Вторая мировая война вызвала большие перемещения людей на территории Европы. Никогда еще такое число советских граждан не оказывалось одновременно за границей.
В результате добровольных и принудительных переселений на территории Германии, Австрии и Италии в 1945 году находилось около 6 миллионов неместных жителей. После окончания боевых действий подавляющее большинство из них (около 5 миллионов) вернулось в свои родные страны. Но в результате передела сфер влияния между странами-победителями, а также в результате расширения территорий, попавших под влияние СССР определенное количество людей не захотело возвращаться на Родину.
По состоянию на декабрь 1946 года в DP-лагерях (displaced persons - политические беженцы) на территории Германии и Австрии официально проживало около 660 тысяч человек (подавляющее большинство из стран Восточной Европы). Но предполагается, что общее число не хотевших возвращаться на Родину беженцев на несколько сотен тысяч выше, потому что многие беженцы (по разным причинам) предпочитали не регистрироваться в DP-лагерях.
На тот факт, что беженцев-«невозвращенцев» было гораздо больше, указывают также и следующие данные международной организации по делам беженцев UNRRA: в период времени 1946-1951 с помощью UNRRA на новое место жительства было переселено около 1,05 миллионов людей.
По данным официальной советской стороны (ссылки ниже) количество оставшихся в живых «невозвращенцев» из числа советских граждан разных республик СССР оценивается в примерно 700 тысяч человек.
Сколько из них являлись этническими белорусами и украинцами, остается загадкой. Потому что многие белорусы и украинцы выдавали себя и свои семьи за поляков, чтобы наверняка не быть принудительно репатриированными в СССР. По оценке Белорусского Национального Комитета, историков и свидетелей число покинувших во время второй мировой Родину белорусов насчитывает около 100 тысяч человек.
Кто же были эти люди?
- Часть из них происходила из тех (выживших) 70 тысяч этнических белорусов, которые служили в польской армии, они были взяты в плен в 1939 году и были задействованы на принудительных работах в Третьем Рейхе. По статусу они были приравнены к французским и чешским военнопленным. Точное количество военнопленных белорусов из Красной армии неизвестно.
- Значительную часть беженцев из БССР в 1944 году составляла интеллигенция, служащие, крестьяне и молодежь из Западной и Центральной Беларуси, которые, насмотревшись на «прелести» советской власти в 1939-1941 годах, решили от греха подальше покинуть Родину вместе с детьми...
- Следующая категория (очень скользкая тема)...Члены военизированных подразделений: БКА (Беларуская краёвая абарона), БКС (Беларускі корпус самааховы) и других белорусских организаций, сотрудничавших с немецкими оккупантами. Точное число беларусов, активно сотрудничавших с немецкими оккупантами, подсчитать трудно. Но обращает на себя внимание тот факт, что даже весной 1944 года, когда возвращение "советов" выглядело уже неизбежным, на призывные пункты Беларуской краевой обороны явились свыше 40 тысяч жителей генерального округа "Белоруссия", площадь которого равнялась лишь одной трети от довоенной площади БССР. Учтем и тот факт, что за период с осени 1944 по лето 1945 года органы НКВД арестовали в БССР около 100 тысяч человек по обвинению в "пособничестве оккупантам"(правда, НКВД часто ошибалось насчет числа «врагов», ессно всегда в большую сторону). Историки предполагают, что общее чисто коллаборационистов в БССР составляло около 150 тысяч человек. Советскими историками много лет замалчивались мастштабы этого явления. Потому что если сложить численность членов БКА, БКС, СБМ, работников административных учреждений при немцах, плюс партизан Армии Краевой, которые воевали не только против немцев, но часто и против советских партизан, то получим цифры, сопоставимые с количеством «советских» партизан на территории БССР. А этот факт ну никак не вписывался в героическую картину «всеобщей борьбы советского/белорусского народа против немецких захватчиков».Чтобы понять, почему такое количество белорусских граждан сотруднчиало с немцами, надо ознакомиться с историей Беларуси и ситуацией в этом регионе в 30-40-х годах. Почему-то редко упоминается, что многие жители Западной Беларуси вообще никогда не были и не служили на стороне Советов, чтобы потом их «предавать». В отличие, например, от палача Хатыни, Григория Васюры, который был не лишь бы кем, не «недобитый польский буржуй», а вскормленный советской властью бывший кадровый офицер Красной Армии!
- Категория невозвращенцев-остарбайтеров из БССР, но она была не очень многочисленная.
Делами DPs (политических беженцев) занимались международные организации: UNRRA (United Nations Relief and Rehabilitation Administration) и IRO (International Refugee Organization), а также национальные комитеты - в случае белорусов это Белорусский Национальный Комитет.
Большинство беженцев попадали в лагеря UNRRA и IRO в Германии, Бельгии, Франции и др. Они всеми силами пытались попасть на территории, оккупированные союзниками, потому что с занятых советскими войсками территорий всех автоматически, не спрашивая их желания, принудительно репатриировали на родину в СССР. А в лагерях на территориях, занятыми союзниками, имелась единственная лазейка быть не выданным на Родину - сказать, что ты из Западной Беларуси, Украины, Прибалтики - жителей этих регионов союзники не считали советскими гражданами и не выдавали их советским властям. А вот граждан остальных советских регионов приходилось силой выдавать СССР - согласно Ялтинскому договору между союзниками.
