По приглашению пресс-службы
Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника (МГОМЗ) в лице Натальи Рогило и сообщества блоггеров
travel_russia мы с Валей побывали на интересной программе, организованной для блогеров с детьми и включающей:
- Квест «Царский дворец - загадок ларец»;
-
Мастер-класс с художником Виктором Маториным;
-
Выставку «Хрупкое чудо на новогодней ёлке: к 130-летнему юбилею клинского стеклодувного промысла»;
-
Экскурсию по Конюшенному двору с посещением выставки «Первый на селе работник».
Во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском проходит квест
«Царский дворец - загадок ларец». Этот квест - новая услуга музея-заповедника, проводится для одиночных посетителей и организованных групп. Для участия в квесте одиночным посетителям надо приобрести входной билет во дворец и билет на квест стоимостью 1990 рублей. По билету на квест выдается планшет с заданиями на группу до 6 человек. Дополнительно надо оставить залог за 1 планшет - 2000 рублей (организованные группы вместо залога могут предоставить гарантийное письмо от организации). То есть проходить квест можно как в одиночку, так и группой. Квест рассчитан на возраст от 12 лет, но и дети чуть более младшего возраста (10-11 лет) могут справиться с заданиями с небольшими подсказками. Мне кажется, этот квест вполне может быть интересен и взрослым, настолько интересные, логичные и познавательные задания в нем.
1. Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (вид на Хоромы царицы и царевен)
Немного о самом дворце. Дворец царя Алексея Михайловича - воссозданный памятник русской деревянной архитектуры XVII века. Современники дворца называли его «восьмое чудо света». Дворец царя Алексея Михайловича служил загородной резиденцией, был уникален своей деревянной архитектурой и очень богат по внутреннему убранству. Традиционно дворец разделялся на женскую и мужскую половины.
В настоящее время во дворце несколько входов на разные музейные площадки, в которых представлены постоянные экспозиции и временные выставки: Хоромы Государя царя и Хоромы царевичей, Хоромы Государыни царицы, Хоромы царевен, Театральная хоромина, Малый выставочный зал, Отдел музейной педагогики. В 24-х воссозданных интерьерах Хором Государя царя, Хором Государыни царицы и Хором царевичей находится
историко-художественная реконструкция. В покоях младших и средних царевен проходит выставка
«Сокровища русского искусства. XVII век» (о ней я читала у Лены
glukovarenik). В Малом выставочном зале проходит выставка
«Хрупкое чудо на новогодней ёлке: к 130-летнему юбилею клинского стеклодувного промысла», на которой мы тоже побывали и я напишу о ней отдельно.
Выставок в МГОМЗ проходит очень много.
2. Крыльцо в Хоромы царевен
3. Вид на Хоромы Государя царя и и указатель на Хоромы Государыни царицы
4. Крыльцо в Хоромы царицы
5.
Парадное крыльцо в Хоромы царя
В Передних сенях Хором царя, в которые попадаешь с крыльца, уже начинается прекрасное - сама экспозиция. Здесь гостей встречают экскурсоводы в костюмах того времени. Нашу группу встречали экскурсоводы боярин Виктор и боярыня Анастасия.
6. Я и боярыня Анастасия
7. В одной из комнат дворца предлагаются напрокат исторические костюмы для фотосессии в интерьерах дворца
(стоимость услуги - 1000 рублей, длительность - 30 минут)
8. Во дворце также можно взять аудиогид
Начинаем отвечать на вопросы квеста в
Передних сенях.
Квест на планшете нам очень понравился: в нем более 30 вопросов, к каждому даны 3 варианта ответа, которые надо вводить с виртуальной клавиатуры. Историческое содержание и художественное оформление квеста мне очень понравилось. Нужно только привыкнуть к правильной последовательности действий для ввода ответа (зайти в меню, выбрать Oprikl, на клавиатуре переключиться в раскладку латинского алфавита и после ввода ответа нажать кнопку с изображением ключа). Если ответ верный, то появится надпись "Правильный ответ" (при этом в копилку участников квеста поступит 1 балл), дальше появится экран с дополнительными комментариями для закрепления информации. Если ответ неверный, то будет снят 1 балл (за исключением первого вопроса, насколько я поняла, так как при ответе на него сумма баллов пока еще равна 0). Нужно снова подумать, для этого можно вернуться к экрану вопроса, перечитать его, снова попытаться ввести ответ. И так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.
