12 декабря - Матерь Божья Гваделупская, покровительница Латинской Америки

Dec 12, 2014 23:37



Историю появления образа можно прочитать здесь, а мы сегодня разберем, что означают его детали для тех народов, что он был явлен.




Название «Гваделупа» происходит от искаженного ацтекского слова означающего: «Та, которая раздавливает змея». Есть еще вариант: «Та, которая выгоняет того, кто нас пожирает». На месте разрушенного храма богини Тонанцин был построен храм посвященный Деве Марии Гваделупской. И начался массовый добровольный переход индейцев в христианство. За каких-то 6 лет крещение приняли 8 миллионов человек- практически все население тогдашней Мексики. Это действительно было настоящим чудом, учитывая как сложно, тяжело и медленно продвигалась христианизация в других местах. В Европе, например, распространение христианской веры заняло не одну сотню лет.

Чтобы понять и в какой-то мере объяснить чудо стремительной евангелизации Мексики, надо попробовать взглянуть на нерукотворный образ Девы Марии Гваделупской глазами индейца того времени. Символы, которыми Образ насыщен, были понятны ацтекам с детства, хотя черты лица Девы не являются вполне индейскими. Они скорее принадлежат женщине-метиске (метисы - потомки смешанных браков между европейцами и индейцами). Что видят и что понимают ацтеки глядя на образ Девы Марии Гваделупской? Длинные распущенные волосы - символ девственности. Черный пояс опоясывающий Деву выше талии означает беременность. Вот Вам четкое и хорошо понятное индейцам объяснение одного из главных положений христианской религии - о непорочном зачатии.

Дальше-больше. Два конца ленты трапециевидной формы, свисающие до самого низа говорят о том, что на смену старого приходит новое. (Прощло только 10 лет как Кортес взял штурмом и разрушил столицу империи ацтеков Теночтитлан, на месте которой был основан Мехико, а в жизни местного населения произошло так много изменений). Дева заслоняет собой Солнце (его лучи охватывают всю фигуру по периметру)- это значит, что она сильнее бывшего верховного божества языческой веры, олицетворявшего собой Солнце и войну. Но, все же, руки Девы сложены как будто она молится - значит она не Бог.

Но, пожалуй, самым важным символом Образа для индейца является четырехлепестковый цветок Науи Оллин (цветок Солнца). В культуре ацтеков он несет в себе фундаментальные понятия бытия: центр Вселенной, четыре стороны света, живительная энергия Солнца, полноценная жизнь, бесконечное движение. Ацтек, увидевший изображение цветка Солнца на одежде Богоматери, сразу понимал чьё изображение он видит перед собой. И ему становилось понятно, что прекрасная смуглянка носит в своём лоне Господа. На тунике Девы находится также изображение восьмилепесткового цветка, символизирующего соединение Венеры с Солнцем - тоже чрезвычайно важный символ в культуре ацтеков, символизировавший соединение двух главных богов ацтекского пантеона. Исследователи отмечают и многие другие символы древней индейской культуры отраженные на иконе: цвет голубой туники и розовой накидки символизирует небо и землю; многоцветные крылья ангела, поддерживающего Деву, похожи на окрас священной птицы Тциницкан. И т.д.



Науи Оллин (цветок Солнца) - фрагмент одежды Девы Марии Гваделупской.

Что же получается? Через 10 лет после разрушения храма богини Тонанцин индейцы снова стали приходить со всех концов страны на священный холм чтобы поклониться Матери Божьей. Имя Тонанцин переводится с языка науатль как «наша уважаемая мать». Кстати, французы называют Богородицу «Нотр-Дам»(Наша Дама), испанцы «Нуэстра Синьора» (Наша Госпожа). Тонанцин, в одной из своих ипостасей, являлась покровительницей рожениц и женщин умерших при родах. Она также являлась богиней земли и плодородия. Тонанцин часто изображалась с младенцем на руках. Правда, внешне Дева Гваделупская смотрится намного привлекательнее прежней ацтекской богини. Да и нравом она помягче, не требует человеческих жертвоприношений. А в остальном, в глазах местных жителей, изменилось не так уж много. Естественно, к большому негодованию христианских священников, индейцы очень долго называли Деву Марию именем Тонанцин.

На изображении Девы Марии Гваделупской присутствуют и традиционные европейско-христианские символы. Сам день появления изображения Богородицы на плаще Хуана Диего, 12 декабря по старому стилю, является символическим - это 22 декабря по нынешнему, Григорианскому календарю! (Католики перешли на Григорианский календарь раньше православных, поэтому разница между старым и новым стилем у них меньше). Это день зимнего солнцестояния, солнцеворот, победа света над тьмой. Звезды на образе Девы Марии расположены не просто так, а воспроизводят созвездия. Их расположение соответствует зимнему небу Мексики 22 декабря 1531 года, но с «маленькой» поправкой - созвездия выглядели так, если бы наблюдатель находился не на Земле, а в центре солнечной системы!

Расположение звезд на накидке Девы Марии Гваделупской всегда вызывало большой интерес у специалистов. Созвездие «Северная корона» венчает голову Девы Марии - Царицы Неба и Земли.( В католической культуре принято «короновать» Деву Марию). Созвездие «Дева» расположено на сердце Богородицы (символ девственности). Напротив лона Богородицы находится созвездие «Льва» с яркой звездой «Регул» , в переводе с латинского означающего «принц», «маленький король». (Символизирует рождение Девой Марией маленького «принца» - Иисуса Христа).

Для коренного народа Мексики, индейцев разных племен и народностей , но особенно для ацтеков, явление Богородицы оказалось настоящим спасением и надеждой на лучшее будущее. В тяжелые годы: государство разгромлено, столица разрушена, верховный правитель взят в плен и убит, на месте храмов одни развалины, всюду хозяйничают страшные пришельцы у которых, какой ужас, на лице растут длинные волосы( все индейцы безбородые). В фантастических фильмах земляне подобным образом воспринимают ужасных и жестоких инопланетян. И тут появляется светлый луч в этом царстве мрака и безнадежности - появляется богиня Тонанцин, такая родная и понятная, хотя страшные чужестранцы называют ее иначе (дикари), но хоть не валяют храм и позволяют людям приходить к ней со своими бедами и заботами. Действительно, явление Богородицы в декабре 1531 года оказалось очень своевременным и помогло народам Америки сравнительно просто перейти на новый виток развития цивилизации.

Источник и статья целиком

Молитвы

Святая Мария Гваделупская помоги мне грешному(ой) справиться с трудностями и настави меня на праведный путь, призри на меня своим оком и сохрани от смерти и болезни во имя Отца и Сына и Святаго Духа . Аминь

Приходим к Тебе, Дева Мария Гваделупская,
Так как на Тепеяке мы уверовали,
что Ты наша Святая Матерь,
и в Твоем Пятом Откровении помилуй нас
и с материнской заботой излечи все недуги.
Мы больны душой.
Исцели нас, милостивая Госпожа,
чтобы мы всегда пребывали в благодати Христа Спасителя.

Матерь Бога и Матерь наша,
пробуди в наших сердцах
таких же безжизненных и холодных, как Тепейяк,
любовь к Богу и нашим братьям. Аминь.

Стрит-арт на тему

святые, литургический календарь, святыни, история, явления Богородицы, Дева Мария Гваделупская, Богородица, религия, Адвент, молитва, праздники, религпросвет

Previous post Next post
Up