В.В.Пукирев. "Игрок". 1855 г. Холст, масло. 57x49 см. Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина, г.Николаев.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Дело было давно. В школьные годы наши чудесные. Тихий застой и никакой перестройки. Время текло так медленно, что его можно было пощупать. Сидим раз с Колькой Романюгой (персонаж это невымышленный, и один раз Колян уже возникал у меня
в тексте только для мужчин) на литке, как всегда на последней парте. Училки называли последнюю парту Камчаткой и тихо ненавидели камчадалов, как власть всегда ненавидит оппозицию. Играем в морской бой. А что еще нам делать? Русистка наша поверхностно-бессловесная Марьван талдычит что-то про "Пиковую даму".
- Бэ-2, - стреляю я по романюгиному линкору.
- Убит, - с сожалением шипит Колян.
- Дама ваша убита,- артистически произносит Марьвана тем временем на весь класс.
- Тьфу, ты, черт. И у нее там кроют кого-то, - ворчу я. - Колян, ты читал эту "Пиковую даму"?
- Читал. Анекдот про картежников какой-то,- махнул рукой Романюга. - Жэ-8.
- Мимо,- радуюсь я.- А меня отец замучил, это его любимая опера, он все время ставит эту пластинку: "Три карты, три карты, три карты..." Не могу себя пересилить теперь и открыть книжку. Расскажи мне в двух словах, о чем там. А то Марьван вызовет к доске, не с колодой же карт переться.
- Короче,- повествует мой друган закадычный,- немец Германн услышал во время карточной игры рассказ о том, что некая старая графиня знает три верных карты, на которые можно поставить и выиграть. Он начинает ухаживать за воспитанницей этой графини, проникает ночью в дом старухи, требует у нее раскрыть секрет, грозит пистолетом, графиня умирает. Ночью ему снится, что явилась старуха и называет ему три карты: тройка, семерка, туз. Он играет три раза подряд, два раза выигрывает, а на третий - обдергивается, вместо туза, вылетает дама. Он все проигрывает и сходит с ума.
- И все? - удивляюсь я. - Не густо для гения. Может, он сразу либретто для оперы писал?
- Сам читай,- пожимает плечами Колян.
Я открыл повесть. По страницам бродили тени.
- Братан, а это ведь шифровка какая-то,- недоумеваю я. - То, что он сказать хотел, он скрыл за мишурой.
- Ага-ага,- хихикает Колян. - В морской бой играл.
- Проза Пушкина по сути напоминает конспекты романов,- между тем произносит Марьвана.
- Видишь, я тебе говорил,- торжествую я. - Конспект романа, да еще и зашифрованный.
- Первым читателем произведений Пушкина был царь Николай I,- лекторствует Марьвана.
- Странно,- удивляется Романюга.- Он с царем в морской бой играл?
- Чем это мы тут занимаемся на последней парте? - Марьвана оказывается уже около нас. Мы смотрим на нее невинными овечками. Она переворачивает книгу, лежащую на нашей парте. Удивлению ее нет предела - "Пиковая дама".
- Расскажете мне на следующем уроке правила игры в фараон.
ПЕРВЫЙ ГРАДУС
А действительно, как читать «Пиковую даму»? Сколько поколений школьников слушают этот бред марьван. Ведь что получается? Они преподают лоботрясам то, чего сами не знают. Профанация.
Зашифрованный литературно обработанный текст, а не список символов, бывает двух видов: 1. когда корреспондент кодифицирует смысл или сумму смыслов определенным методом, заведомо зная, что у адресата есть ключ декодификации, исключающий неправильное понимание; 2. бесключевая, безадресная шифрограмма, когда автор предлагает самостоятельно декодифировать второй план текста широкой публике самостоятельно, используя в качестве подсказок знаки-намеки, своего рода эзопов язык, может быть, в более изощренном виде. Литературные произведения с признаками тайнописи относятся только ко второму типу. Автор в этом случае лавирует между двумя крайностями: окажутся намеки явными, читатели легко обнаружат скрытый смысл, или наоборот - не увидят второй план текста из-за дефицита авторских меток. Ну, типа как ориентирование на местности: видишь зарубки, вешки, выходишь к месту назначения, а нет - так и блуждаешь.