9. Варианты ответа на первый вопрос квеста
Из Передних сеней переходим в
Думную палату. Здесь ищем ответ на второй вопрос квеста - найти в палате Соборное Уложение 1649 г.
Соборное Уложение 1649 г. - свод законов Русского царства, принятый Земским собором в 1649 году и действовавший почти 200 лет, до 1832 года. (Википедия)
10. Комментарий к правильному ответу на второй вопрос
Переходим в
Престольную палату, в которой царь в торжественной обстановке принимал иноземных послов.
11. Престольная палата Дворца царя Алексея Михайловича
К фигурам львов, которые окружали трон царя Алексея Михайловича, был особый вопрос, касающийся того, как они приводились в движение в то время. В наше время эти львы рычат, двигают головами и сверкают глазами, но не всегда, а только если подойти к ним очень близко.
В некоторых залах музея было по 1 вопросу квеста, а в некоторых - до 4х. Чтобы ответить правильно, надо было быть очень внимательным к экспозиции, рассматривать все экспонаты, стены, пол и потолок, читать информационные таблички к экспонатам и к залам в целом.
12. Картина "Соломонов суд" в Престольной палате
В каждом помещении дворца установлена очень красивая печь, каждая украшена своими изразцами.
13. Печь в Престольной палате
14. Печные изразцы, найденные при археологических раскопках на Государевом дворе в Коломенском
Переходим в
Кабинет царя Алексея Михайловича. Здесь в тишине царь проводил большую часть дня - занимался государственными делами, читал, писал, думал, играл в настольные игры. Сюда он мог допустить членов Ближней Боярской Думы, но в первую очередь комната служила местом уединения.
15. Скрижаль (1655-1656 гг.)
16. Шкаф (1665 г.)
17. Игровой комплект (первая половина XVII в.)
Переходим в
Опочивальню царя. Информация из информационной таблички в музее (выделена курсивом):
Доступ в опочивальню был строго ограничен. Сюда не мог войти никто, кроме самых близких царю придворных. "Государевой постелью" ведал постельничий. В его распоряжении состояли стрпчие и спальники. Кроме выполнения обязанностей, связанных с чистотой, убранством и сохранностью царской постели, постельничий должен заведовал всей "постельной казной", наблюдал за шитьем платья и белья, возглавлял канцелярию царя и хранил его личную печать. В те дни, когда государь спал один, постельничий ложился в том же покое, а иногда здесь же располагался и стряпчий с ключом, который сохранял ключ от комнаты, а также один или два спальника. В смежной с опочивальней комнате обычно находилось шестеро самых приближенных стряпчих и спальников; в следующей комнате - стряпчие и дневальные жильцы; наконец, у внешних дверей сторожили истопники.
18. Царская кровать (конец XVI в. - начало XVII в.)
В опочивальне стояла и другая мебель: лавки, включая особую спальную скамью для ближних слуг, сундуки, где хранили белье, дорогие опахала, мелкие принадлежности туалета.
19. Комментарий квеста к вопросу в опочивальне
20. Печь в Опочивальне царя
Из опочивальни попадаем в
Крестовую (моленную) палату.
Крестовая, или Моленная палата - комната в личных покоях государя, где он молился ранним утром и вечером перед иконостасом. В Крестовых дворцовых палатах "служили у крестов" состоявшие на царском жаловании "крестовые" попы и дьяки. Здесь совершали малую вечерню, всенощное бдение и заутреню, а также молебны. Нов крестовых не было алтаря, они не предназначались для совершения литургии (ее служили в особой домовой Казанской церкви).
Переходим в
Сени перед Столовой палатой. Здесь представлены предметы декоративно-прикладного искусства.
