"Вечный" кайзер - 100 лет со дня смерти Франца Иосифа.

Nov 19, 2016 16:52

21 ноября исполняется 100 лет со дня смерти австрийского кайзера Франца Иосифа, который умер в возрасте 86 лет в самый разгар первой мировой войны 21 ноября 1916 года.

Франц Иосиф (1830-1916) в молодости и в старости:




Неудачливый полководец, закоренелый консерватор, при котором Австрия потеряла свою былую роль на международной арене. Но с другой стороны именно с его именем связывают «старые добрые времена» (2-3 десятилетия до первой мировой войны) - расцвет науки, медицины, искусства, подъем экономики, рост благосостояния.

То, с каким стоическим мужеством Франц Иосиф сносил выпавшие удары судьбы - смерть первой дочери, казнь любимого брата, самоубийство единственного сына, убийство обожаемой супруги, смерть второго наследника в Сараево - все это создало у подданных образ жертвенного страдальца, героя и защитника. Еще при жизни он стал легендой и «отцом нации».

Он правил страной 68 лет. У него было 15 внуков и 55 правнуков. Но преемником его стал не прямой потомок, а его внучатый племянник.

Под катом фоторепортаж о его жизни.


Уже во время правления дяди Фердинанда стало ясно, что от слабого умом и телом императора потомства не дождаться. Поэтому взоры и надежды династии были обращены к его младшему брату Францу Карлу и его жене Софи Баварской. После нескольких выкидышей у эрцгерцогини в 1830 году наконец-то родился здоровый мальчик, названный в честь деда - Францем, а за ним еще три сына. Будущее династии было обеспечено!

Годовалый Франц с матерью Софи (ее портрет есть в "Галлерее красавиц" в Мюнхене):




«Айей» (няней) мальчика была преданная эрцгерцогине баронесса Луиза фон Штурмфедер. Маленький Франци очень любил свою «айю». Однажды, переполненный чувством детской любви к ней, он воскликнул: «А когда ты умрешь, я сделаю из тебя чучело, чтобы ты всегда была со мной!»

Трехлетний Франц (заметьте: с военными игрушками):




С самого начала эрцгерцогиня Софи, обладавшая политическим влиянием и игравшая при дворе доминирующую роль, готовила старшего сына на роль будущего императора. Его воспитание и образование проходило под неусыпным контролем матери и канцлера Меттерниха. Столпами воспитания были чувство долга, приверженство католичеству и династическое сознание.

Большое внимание уделялось языкам. Основными языками преподавания были немецкий и французский, который был в то время языком политической элиты. Затем последовали уроки чешского и венгерского, а позже - польского и итальянского, как языков империи. Латынь и греческий тоже не забывали. Особенный талант Франц показывал в живописи, которая его всегда интересовала. Музыкой он интересовался куда меньше. Каждый день в плане уроков были физические упражнения - плавание, фехтование, верховая езда, танцы, гимнастика. Плюс военное дело. «Основы государственной политики» ему преподавал сам Меттерних.

8 летний Франц:




У юноши было почти не было свободного времени. В 6-летнем возрасте его учебная программа занимала 13-18 часов в неделю, в 7-летнем - 32 часа, а в возрасте 16 лет он был занят учебой с 6 утра до 9 вечера. Его биографы считают, что именно эта строгая «дрессировка» сформировала характер Франца на всю жизнь. Именно в юном возрасте во Франце был заложен прочный фундамент осознавания себя как «солдата» и «первого слуги государства».

Подросток - эрцгерцог Франц:




Во время мятежей 1848 года императорская семья бежала из Вены в моравский Оломоуц. Ввиду тяжелой политической обстановки именно в этом провинциальном городке и произошла смена трона. Слабовольный император Фердинанд вынужден был отказался от своих полномочий. Вообще-то следующим претендентом на трон был отец Франца - эрцгерцог Франц Карл. Но этот тихий безвольный человек не имел никаких амбиций и под напором энергичной жены Софи отказался от своих прав с пользу сына.

