычаи, напр., преломление облаток (рождественского хлеба) у народов Вост. Европы и т. п.

Почти у всех народов на Р.Х. принято обмениваться подарками. В одних странах это происходит до полуночи, в других - по возвращении с ночной мессы (а дети получают подарки только наутро).

Издавна в Р.Х. было принято украшать жилище зелеными ветвями. В последние неск. веков к ним добавился обычай украшения рождественской ели, ставший повсеместным.

С праздником Р.Х. связано появление нескольких особых жанров светской худож. культуры. Наиболее примечательный среди них - святочный рассказ, выдающиеся образцы которого создавались писателями как на Западе (Щелкунчик Э.Т.А. Гофмана, Левочка со спичками Х.К. Андерсена, Рождественская песнь в прозе и Сверчок на печи Ч. Диккенса, Лары волхвов О'Генри и др.), так и в России (Ёлка и Рождественская сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина, Мальчик у Христа на ёлке Ф.М. Достоевского, Христос в гостях у мужика Н.С. Лескова, Чудесный доктор А.И. Куприна, Волхвы И.А. Бунина и др.).

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2011. Т 4. С. 259-263.

Источник

статьи, история, готовимся к Рождеству, Рождество, религия, праздники, традиции, религпросвет, Библия

Previous post Next post
Up