В этих лагерях беженцы часто задерживались на несколько лет. Существовали «смешанные» DP-лагеря, где находились люди разных стран. Были также лагеря по национальнстям - украинские, белорусские, где в школах преподавание велось на родном языке, а также выходили газеты и организовывались любительские театральные труппы и кружки.
Белорусские DP-лагеря были расположены в немецких городах Регенсбург (Regensburg), Ватенстедт (Watenstedt), Остерхофен(Osterhofen), Розенхайм (Rosenheim), Михельсдорф (Michelsdorf) и др.
В гимназии имени Янки Купалы в немецком Михельсдорфе в 1948 году училось около 130 белорусских детей.
Доподлинно известно, что также белорусском DP-лагере в Ватенштедте имелся детский сад, школа, гимназия, любительский театр.
Постановка пьесы М.Крапивницкого «Па рэвізіі” (1946) в белорусском DP-лагере:
В белорусском DP-лагере в Остерхофене была издана первая в Германии газета на белорусском языке, газета белорусских скаутов:
Белорусские скауты Михельсдорфа (1949 год):
Страницы школьного учебника в гимназии:
У здания администрации лагеря:
Так как среди взрослых беженцев было немало образованных людей, то недостатка в преподавателях не было. Преподаватели школы в Регенсбурге:
Это фото взято из местной газеты Михельсдорфа за март 2011, где был размещен репортаж учеников местной гимназии под названием «Молодежь исследует историю» - о существовании после войны в их родном городке белорусского DP-лагеря...
Дети даже отыскали (в 2011 году!) в окрестностях Михельсдорфа одного пожилого белоруса, который ходил после войн в ту самую белорусскую гимназию, от него они получили много редкой и интересной информации. В местном культурном центре была организована фото-выставка о жизни и буднях белорусского DP-лагеря.
Выпускники гимназии получали «матуру»(аттестат зрелости) официального образца.
По линии UNRRA и IRO молодым DP-беженцам выделялись места и стипендии в Мюнхенском университете. Подобная программа стипендий существовала также и для университета бельгийского города Лювен (Leuven).
Белорусские студенты лювенского университета во время экскурсии в Париж (1952):
Скитания белоруссих беженцев, а также их жизнь и быт в DP-лагерях Германии и учеба в Бельгии подробно описаны в автобиографическом романе Янки Запрудника «Дванадцатка» (ссылка на PDF-книгу ниже).
Документ 1948 года - данные о сотрудниках белорусской гимназии в Михельсдорфе: карточки медицинской страховки (на самих и их детей), «налоговые» группы, должности и количество детей. В графе «гражданство» указана Польша или Латвия - потому что жители Западной Беларуси, Украины и Прибалтики по законам Германии и союзников не считались советскими гражданами.
Вторая колонка в таблице - DP-номер каждого беженца.
В начале 50-х годов американское правительство разрешило въезд в США около 200 тысяч DP-беженцев, и DP-лагеря постепенно были распущены. Большинство белорусов из этих лагерей уехало в США, Канаду или Австралию. Некоторые осели в Западной Европе - в Бельгии, Британии...
Центр белорусской эмиграции в США находился в городе Саут Ривер (South River), штат Нью-Джерси. На собранные среди членов белорусской общины деньги была построена церковь Святой Евфросиньи Полоцкой:
Белорусское кладбище в Саут Ривере:
Белорусские эмигранты во главе антикоммунистической демонстрации в Галифаксе (1949):
Источники и просто интересно почитать.
Наталля Гардзіенка. Беларускія перамешчаныя асобы (DP) Леанід Лыч, "Нацыянальнай трагедыі - 60" Янка Запруднік, раман «Дванадцатка» (на беларускай мове) Надавно прочитала очень интересную книгу на тему белорусских «невозвращенцев», просто не могла оторваться:
Адзінец Аляксандр, "Паваенная эміграцыя: скрыжаванні лёсаў"
Вот
тут эта книга (на белорусском) в формате PDF. Автор (журналист) проделал просто гигантскую многолетнюю работу!!! В результате многолетней работы он собрал в книге воспоминания более 70 белорусов (в основном из западных и центральных областей БССР), которые покинули Родину во время второй мировой войны и обосновались в Западной Европе, США, Канаде, Австралии... . Ценная и очень редкая информация свидетелей - «несоветский» взгляд на будни в довоенной и оккупированой БССР, о белорусском национальном движении, о жизни белорусских диаспор за границей.
К сожалению несколько десятков белорусских эмигрантов отказались давать автору интервью, подозревая в нем работников белорусских секретных служб.
„Горела ли земля под ногами оккупантов?“ Немецкий проект EUROPEANS FOR PEACE о белорусской эмиграции в Германии (на немецком языке) «Советские граждане в Рейхе: сколько их было» «Эмиграция и Великая Отечественная война»