Так сбылась заветная мечта эрцгерцогини Софи! Пусть ей самой не довелось поносить корону, но зато она добыла эту корону для своего первенца Франца!

Вначале планировалось, что 18-летний император будет править, как «Франц II“ (в память о дедушке Франце I). Но затем решили к имени Франц прибавить имя Иосиф, в память о популярном в народе Иосифе II. Так появилось непривычное для габсбургского трона двойное имя «Франц Иосиф», без дефиса.

Франц Иосиф (сидит) с младшими братьями:




Юный император вскоре разочаровал надежды прогрессивных слоев. За фасадом юности скрывалась реакционно-консервативная натура. Революция была жестоко подавлена, ее лидеры были либо казнены, либо заточены в тюрьму, либо изгнаны из страны. Франц Иосиф также всячески препятствовал введению Конституции и правил авторитарно, считая, что он в ответе только перед Богом.

В первые годы правления, будучи молодым и неопытным, Франц Иосиф был под влиянием своего окружения - в первую очередь матери и консервативных советников.

В 1854 году 24-летний Франц Иосиф женится на 17-летней двоюродной сестре Элизабет (1837-1898), Sissi. Историю этой встречи все знают по трехсерийному фильму Sissi. Фильм слишком сахарно-сиропно-лубочный, но в целом он передает достоверную историю, что сначала молодому императору прочили в жены Хелену, старшую сестру Элизабет, но он влюбился в младшую и о других невестах и слышать не хотел.




Всю жизнь Франц Иосиф обожал свою красавицу жену. Она не могла ответить на его чувства в той же мере и испытывала к мужу скорее симпатию. Несмотря на кардинально противоположные характеры с годами между ними завязалось некое подобие дружбы на расстоянии, потому что Элизабет проводила большую часть времени вне двора.

В браке родилось четверо детей:
1. эрцгерцогиня Софи Фредерика (1855-1857), умерла от кишечной инфекции в возрасте всего лишь двух лет
2. эрцгерцогиня Гизела (1856-1932) росла вместе с братом, который был всего на 2 года младше. Воспитанием обоих детей занималась бабушка. Отношения с матерью у Гизелы были дистанцированные. А вот с отцом они хорошо понимали друг друга. Она всегда находилась в тени кронпринца Рудольфа, к которому было приковано все внимание двора. Была очень дружна с братом.
3. кронпринц Рудольф (1858-1889). Единственный сын. Наследник. Между консервативным отцом и его единственным либеральным сыном царило полное непонимание вплоть до конфликтов. Сын хотел учиться в университете, но отец считал, что это не царское дело, но и участвовать в управлении страной сына не допускал. Сын был обречен вести праздную жизнь и дожидаться пока отец прикажет долго жить. Сам отец женился по любви, а вот сыну жену выбрал такую, которую тот терпеть не мог. Бесцельность существования и разочарования (отчасти) и привели к трагедии в Майерлинге.
4. эрцгерцогиня Мари Валери (1868-1924), «поскребыш», любимица матери. Чтобы упрочить симпатии венгров и родить второго сына именно в Венгрии, беременная Элизабет специально поехала рожать в Будапешт. Но родилась дочь...Девочку воспитывали строго про-венгерски, в Венгрии и ее первым языком был венгерский. До 16 лет она не имела права заговорить с отцом иначе, чем по-венгерски. Как будто в отместку навязываемым ей взглядам во взрослом возрасте Мари Валери стала сторонницей немецкого национализма.

Семейное фото. Франц Иосиф (крайний слева) с женой, двумя старшими детьми, родителями, младшими братьям и женой брата.




Наверное, единственное фото, где он изображен вместе с женой и детьми.

Свою самую большую геополитическую ошибку Франц Иосиф совершил во время Крымской войны 1853-1856 между Россией и Османской империей. Вместо того, чтобы в этом конфликте за территории у Черного моря поддержать Россию, чьи ружья помогли подавить мятежи 1848/1849 года в Австрии, Франц Иосиф занял нейтральную позицию. А ведь альянс этих двух реакционных режимов Европы мог бы быть хорошим противовесом остальным странам.

