Испанские церемонии при венском дворе.

Oct 01, 2018 01:19

Давайте сегодня заглянем в Вену эпохи барокко…То есть в Хофбург к Габсбургам во второй половине 17-го века....




Традиция испанского этикета в Вене уходила своими корнями во времена, когда Испания  переживала свой Золотой век, и во владениях испанских Габсбургов "никогда не заходило солнце".


в 16-17х веках Испания задавала тон в европейской политике,  торговле, культуре. Испанский язык считался обязательным для дипломатов, а испанский стиль в моде с его строгой элегантностью был предметом подражания во всей Европе. Особенно огромно было влияние испанской родни на австрийских Габсбургов, которые с благоговением взирали на своих богатых родственников и копировали их во всём, прежде всего в жестком дворцовом протоколе.

На протяжении полутора столетий обе ветви семьи скрепляли династическое единство узами брака. Испания слыла  незыблемым бастионом католической веры, и юных австрийских эрцгерцогов часто посылали к родственникам для получения строгого католического воспитания  - это было особенно важно в эпоху "разгула" протестантизма и прочей "ереси".

Но во второй половине 17-го века  Австрия постепенно начала выходить из тени "старшего" испанского брата и стала заявлять претензии на право относиться к ведущим европейским силам.

Имперская корона, которой тысячу лет короновали почти всех королей и императоров Священной Римской империи, одна из самых больших ценностей христианского мира:



Подробно про эту корону я писала здесь. А здесь про Копьё Судьбы и Имперский меч. Все они сейчас хранятся в Вене в Сокровищнице Хофбурга.

Уже зарубцевались раны, нанесенные тридцатилетней войной, османы были отброшены достаточно далеко, чтобы не представлять серьезной опасности, и Вена стала преображаться, превращаясь в грациозный имперский город. Один за другим воздвигались десятки аристократических дворцов и церквей в стиле барокко, в которых романтичные элементы итальянской архитектуры сочеталась с основательным северным стилем.

За стенами города, в предместьях, где еще недавно были разбиты шатры турков, так же быстро вырастали летние резиденции влиятельных семей, где ландшафтные архитекторы разбивали прекрасные парки с симметричными аллеями, многоуровневыми клумбами, фонтанами, стенообразной живой изгородью из тиса и туи, на фоне которых сияли белизной античные статуи из песчаника и дорожки из гравия.

Шёнбрунн - одна из летних резиденций Габсбургов, тоже возведен в 17м веке. Но тогда он был расположен на приличном расстоянии от Вены.




Это была последняя великая эпоха королей, апофеоз монархии перед наступлением новой эры Просвещения. И на самой вершине европейской монархии находился император Священной Римской империи. В обществе, в котором иерархическое место каждого было скрупулезно продумано, император стоял выше всех других монархов Европы.

Леопольд I (1640-1705) - с 1658 император Священной Римской Империи. Двоюродный брат короля-солнце Людовика XIV.




Да и жены их тоже были двоюродными сестрами.

Не имело значения, сколько военных побед одержал французский король, какой роскошный дворец он себе построл в Версале, насколько расточительным был образ жизни при его дворе - его посланники и гонцы обязаны были пропускать вперед своих императорских коллег.

С раннего детства маленьких Габсбургов обучали премудростям дворцового протокола, тщательно готовя их к величественным ролям, которые они должны были играть в будущем. Маленького эрцгерцога Иосифа, старшего сына императора Леопольда, впервые официально представили народу 5 января 1681 года, и ребенок двух с половиной лет протягивал руку придворным для поцелуя.

Леопольд I и его первая супруга (и родная племянница) Маргарита Тереза Испанская. Это был последний раз, когда австрийский Габсбург женился на испанской инфанте. Это кстати та самая девочка в огромных каркасных платьях, которая смотрит на нас с всемирно известных полотен Веласкеса. За 21 год своей короткой жизни она родила 4 детей, из которых выжила лишь одна дочь.




Наследники-сыновья у Леопольда родились только от третьей жены, немецкой принцессы Элеоноры Нойбургской.

Император Леопольд и его сыновья педантично придерживались правил протокола. Тот факт, что Леопольд отказался снимать шляпу перед сыном Яна Собеского (разбившего османов у ворот Вены), ни в коем случае не связан с презрением или неуважением к тому, просто такое поведение диктовал протокол.

