На машине на юго-запад от Праги: Святы-Ян-под-скалой, Карлштейн. 11 июня 2016 г.

Feb 17, 2017 11:39

Чехия-Австрия-Германия в июне 2016 г.

В те несколько дней, которые у нас были до похода, мы не планировали посмотреть как можно больше достопримечательностей Чехии. Мы хотели провести побольше времени с друзьями, поэтому планы строили исходя из того, что предложат они. В этот день у нас была запланирована поездка в самую известную чешскую крепость - замок Карлштейн. Утром мы приехали на велосипедах 12 км - от Сергея к Лубошу с Петрой (наши тяжелые сумки Лубош забрал накануне и привез на своей машине), а потом вчетвером поехали на их машине в Карлштейн. По пути заехали посмотреть еще одно интересное место - монастырь Святы-Ян-под Скалой.

СВЯТЫ-ЯН-ПОД-СКАЛОЙ
Монастырь находится на месте, где в IX веке в пещере в скале жил отшельником в течение 42 лет святой Иван Чешский. После его смерти на этом месте построили часовню, позже - храм святого Иоанна Крестителя, а потом появился монастырь. По соседству с монастырем находится небольшая деревушка из нескольких домов. Святы-Ян-под-Скалой - популярное место у чехов. Приезжающие оставляют машины на стоянке рядом с монастырем и многие поднимаются по тропе на скалу, чтобы прогуляться и посмотреть на окрестности. Так сделали и мы - поднялись наверх, полюбовались видами (вокруг лес, потом я прочитала, что это заповедник, называется "Чешский карст"), сфотографировались и вернулись к монастырю. Сохранилась пещера, где жил святой. Чтобы попасть в нее, надо пройти через храм. Мы прошли в пещеру, посмотрели на каменную обитель святого - тут он спал, тут молился, тут небольшая щель в скале - "окно". Потом попили воды из святого источника и поехали дальше.

1. Вид на Святы-Ян-под-скалой с вершины скалы

КАРЛШТЕЙН
Друзья привезли нас к началу пешего подъема к замку Карлштейн. Тут мы расстались: они поехали навещать бабушку, живущую неподалеку, а мы пошли к замку по дороге для туристов мимо туристических магазинчиков, кафе. Автомобильное движение по этой дороге запрещено. Можно воспользоваться конным экипажем.

2. Улочка туристической деревушки у подножия холма, на котором стоит замок Карлштейн

3. Вид на замок Карлштейн с дороги для туристов

4. Большая башня

В сам замок можно пройти только организованной экскурсией. Экскурсии проводятся на чешском, английском и других языках (на русском нет). Существует несколько видов экскурсий, и проходят они в основном по разным местам замка. Билеты на экскурсию на определенном языке надо бронировать заранее на определенное время, это сделали наши друзья. Мы поднялись, приобрели в кассе билеты на нашу экскурсию, подождали начала. Билеты стоили 330 крон, что соответствует примерно 1000 рублей. Фотографировать туристам внутри замка нельзя. Экскурсия была на английском, в группе было около 12 человек (практически все - русские). Я была в Карлштейне, когда была в Праге в 1999 году, но уже почти ничего о том посещении не помню. Впрочем, спустя полгода после прошлогоднего посещения я тоже мало что помнила, пока не начала искать информацию в интернете, тогда только ко мне стали возвращаться кусочки воспоминаний об экскурсии. Так что дальше будет много цитат, содержащих информацию, которую нам на экскурсии рассказывали. Я не писатель, да и не вижу смысла пересказывать своими словами то, что другие написали, а я прочитала.