Повесть была написана в 1833 г., вышла в свет в 1834 г. Судя по тому, что Николай I был в бешенстве после прочтения "Пиковой дамы", тайный смысл дошел до адресата. Почему тогда этот смысл не дошел до школьников на уроках? Перестарался солнце наше. Хорошо зашифровал. Вот близко знавший Пушкина редактор А.А.Краевский пишет: «В “Пиковой даме” герой повести - создание истинно оригинальное, плод глубокой наблюдательности и познания сердца человеческого; он обставлен лицами, подсмотренными в самом обществе <…>; рассказ простой, отличающийся изящностью». Ну, да, ну, да, это нам и в школе преподают. В.Г.Белинский: «<…> “Пиковая дама” - собственно не повесть, а мастерский рассказ. В ней удивительно верно очерчена старая графиня, её воспитанница, их отношения и сильный, но демонически-эгоистический характер Германна. Собственно это не повесть, а анекдот <…> Но рассказ - повторяем - верх мастерства <…>» Неистовый Виссарион тоже мимо. Может быть, Ф.М.Достоевский, как никто понимавший Пушкина? Нет, тоже увидел только фантастическую прозу. Если современники уже не могли прочесть тайнопись второго плана повести, то что уж говорить о последующих поколениях, которым преподавали забронзовевшую хрестоматию.
Сам же Пушкин в кулачок посмеивается: «"Моя "Пиковая дама" в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семеру и туза..." Хихикает, а самому немного грустновато: если уж светская чернь ничего не поняла, то чего уж говорить о нас - камчадалах. Кому - повесть, а кому - трагедия. Сколько черновиков исписал, вычерчивая даты, суммы выигрышей и проигрышей, а эти бараны видят в повести только анекдот. Поняли только Николай I, принявший игру, и масонерия. Но я на это уже раньше намекал, когда писал о
магендовидах на могильном памятнике Пушкина, установленном с санкции Николая I. Их число равно 21. Как раз карточное очко. Или тройка, семерка, туз (11 - кто не катает) в сумме.
Еще раз перечитал повесть, держа в голове две мысли: 1. обнаружить зашифрованный смысл; 2. учесть при декодификации, что первым читателем повести был царь Николай I. Дальше появился пункт три: Пушкин хорошо играл в шахматы, был заядлым картежником, владел несколькими языками (лингвистическая подготовка)и числился в шифровальном отделе МИДа (профессиональный уровень криптограммы).
Прошло много лет, и добавился пункт четыре: "Недели за три до смерти историографа Пушкина был я по приглашению у него. Он много говорил со мной об истории Петра Великого. "Об этом государе, - сказал он между прочим, - можно написать более, чем об истории России вообще. Одно из затруднений составить историю его состоит в том, что многие писатели, не доброжелательствуя ему, представляют разные события в искаженном виде, другие с пристрастием осыпали похвалами все его действия". Александр Сергеевич на вопрос мой: скоро ли будем иметь удовольствие прочесть произведение его о Петре, отвечал: "Я до сих пор ничего еще не написал, занимался единственно собиранием материалов: хочу составить себе идею обо всем труде, потом напишу историю Петра в год или в течение полугода и стану исправлять по документам". Просидев с полтора часа у Пушкина, я полагал, что беспокою его и отнимаю дорогое время, но он просил остаться и сказал, что вечером ничем не занимается. Возложенное на него поручение писать историю Петра весьма его обременяло. - "Эта работа убийственная, - сказал он мне, - если бы я наперед знал, я бы не взялся за нее".
Надв. сов. КЕЛЛЕР. Дневник. Соч. Пушкина под ред. П. А. Ефремова, т. VIII, стр. 586.
Цитируется по
http://pushkin.niv.ru/pushkin/bio/veresaev/pushkin-v-zhizni_20.htm Я выделил ключевые слова: Пушкин - историограф, поручение царя. Получилось неожиданно. Если сейчас в ЕГЭ включить вопрос: Назовите великого русского историографа,- никто и не подумает о Пушкине. В пункте 4 об историографе требуются два подпункта: а) Пушкин переоценивал значение Петра I, или скажем так: идеализировал историческую роль Петра I; б) Пушкин отрицательно относился к Екатерине II, которую считал самозванкой. Самозванство - это сквозная тема Пушкина: "Борис Годунов", "Капитанская дочка", "Сказка о царе Салтане" и др. Все это было отдано на откуп литературоведам, а им до лампочки ваша историография. Они будут диссертации клепать о стиле и поэтике. И попробуй какой-нибудь Марьване Белинского покритикуй. "Вон из класса, двойка в четверти!"