За первым последовали следующие серьезные испытания….Потеря северно-итальянских территорий вследствие Risorgimento и объединения Италии... Поражение при Сольферино в 1859 году было и личной трагедией Франца Иосифа, так как в этой битве он сам командовал армией. Поражение показало его полную несостоятельность, как полководца. В 1859 году была отошла к Италии Ломбардия, самая богатая провинция империи. В 1866 году была потеряна область Венеция…

Молодая семья (но это не фото!).




Править империей, где проживали десятки разных народов, было нелегко...Самой опасной пороховой бочкой являлась Венгрия, таящая в себе скрытую мятежную энергию. Венгрию приходилось постоянно «ублажать» и дать ей в 1867 году статус королевства внутри империи. Чехи и славяне на Балканах считали себя обделенными и тоже требовали автономий. В провинциях нагнеталось недовольство...Франц Иосиф был не в силах разрешить эту проблему.

1867. Коронация в Будапеште:




C двумя старшими детьми - Гизелой и Рудольфом:




Апогеем неудач и непоправимой катастрофой было поражение Австрии в битве при Кёниг-Гретце в 1866 году, где победу одержали немцы. Если раньше в связке «Германия-Австрия» на протяжении веков ведущая роль всегда принадлежала второй (и большинство императоров Священной Римской Империи немецкой нации были Габсбургами), то сейчас первенство постепенно стала брать Германия под руководством политически дальновидного Бисмарка, который привел свою страну к 1871 году к объединению под началом Пруссии. Австрии теперь была отведена роль «младшего партнера».

С сыном Рудольфом на охоте:




Жизнь Франца Иосифа была подчинена строгому расписанию. В 4 утра подьем, утренний туалет, а в 5 утра он уже сидел на письменным столом и работал до вечера. Завтрак и обед ему сервировали тут же в рабочем кабинете. В отличие от своей жены он редко ездил за границу. Каждое лето он неиземенно проводил в своей вилле в Бад Ишле. Только 6 лет из своих 86 он не был а Бад Ишле. Он очень любил идиллию Зальцкаммергута.

Вилла кайзера в Бад Ишле.




Здесь в Бад Ишле 28 июля 1914 года Франц Иосиф подписал знаменитый манифест "К моим народам!" - с которого началась трагедия 20 века...

Он считал своим долгом «ходить в народ». По всей Австрии и поныне можно увидеть сотни мемориальных досок, говорящих о том, что «в такой-то день такого-то года этот дом/трактир/вокзал/отель/мост/завод почтил своим высочайшим присутствием Его Величество….»




Но время шло….Францу Иосифу уже невозможно было управлять авторитарно, как его предкам... Под нажимом обстоятельств в 1867 он вынужден был санкционировать образование Парламента (Reichsrat), состоявшего из Нижней и Верхней Палаты. Таким образом Австро-Венгрия превратилась из абсолютной в конституционную монархию. На бумаге. А на практике….В отличие от британской конституционной монархии австрийское правительство по-прежнему больше подчинялось императору, чем Парламенту. Министры были в первую очередь «инструментами императорской воли». Последнее слово было по-прежнему за Францем Иосифом. Он имел право наложить вето на любое решение Парламента.

Рудольф. Отец так никогда не не понял поступка сына, считал его слабаком. Рудольф оставил предсмертные письма всем членам семьи кроме отца.




Франц Иосиф был чиновником-бюрократом до мозга костей. Ежедневно много часов он проводил за своим письменным столом, разбирая документы и подписывая бумаги. При нем бюрократический аппарат достиг небывалого расцвета. В народной памяти навечно запечатлелся его легендарный образ в виде склонившегося над своим письменным столом старика.




Этот образ ассоциировался у простого обывателя со спокойствием,порядком и миром. Кайзер работает с утра до вечера на наше благо, а, значит, все идет, как надо!