Сначала наш экскурсовод привел нас в небольшой зал, посвященный истории замка - на стенах были изображения замка в разные периоды. И рассказал нам о Карле IV - чешском короле, императоре Священной Римской империи - и строительстве замка. Из его биографии, рассказанной на экскурсии, мне запомнилось, что он был женат 4 раза. Дальше несколько фактов из Википедии:
- Карл IV прожил 62 года (1316 - 1378), «о развитии Чехии заботился более, чем об империи, с его именем связан «золотой век» Чехии, он заботился о развитии городов, поощрял горнозаводство и земледелие, сделал Влтаву до Эльбы судоходной, построил в Праге «новый город» (Нове-Место), Градчаны, и знаменитый пражский Карлов мост, основал там архиепископию и в 1348 году первый в империи университет (по образцу парижского), привлёк в Прагу большое количество художников и ремесленников».
- Бланка Валуа была ровесницей Карла IV, стала его первой женой в возрасте 8 лет, а умерла в 32 года.
- Анна Пфальцская, вторая жена Карла IV, была моложе его на 13 лет, стала женой в возрасте 19 лет, умерла в 23 года.
- Анна Свидницкая, третья жена Карла IV, была моложе его на 23 года, стала женой в возрасте 14 лет, умерла в 23 года при родах.
- Елизавета Померанская, четвертая жена Карла IV, была моложе его на 31 год, стала женой в возрасте 16 лет, умерла в 46 лет, пережив мужа на 15 лет.
- От этих браков у Карла IV родилось 13 детей, но 5 из них умерли при родах или до 1,5 лет.
- Наследники у Карла IV родились от 3-его и 4-го браков  - Вацлав IV и Сигизмунд (Зигмунд).

«Карлштейн - готический чешский замок, построенный по приказу императора Карла IV в качестве его летней резиденции и сокровищницы регалий императоров и святых реликвий. В 16 веке королевские покои были переделаны в стиле ренессанс. Здания построены ступенчато, и составляют единый ансамбль архитектуры. Каждое сооружение замка, которое строили, было выше предыдущего, вершину данного ансамбля создает Большая башня и часовня святого Креста, в ней хранили реликвии королей. Верхний комплекс замка составляют: императорский дворец, Большая башня и Марианская башня с костёлом Девы Марии. Нижний комплекс: нижний замок с большими воротами и внутренним двором. В самом низу находится колодезная башня. Замок расположен всего в 30 км от Праги. Возвышается на известковой скале, высота которой достигает 72 метров». http://rovdyrdreams.com/zamok-karlshteyn-goticheskaya-slava-chehii/

5. Схема замка (http://rovdyrdreams.com/zamok-karlshteyn-goticheskaya-slava-chehii/)

6. План замка (http://www.medievalhistories.com/the-castle-of-karlstejn/)

Наша экскурсия проходила не по императорскому дворцу (номер 8 на плане)  и нижнему замку (6), а по святым местам:
- Марианская башня с костёлом Девы Марии (11) и часовня Святой Екатерины (10);
- Большая башня и часовня святого Креста (13), в ней хранили реликвии королей.

«Первоначальная роспись костёла Девы Марии, датируемая 1357-ым годом, изначально состояла из 4 групп картин, из которых на сегодняшний день целиком сохранилась лишь одна. Первая группа демонстрирует сцены вручения святых реликвий императору Карлу двумя другими царственными особами, один из которых французский дофин Карл, а другой Пьер де Лузиньян, король Кипра и Иерусалима. А также закладку лично императором Карлом, реликвий на хранение. На второй группе картин, частично разрушенной и занимающей большую часть стен, изображены сцены Апокалипсиса. Третья группа включала изображения Святой Троицы, Пророков и Апостолов, размещённых между фигурами Карла и трёх его жён. Четвёртая состоит из небольших сцен посвящённых Деве Марии». http://www.caslall.ru/cze/cck/karlshtein/karlshtein.php

Часовня св. Екатерины - личная часовня Карла IV в Карлштейне, внутрь нее никто не допускался. туристы могут осмотреть ее только через узкое отверстие в двери.