1683. Встреча Леопольда I и польского короля Яна Собеского у Швехата:



Когда эрцгерцог Иосиф стал императором Иосифом I, он отказывался сидеть за одним столом с «простыми» князьями, даже если он был у них в гостях.
Младший сын Леопольда эрцгерцог Карл (будущий император Карл IV) отказался подать руку новоиспеченному королю Пруссии Фридриху I только потому, чтот еще совсем недавно был «простым» курфюрстом.

Человеку со стороны все эти премудрости и политесы были чужды и непонятны. Не случайно в немецком укоренилось выражение «Es kommt mir Spanisch vor“ („Мне это кажется испанским»). В русском ему соответствует «Это для меня китайская грамота». То есть мне ничего непонятно.

Каждый, кто приближался к императору, должен был сделать в низком поклоне сложнейший тройной реверанс с припаданием на одно колено... Такой реверанс назывался «испанским». А когда от императора уходили, то делали то же самое, одновременно отходя назад.
Делать «испанский реверанс» полагалось также при официальном упоминании имени императора.

В 1687 году русский посланник создал дипломатическую проблему, отказываясь выполнять перед императором «испанский реверанс», мотивируя это тем, что три поясных поклона совершаются только при воздавании славы Святой Троице.




Перед другими членам императорской семьеи полагалось делать «французский реверанс»- с менее низким поклоном.
Протокол предписывал все: сколько ступеней вних по барочной лестнице император делал навстречу приехавшему на прием тому или иному правителю (зависело от ранга посетителя), в каких случаях он выходил с покрытой и в каких с непокрытой головой, какие слова он говорил….

Когда в 1695 году курфюрст Август Саксонский приехал с официальным визитом в Вену, император Леопольд с сыном лично прибыли на встречу высокого гостя к Дунайскому мосту. Они вышли из кареты, прошли по мосту ровно 10 шагов, предписанные протоколом, и остановились...Теперь курфюрст должен был сделать оставшиеся 30 шагов навстречу им.

1685. Франфурт. Коронация Леопольда, римского императора.



Этикет был также одним из средств рафинированного общения, когда что-то трудно было выразить словами. Как, например, казус в 1658 году во время выборов императора во Франкфурта… Леопольд I встречал во дворце курфюрстов, стоя на самом верху парадной лестницы. Курфюрсты по очереди поднимались по лестнице, и Леопольд спускался ровно три ступеньки навстречу. Затем он с каждым поднимался дальше - обязательно справа от курфюрста и обязательно на одну ступеньку впереди! Он все делал точно в соответствии с протоколом...Но когда прибыл архиепископ Майнца (курфюрст, бывший сторонником французского кандидата Людовика XIV), Леопольд сделал лишь два шага вниз по лестнице навстречу ему и остановился...Не исключено, что он это сделал по растерянности, но скорее всего намеренно! Архиепископ застыл, как вкопанный, в ожидании третьего шага императора...Так и стояли оба некоторое время, пока придворный секретарь не шепнул Леопольду, что он «задолжал» курфюрсту еще одну ступеньку.

1658. Леопольд со свитой в Нюрнберге во время выборов его императором:




На фоне роскошных венских фасадов в стиде барокко император и его придворные ежедневно давали очередную серию театрализованного представления, а на следующий день следовало продолжение. Каждый актер отлаженно играл отведенную ему роль.
Вся жизнь венского двора с ее искусными ритуалами непрерывно вращалась вокруг императора. Этот ритуал уходил корнями в историю церемоний бургундского герцогства, был впоследствии усовершенствован при мадридском дворе Филиппа II, и затем от испанских родственников в ходе Контрреформации его переняли австрийские Габсбурги.

Сложный ритуал функционировал с помощью придворного штата с сотнями помощников. Кроме придворных чиновников, сотрудников протокольной службы, дворцового персонала осуществлять это ежедневое театрализованное действо помогала также целая невидимая армия венских ремесленников - ювелиров, цирюльников, портных, белошвеек, оружейников, кузнецов, кондитеров, пекарей, мастеров по изготовлению карет, пуговиц, париков, шляп, художников и скульпторов, торговцев, пиротехников, истопников….Целый город был задействован в подготовку к никогда не прекращавшемуся дворцовому спектаклю. Практически каждый житель Вены в той или иной мере имел кусок «пирога» из Хофбурга. И время от времени каждый горожанин мог хоть краем глаза глянуть на недостижимую для них сказочную роскошь небожителей дворца или даже, если повезет, сыграть маленькую роль в представлении.

