Правительство Никарагуа внесло в национальный парламент проект нового судоходного канала между Тихим и Атлантическим океанами.
Комментирует политолог Игорь Войтенко:
- Директор проектной группы Эден Пастора заявил: его страна «ведет переговоры с потенциальными зарубежными партнерами, которые могут быть заинтересованы в канале, в их числе - и Россия».
Напомню, что еще в первой половине 80-х СССР согласился помочь построить эту стратегическую артерию, ввиду всё большей перегруженности Панамского канала. Так что теперь этот проект, можно сказать, возвращается. А впервые он был разработан еще в начале ХХ века.
Общая стоимость канала-«дублера» ныне оценивается в 30 миллиардов долларов. Но участие в его создании какой-либо страны позволит ей, во-первых, иметь низкие расценки на прохождение своих судов по новой трансокеанской магистрали. По ряду оценок, они могут быть вдвое, а то и втрое меньше, в сравнении с тарифами Панамского канала! А во-вторых, бизнес страны-участницы проекта получит разнообразные льготы в свободной экономической зоне вдоль данного канала, которая тоже запланирована. Очевидны и политические выгоды от участия России в создании и использовании нового канала.
Еще в начале 2000-х годов Россия возобновила переговоры по своему участию в этом проекте. А 17 сентября 2011-го министр иностранных дел Никарагуа Самуэль Сантос заявил, что
«Россия проявила большой интерес к возможности участия в строительстве трансокеанского канала на территории Никарагуа для крупнотоннажных судов. Эта тема обсуждалась с участием президента Никарагуа Даниэля Ортеги». В свою очередь, директор Агентства по привлечению инвестиций и продвижению экспорта Никарагуа («ПРОНИКАРАГУА») Хавьер Рубиалес отметил в ходе недавних переговоров с руководством Торгово-промышленной палаты РФ, что «за прошедшие 5 лет создана основа для сотрудничества в экономической сфере на государственном уровне. Что позволяет приступить к формированию комфортных условий и для бизнеса. Никарагуа может стать хорошей платформой для выхода российских компаний на рынки Центральной и Латинской Америки в целом».
Согласно проекту, контрольный пакет акций (51%) будет у правительства Никарагуа, а распределение остальных зависит от результатов конкурса (тендера), который состоится не позже осени 2012 года. Как отмечают некоторые зарубежные СМИ, Россия и Китай предлагают наиболее выгодные условия поставок оборудования и капиталовложений в реализацию проекта. Так что конкуренция за участие в нем развернется прежде всего между КНР и Россией. Тем более что у КНР уже есть зона свободной торговли с Никарагуа, а Россия только планирует переговоры по такой зоне.
Трасса канала по основному варианту должна пройти по кратчайшему пути в 286 километров. Глубина артерии составит 22 метра против 12,5 м у Панамского. Более чем на треть шире, чем у панамского, будет и фарватер (114 метров). По экспертным данным, эти показатели обеспечат проход судов грузоподъемностью до 270 тысяч тонн включительно. В то время как панамский конкурент может пропускать суда значительно меньшей грузоподъемности - не более 120 тыс. тонн.
Еще в начале 1950-х с просьбой о создании аналогичного канала к СССР обратилась Гватемала. Но последующие политические факторы помешали этому проекту. В настоящее время новая трансокеанская артерия планируется, наряду с Никарагуа, в том же регионе - на юге Мексики, в Гондурасе, на севере Колумбии. Потому что узкий центральноамериканский перешеек - от Южной Мексики до Северной Колумбии - не более чем на 300 км отделяет Тихий океан от Атлантики. Но никарагуанский проект считается специалистами наиболее реальным и выгодным.
источник