21. Сени перед Столовой палатой
22. Шпалера "Въезд Александра Великого в Вавилон" (Франция, XVII в.)
Шпалера (или гобелен франц. gobelin ) - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной безворсовый ковер с сюжетной или орнаментной композицией, вытканный вручную перекрестным переплетением нитей. Гобелены ткутся из цветных шелковых и/или шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются между собой. (с сайта МГОМЗ)
23. Посуда из серебра и злата
24. Кубок из кокоса, отделанный серебром и золотом
Степенные ключники и стряпчие накрывали здесь поставцы Сытного, Кормового и Хлебного дворов, по несколько на каждый двор. На эти шкафы-поставцы ставили все, что позже подавали на столы: на поставцы Сытного двора - сосуды с винами, пивом, медами и квасом; на поставцы Хлебного двора - калачи, караваи, пироги; на поставцах Кормового двора перед началом пира сюда приносили кушанья, приготовленные на поварне.
25. Кушанья Кормового двора
Из сеней переходим в
Столовую палату.
26. Выставочный проект "Царский пир" в Столовой палате
27. Схема размещения столов в проекте "Царский пир"
28. Царский стол
Будучи главным распорядителем пира, царь строго следил за соблюдением придворного церемониала. Он жаловал своих придворных блюдами и "питьем" и наказывал тех, кто нарушал чин.
Царский стол имел парадную и богатую сервировку: большой и малый кубки, стакан, тарель, нож и вилка были изготовлены из золота и украшены драгоценными камными. На царском пире XVII века вилка обычно подавалась только царю.
29. Кривой стол
В Столовой палате кривой стол находится по правую руку от государя, поэтому он называется "большим" и предназначен для самых привилегированных гостей. На столе - сладкие и мясные блюда.
30. Сахарный кремль
Подобный Кремль был изготовлен для родинного стола, устроенного в честь рождения Петра I в 1672 г.
31. Лебедь и конфетное дерево на кривом столе
Лебедь - обязательное блюдо царских пиров XVII века. В форме из ржаного теста запечено мелкорубленное мясо птицы. На этом пироге установлена фигура птицы, выполненная из сахарной массы.
В XVII веке конфетным деревом называли настольное украшение со свечами (пладеменаж).
В Столовой палате прямой стол находится по левую руку от царского места и потому предназначается для менее привилегированных гостей. На столе - блюда, подававшиеся на сырной седьмице (масленице).
32. Соленая белуга на прямом столе
Во время пира на поставцах ставили драгоценную посуду и блюда. На трех полках этого поставца расставлены блюда трех хозяйственных дворов Приказа Большого дворца: Хлебного, Кормового и Сытного.
33. Поставец
34. Потолок Столовой палаты
Документы, относящиеся к Коломенскому дворцу, не сохранили описание росписи потолка «Беги небесные», однако известно, что изображение движения небесных светил часто встречалось в росписях царских палат, например в Столовой Палате, в Кремле. «Звездотечное небесное движение» пользовалось в то время особенным уважением и несколько раз служило образцом при украшении других комнат (преимущественно столовых на постельной половине дворца). (с сайта МГОМЗ)
35. Печь Столовой палаты
36. Квест окончен!
37. Боярин Виктор награждает участников квеста грамотами
Нам очень понравился квест и участие в нем. Благодарю за предоставленную возможность и информацию Наталью Рогило (Пресс-служба МГОМЗ), сообщество
travel_russia и Марину
gazel2. За встречу, помощь в квесте и дополнительную информацию по экспозиции музея благодарю экскурсоводов боярина Виктора и боярыню Анастасию.
После такого квеста и особенно посещения Столовой палаты нам тоже захотелось отведать кушаний. И мы направились в Кафе музея, расположенное в подклете Хором царя.
38. Кафе во Дворце царя Алексея Михайловича
39. Наш с Мариной выбор пал на борщ в хлебной тарелке
40. Очень вкусный борщ, хлеб мы не осилили весь, хотя нам и помогали дети
(оставшийся хлеб забрали с собой кормить лошадок на конюшенном дворе)