60-70е годы 19 века в Австро-Венгрии ознаменовались бурным культурным и экономическим подъемом. Создавались новые фирмы и предприятия, возникали новые отрасли. Фокус экономики страны перемещался от сельского хозяйства к промышленности, от феодализма к капитализму...Из зажиточного мещанства выросдовольно многочисленный слой бюргерской и финансовой элиты - «второе общество» («первым» обществом считалась аристократия). Югендстиль, Венский сецессион... Венская школа медицины (на рубеже 19-20х веков одна из самых продвинутых в Европе)...Франц Иосиф относился к этим переменам довольно противоречиво…Он ничего не имел против развития, но венский двор оставался цитаделью консерватизма, а его дворцовый протокол был самым закостенелым в Европе. Он долго противился автомобилю, предпочитал по старинке конные экипажи. В этом он был полной противоположностью немецкому кайзеру Вильгельму, который просто был помешан на техническом прогрессе.

Дочери Франца Иосифа - Гизела и Мари Валери:




Семейные отношения с супругой не складывались. Экзальтированная «не от мира сего» Элизабет не была создана для трона и обязанностей супруги монарха. Поэтому у Франца Иосифа были связи на стороне. Около 14 лет длилась связь с Анной Наховски (1860-1931), и, как предполагается, отцом по крайней мере одного ее ребенка является Франц Иосиф. На протяжении двух последних десятилетий жизни старика его верной подругой была актриса Катарина Шратт (1853-1940), «гнедиге фрау», как ее называли при дворе. Сама императрица, пока была жива, поощряла эту связь.

Франц Иосиф с К. Шратт на прогулке:




Катарина Шратт унесла с собой в могилу много тайн Франца Иосифа, и после его смерти ни за какие деньги не соглашалась писать мемуары и давать интервью.

Франц Иосиф редко болел и редко обращался к врачам. Только нечто из ряда вон исключительное могло заставить его прилечь. Однажды его ляйб-медик в назначенное время пришел к нему выкурить трубку, а камердинер ответил, что император не может его (ляйб-медика!) принять, так как плохо себя чувствует.
Франц Иосиф был заядлым курильщиком. Когда он во время своих посиделок с трубкой на пару с адъютантом вызывал звонком камердинера, тот из-за плотной завесы дыма не сразу мог распознать, в какой части комнаты находится Его Величество.

Одним из немногих увлечений старика была охота. Зальцкаммергут:




Два последних десятилетия 19 века были (по крайней мере внешне) периодом расцвета Австро-Венгрии. В монархии царили стабильность имир. Но несмотря на спокойную внешне поверхность в глубине начиналось «брожение» нерешенных проблем. Мир вступил в новый 20-й век, а «старик из Шёнбрунна» сидел, склонившись за своим письменным столом, читал и подписывал документы и не замечал изменений вокруг него. Старый император все больше уходил в себя...Его личные трагедии (самоубийство сына в 1889 и убийство жены в 1898 ) еще больше усугубили его изоляцию и одиночество. Жена погибла, замужние дочки жили далеко, внуков он видел только по большим праздникам...

1898. Год гибели Сисси. Последнее фото с женой (она уже не позволяла себя фотографировать близко):




С новым кронпринцем Францем Фердинандом отношения не складывались. Не только из-за политических взглядов, но и из-за того, что наследник пренебрег своим династическим долгом, женившись ниже своего статуса на графине. Этот поступок был для Франца Иосифа абсолютно непостижим - как мог будуший император поставить личное счастье впереди своего долга??? Споры Франца Иосифа и Франца Фердинанда часто велись на повышенных тонах. И старый кайзер кричал вслед наследнику: «Пока я жив, все будет по-моему!».

Как и Рудольф в свое время, Франц Фердинанд и близко не подпускался к государственным делам. Как кстати позже и новый кронпринц Карл. Старый Франц Иосиф считал, что наследник должен терпеливо держаться на заднем плане, внимательно наблюдать и никуда не вмешиваться. Ему незнакома была роль кронпринца и томительное безделье в ожидании трона - ведь сам он принял трон в 18-летнем возрасте.

Примерно 1895 год. Встреча с королевой Викторией в Hotel du Cimiez в Ницце:




Оба монарха приняли трон в 18-летнем возрасте. Но на этом их сходство заканчивалось. Франц Иосиф был автократом, а Виктория конституционным монархом.