МЕТНЕМ БАНЧОК?
Читаем теперь уже аналитически. Явный мессадж. Но пока ничего не понятно. Как быть? Да так, как и при игре в морской бой. Есть константы: количество линкоров, эсминцев и т.д И правило: корабли не должны соприкасаться друг с другом. И есть переменные: корабли могут располагаться где угодно. Теперь действуем как при декодификации шифрограммы - ищем константы в ряду знаков. Что может быть в тексте повести константой? Имена, даты, цифры. Остальную шелуху про любовь-морковь отбрасываем, нам ведь надо подтекст вскрыть. Действуем просто: тупо берем листок бумаги и выписываем константы ("Сказка - ложь, да в ней намек...") из повести. У меня получилось 74 записи. Но это не принципиально.
А что принципиально? Вот, например, сразу же первая запись:
1. "Пиковая дама означает тайную недоброжелательность. Новейшая гадательная книга". Выделяем ключевое слово - гадательная. А что вам еще, собственно, надо? Вот же четко написано: гадательная книга. Не тупо ставьте на тройку, семерку и туза, а гадайте. Феномен карт - дихотомия. У карты есть рубашка и лицо. Картинка на лице делится на две зеркальные части. При гадании одна и та же карта в сочетании с соседними может иметь разное значение, туз пиковый - известие о смерти, а в сочетании с некоторыми другими картами - казенный дом, ваще - тюрьма. Пошли вторые планы, т.е. старая графиня в компании с Германном может быть Екатериной II - Екатериной великой для хер манов, а в другом варианте - Екатериной Дашковой с кличкой - Екатерина малая. Да вот же и Пушкин сам дальше подсказывает, что нужно гадать, а не тупить про поэтику и стилистику: "Девушка - настоящая тройка червонная. Пузатый мужчина напоминал ему туза. Тройка, семерка, туз - преследовали его во сне, принимая все возможные виды: тройка цвела перед ним в образе пышного грандифлора, семерка представлялась готическими воротами, туз огромным пауком." Это у меня кстати были пункты 60, 61, 62. Но они хорошо ложатся к смыслу пункта 1. Из всех карт в повести масть указана только у дамы. Но это ни о чем не говорит. Только о том, что сам Пушкин не гадал. В русском гадании используются 36 карт, мелочь откидывается. Самая поганая масть действительно пиковая: туз - известие о смерти, семерка - ссора, десятка - болезнь и т.д. Такое впечатление, что Германну все карты пиковые выпали.
2. Следующая фраза повести в пушкинском стиле: "Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова". Могло бы быть многозначительно и туманно: "Гости съезжались на дачу..." Тогда бы уже и царь не понял смысла. А здесь явная метка - конногвардеец Нарумов. Погадайте. Вам же предлагали. Попробуем. Конногвардеец? Используем метод подбора. Конногвардеец-кавалергард-вооруженный наездник-всадник. Всадник, всадник, ты могуч, ты гоняешь стаи туч. (Шутка) Может, медный всадник? Тогда уж с прописной - Медный всадник. Петр I? Мы же не забываем в конце концов, что это пишет историограф. Нарумов - посложнее. Здесь уже нужны подсказки.
В июле 1814 года Пушкин впервые выступил в печати, в издававшемся в Москве журнале «Вестник Европы». В тринадцатом номере было напечатано стихотворение «К другу-стихотворцу», подписанное псевдонимом Александр Н.к.ш.п. Н-к-ш-п - это уже интересно. А кто-то говорил, что Пушкин не знал иврит. Это именно согласные его фамилии, написанные справа налево как в иврите без гласных. Попробуем проделать ту же операцию дешифрования с Нарумовым: н-р-м=ов. М-р-н=ов - Миронов/Маранов/Марранов. Хорошие версии. Миронов еще появится в "Капитанской дочке", он пока сидит в запасе. "Огненный Бог марранов"? А.Волков еще не родился. Не получается. Но нам же сказали: гадайте, вы не на комсомольском собрании. Здесь более сложная операция: корневая метатеза. Р-м-н=ов. Румынов-Ремнев-Романов? Мне как-то больше нравится Романов. Ой! Да это же фамилия медного всадника.
(Еще, пожалуй, погадаем...)