1666. Балет в Хофбурге в честь бракосочетания императора Леопольда с испанской инфантой. Посмотрите солько народу на трибунах.




Несмотря на свой низкий рост, внешнюю непривлекательность и огромный завитый парик на голове, император Леопольд умел производить впечатление. Над ним буквально парил нимб богоизбранности и королевского величия. Его облик и поступь были исполнены собственного превосходства. Одевался император по испанской моде: черный расшитый камзол, красные чулки, туфли и шляпа с перьями, меч (который он никогда не вынимал из ножен). Также все придворные были одеты по испанскому обычаю в черное. В одежде при дворе преобладал чёрный цвет - символ непоколебимости католической веры.

1666. Фейерверк в Хофбурге в честь бракосочетания Леопольда и Маргариты Терезы Испанской:



Обеденная трапеза проходила в украшенном позолотой зале Леопольдинскго тракта Хофбурга, созданном итальянским архитектором Бурначини. Во время обеда Леопольд восседал за столом один на высоком роскошном стуле под красно-золотистым балдахином, и за едой обычно перекидывался фразами с шутами и пажами. Каждый из придворных мог при желании наблюдать за этой сценой.

Леопольд I c супругой за обедом:




На страже стояли телохранители-трабанты, вооруженные алебардами. Присутствующие в зале аристократы, иностранные посланники и папский нунций склоняли головы, когда придворный виночерпий, преклоняя колено, наливал вино в бокал императора, и тот делал первый глоток. Император обедал в шляпе, снимая ее лишь во время чтения молитвы придворным капланом, или, когда императрица, обедая рядом, поднимала бокал за его здоровье. Блюда проходили через 24 пар рук, пока доходили до императора.

Во время обеденной трапезы по этикету никто кроме супруги не имел права сидеть за одним столом с императором. После обеда он оставался сидеть пока со стола не было все убрано и не была застелена свежая скатерть. Затем первый камердинер подавал для омовения рук Его Величеству серебряную чашу, наполненную благоухающей водой, а обергофмейстер специальными положенными по протоколу движениями протягивал салфетку.

1666. Изображение торжественного шествия в честь прибытия испанской инфанты в Вену.




Ужин проходил в менее формальной обстановке, обычно в покоях императрицы. Сюда приглашались гости, а музыка, разговоры и веселый смех делали атмофсеру за вечерним столом более раскованной. 12 фрейлин императрицы, жившие при дворе, подавали блюда и чаши для омовения рук. И хотя саксонский курфюрст Август гостил в 1696 году в Хофбурге целых четыре недели, ему ни разу не довелось обедать с императором Леопольдом. Но за ужином у императрицы ему в знак особой чести позволялось подавать императору салфетку.

Леопольд с первой женой Маргаритой Терезой:




По вечерам давали концерт, оперу или балет, которые также проходили со строжайшим соблюдением этикета. Императорская чета сидела на постаменте непосредственно перед сценой, на красных бархатных стульях. Два пажа обмахивали Их Величеств опахалами. Все остальные сидели в отдалении на обычных стульях и сами обмахивали себя веерами.

Придворный театр при Леопольде I:



Ритуалы и протоколы определяли не только дневные и годовые циклы жизни двора, но и важнейшие вехи в жизни императора. Крестины, свадьбы, коронации, похороны были поводами для грандиозных спектаклей, где театральность была неразрывно связана с реальной жизнью. Двор был одновременно актером и зрителем. Композиторы слагали подходящую для данного повода музыку, художники и архитекторы создавали сценический антураж для опер, семейных праздников, юбилеев, коронаций и для катафалков, на котором тело императора везли в последний путь.

Декорации придворного театра в Хофбурге, художник по декорациям Бурначини:




Дворцовые протоколы существовали не только для жизни, но и для смерти. Габсбургские императоры обычно и умирали так же эффектно, как и жили - у смертного одра собиралась вся семья, представители духовенства, чиновники.... Придворные писцы тщательно записывали для истории последние слова умирающего. Император Леопольд изъявил желание отойти в мир иной под сладкие нежные звуки музыки барокко, которую он так страстно любил. Его сын Карл VI, бывший тоже рьяным поборником протокола, лежа уже на смертном одре, вдруг приподнял голову и строго спросил, почему в ногах его кровати горят только четыре свечи, в то время, как ему, как римскому императору, согласно протоколу полагаются шесть свечей.