7. Часовня Святой Екатерины (St Catherine's Chapel) http://www.medievalhistories.com/the-castle-of-karlstejn/

«Роспись лестницы Большой башни, включала в себя три цикла изображений. Первый изображал житие Святой Людмилы, второй жизнь Святого Вацлава, а третий демонстрировал правителей Чехии и другие важные исторические персоны. Над входом в часовню Святого Креста, красовалось изображение Карла IV, стоящего перед реликвенным крестом и читающего книгу, в сопровождении императрицы, наследника престола, будущего Вацлава IV, его жены и высшего духовенства. Свод украшали ангелы с музыкальными инструментами. Здесь же были найдены даже замурованные в стену мощи ». http://www.caslall.ru/cze/cck/karlshtein/karlshtein.php

«Особенно прославилась законченная к 1365 году Часовня Святого Креста с изображениями пророков и святых, принадлежащими кисти готического мастера Теодорика и его учеников. Стены и свод Часовни покрыты позолоченной штукатуркой, в которую вставлены полудрагоценные камни и стеклянные пузыри. Купол часовни создает впечатление небесного свода с множеством звезд, месяцем и солнцем. На 130 картинах представлено Небесное войско Христа, в которое входили популярные в то время святые, мученики, епископы, государи, монахи, известные из сохранившихся текстов литургий, старочешского Страстного цикла, «Золотой легенды» и многих других текстов». http://rovdyrdreams.com/zamok-karlshteyn-goticheskaya-slava-chehii/

«Вход в часовню закрывали четыре двери обитые железом, запирались они на 19 замков. Открывать замки было разрешено специальным ключникам, принесшим строгую присягу. Внутри часовни, которая своим убранством припоминала таинство и бесконечность космоса, Карл четвертый хранил святые мощи: плечо Св. Анны, зуб Св. Иоанна Крестителя, гвоздь, которым был прибит Иисус к Кресту, меч Карла Великого. Сам Карл четвертый входил в часовню только в исключительных случаях». http://www.gorina-guide.eu/articles/zamok-karlstein

8. Часовня Святого Креста (Chapel of Holy Rood) http://www.medievalhistories.com/the-castle-of-karlstejn/

«Замок был резиденцией королей до 1421 года. Позже младший сын Карла IV Зигмунд, опасаясь за сокровища, хранившиеся здесь,  вывез их в Венгрию. Как показало время, это было сделано напрасно: ни гуситы, ни шведы во время 30-летней войны не смогли захватить крепость. Она, как и мечтал Карл IV, оказалась неприступной. И хотя внутренние интерьеры изрядно пострадали, случилось это по вине самих защитников Карлштейна: им нужны были продукты для питания во время продолжительной осады, и они были вынуждены часть драгоценностей выменять на пищу. Замок Карлштейн за эти столетия то приходил в упадок, то снова возвращал себе былую славу.
Восстановление замка началось в конце 19-го столетия. Австрийский профессор Фридерик Шмидт и чешский архитектор и реставратор Йозеф Моцкер взялись за восстановление жемчужины архитектуры. Последняя реконструкция стала для Карлштейна, с одной стороны, спасением, с другой - роковой ошибкой. До сегодняшнего дня ЮНЕСКО не берёт под свою опеку замок, считая, что историческая ценность Моцкером и Шмидтом была нарушена. Тем не менее, замок Карлштейн является Народным  памятником культуры». http://ptel.cz/2016/04/karlshtejn-zamok-zolotogo-veka/

9. Видео о замке Карлштейн (на английском языке)

В общем на экскурсии  в замке нам понравилось. Хотя хотелось бы еще и в императорском дворце побывать. Надеюсь, с помощью этой записи у меня в голове сохранится больше воспоминаний. Проверю, открыв ее через полгода-год.

После экскурсии мы еще заглянули в Колесную башню (Wheel Tower), которая свободно открыта для туристов. Потом спустились к началу тропы, встретились с нашими друзьями и поехали в чешские леса на север от Праги.

10. Река Берунка в Карлштейне (не замке, а населенном пункте) и водные туристы

11. Домики на берегу реки Берунки, противоположном от замка Карлштейн

авто, музеи, путешествия, видео, Чехия, фото