Положение Австрии в Европе становилось все более критическим. В 1908 году Австрия захватила Боснию-Герцгеговину, тем самым войдя в конфликт с Россией и Османской Империей. Из союзников оставалась только Германия, которая однако отводила Австрии роль «младшего брата».

1911. Франц Иосиф на свадьбе эрцгерцога Карла и Циты Бурбон-Пармской (будущей последней императорской пары)..




Эффект разорвавшеся бомбы произвело убийство 28 июня 1914 года в Сараево эрцгерцога Франца Фердинанда и его супруги Софи. Престарелый Франц Иосиф принял это за оскорбление чести всей династии и объявил войну королевству Сербии, которую он считал закулисным зачинщиком трагедии в Сараево! Цепная реакция - и первая мировая война началась!

С кабинет-директором бароном Шисль-Персторфф:




Историки по-разному оценивают роль Франца Иосифа в развязывании первой мировой войны. Одни считают, что дряхлый старик, потерявший чувство реальности, был уже не в состоянии распознать последствия своих поступков. Другие утверждают, что он вполне сознательно повел страну к краю пропасти, считая, что пусть ценой многих жертв, но война «оздоровит» погрязшую в проблемах страну. Как доказательство фатализма известна его фраза: «Если нам суждено погибнуть, то пусть это выглядит достойно!»

В конце октября 1916 года старика стали одолевать приступы кашля, пропал аппетит, а общее состояние здоровья ухудшилось. Генерал-адьютант граф Паар отдал службе протокола распоряжения «срочно принимать меры по подготовке на случай кончины кайзера». Ляйб-медик доктор Керцль поставил диагноз воспаление легких.

Спальня Франца Иосифа. В углу справа его весьма спартанская кровать, в которой он умер:




По воспоминаниям камердинера в последние дни старик больше всего страшился не смерти, а того, что в этот трудный час страна без него пропадет. Франц Иосиф старался придерживаться спартанского рабочего ритма, выработанного десятилетями, и 20 ноября утром после бессоной ночи, сотрясаемый мучительным кашлем, монарх поднялся и сел за письменный стол. Но из-за затрудненного дыхания и жара ему пришлось снова лечь в постель...

В Шёнбрунн стали подъезжать самые близкие, в том числе кронпринц Карл с супругой Цитой - испуганные, молодые, неопытные, с ужасом представлявшие, какая чудовищная ответственность вот-вот на них навалится...

"Гнедиге фрау" Катарину Шратт не пустили проститься с кайзером - таков был приказ обергофмейстера князя Монтенуово.

На вопрос ляйб-медика какие будут распоряжения, Франц Иосиф ответил четко: «Я не успел закончить работу, разбудите меня завтра, как обычно, в полчетвертого.» Но ему уже не суждено было подняться. 21 ноября в 9 вечера Франц Иосиф скончался.

30 ноября 1916 года вся Вена была погружена в глубокий траур. Черным было все - флаги, экипажи, одежда людей, и сам день выдался хмурым, накрапывал дождь. Черный катафалк с гробом, запряженный восьмеркой черных лошадей, медленно двигался по улицам Вены в направлении склепа Капуцинов - усыпальнице Габсбургов, где покойный нашел свое последнее пристанище между женой и сыном...




За гробом шли не только новый император Карл, но и императрица Цита с 4-летним кронпринцем Отто. Это было отступлением от издавна заведенной традиции, когда за гробом шел лишь новый император.




Это знаменовало собой наступление новых времен. Какие они будут, эти новые времена? Людей пугала эта неизвестность...Большинство подданных родилось и всю жизнь прожило при Франце Иосифе, даже преклонные старики не помнили другого императора...Война еще больше усугубляла страх перед неизвестностью...Австрия основательно застряла в войне, которая шла уже третий год и требовала все новые и новые жертвы…




Все мои статьи про Габсбургов и другие читайте здесь.

Австро-Венгрия, Габсбурги, Австрия

Previous post Next post
Up