Катафалк с покойным Карлом VI:




Из всех спектаклей придворной жизни Хофбурга самой впчатляющей была, пожалуй, церемония погребения, которая состояла из двух «малых» и одного «большого» погребений. Когда умирал император, его тело вскрывали и подвергали бальзамированию. Сердце в серебряной урне отправляли для захоронения в «Крипту сердец»("„Herzgrüftl“) в венской церкви Св. Августина. Внутренние органы после освящения придворным капланом в медной урне на карете доставляли в катакомбы собора Св.Штефана, где их еще раз перед захоронением освящал епископ Вены. Во время этих двух «малых» погребений гроб с телом усопшего устанавливался на высоком катафалке в Рыцарском зале Хофбурга, чтобы народ мог проститься со своим монархом. Разумеется, тело было обряжено по испанской моде во все черное, даже шляпа с перьями присутствовала.
Вид катафалка с гробом внушал благоговение и суеверный страх.

Катафалк с императором Леопольдом I:




Все залы Хофбурга были задрапированы черным. В мрачном Рыцарском зале горели только черные восковые свечи у изголовья и у изножья катафалка, их мерцающий свет придавал сиянию драгоценных камней короны, цептера и державы некий мистический оттенок. Придворные камергеры в длинных черных плащах несли почетный караул. Августинцы и капуцины читали мессы, в перерывах хор мальчиков из придворной капеллы исполнял «Miserere mei Deus". В погруженной в траур Вене днем и ночью звучали приглушенные церковные колокола.

Основное «большое» погребение происходило ночью. При свете факелов и свечей длинная процессия двигалась в сторону Капуцинергруфта - усыпальницу Габсбургов. Впереди процессии со свечами шли бедняки из венских госпиталей, за ними монахи разных орденов, персонал дворца, чиновники, городские советники, духовенство, кавалеры ордена Золотого Руна. 24 аристократа несли гроб, за которым следовали члены императорской семьи.

У крипты процессия останавливалась, и обер-гофмейстер три раза стучал жезлом в закрытые ворота. Настоятель Капуцинергруфта из-за ворот спрашивал:
-Кто там?
-Леопольд, император Священной Римской империи, король Венгрии, король Чехии….(и далее все его многочисленные титулы).
-Не знаю такого.
Снова стук три раза и снова вопрос:
-Кто там?
-Император Леопольд.
-Не знаю такого.
Снова стук три раза и снова вопрос:
-Кто там?
-Леопольд, бедный грешник.
-Пускай заходит.
Ворота открывались, настоятель требовал открыть гроб последний раз, чтобы убедиться, кого он принимает в свое «попечение», гроб запирался на два замка и навечно ставился в подготовленный саркофаг.
(кому интересно, можете посмотреть эту сцену в пятиминутном ролике на ютубе - когда хоронили Отто фон Габсбурга в 2011).

1705.Чествование нового императора Иосифа I:




При императоре Карле VI, последнем Габсбурге по мужской линии, испанские традиции при дворе достигли своего апогея - хотя его претензии на освободившийся испанский трон не оправдались. Его дочь Мария Терезия постепенно стала отходить от традиций предков и ввела при дворе элементы французского этикета. А ее сын Иосиф II отменил официальный черный цвет при дворе, как архаичный пережиток прошлого. А по Европе Иосиф разъезжал, как "простой" граф - чтобы избегать назойливых правил протокола.

Но тем не менее протокол венского двора оставался самым закостенелым и консервативным в Европе до самого падения монархии в 1918 году. Например, вращаться при дворе имели право только те, у кого было минимум 16 аристократических предков, по 8 с обеих сторон.

Сейчас в Вене, пожалуй, только одно напоминает об «испанском» прошлом Австрии: Испанская школа верховой езды, которая укомплектована лошадьми исключительно липиццанской породы - потомков привезенных с Иберийского полуострова 500 лет назад скакунов, считавшимися в 16-17 веках лучшими в Европе.

все мои исторические статьи здесь.

новое время, традиции, средние века, история, Габсбурги, Австрия

Previous post Next post
Up