Длина стрелочек на карте, тлетворное влияние и наивный прогрессизм

Jan 14, 2025 11:31



20. Опыт Первой мировой войны показал, что к её концу обе стороны разработали методы по преодолению позиционного кризиса, которые позволяли вести наступление в сравнительно высоких темпах при общем превосходстве 1,2:1 для войск Антанты и 1,01:1 для немецких войск. Так как мы анализируем воззрения прежде всего советского военно-политического ( Read more... )

глубокий бой, Шапошников, глубокая операция, танковая революция, пакт Молотова-Риббентропа, Иссерсон

Leave a comment

gaivor January 14 2025, 09:00:37 UTC

Часто высказываемое мнение, по которому формирование механизированных войск было очевидной необходимостью, является наивный прогрессизмом.

Ну вот мы смотрим на основные армии Европы, и что же? СССР создает танковые корпуса, немцы - дивизии, французы придумывают DLM, у англичан есть мобильная дивизия, позже переименованная в танковую, и даже поляки сподобились создать 10-ю бронекавалерийскую бригаду и замахнулись перед войной на вторую. Да, вопрос в возможностях, но так то никто не хотел остаться без подвижного соединения.

Reply

dmitriyandreev January 14 2025, 14:51:51 UTC

Соглашусь. "Легкие части", которые будут способны вести бой с "тяжелыми" - это вот "святой Грааль" Интербеллума. "Избежать формирования сплошного фронта, а если он будет - развить прорыв все хотели.

Reply

sovice_snezni January 15 2025, 10:19:46 UTC
Доброго времени.

"Танковая дивизия слишком слаба для ведения самостоятельных наступательных действий".

Можете заменить "танковая дивизия" (немецкая, замечу, большая и мощная) на "механизированное подвижное соединение". Дальше, если огрубить, в одних странах задачу решили в виде "тогда будем ограничивать масштаб этих самостоятельных действий". Преследование, стратегическая разведка, действия на открытых флангах или в виде завесы. Те же задачи, что у кавалерии в ПМВ, хотя DLM, конечно, размазала бы французскую кавалерийскую дивизию образца 1914-го (да и 1918-го) года при прямом противостоянии в кровавый блин. Несколько раскиданных по пехотным армиям (при этом пехотные дивизии могут быть уже заметно, а то и изрядно, моторизованными) "мехбригад" (или даже тощеньких дивизий), пачка формирований НПП. А то даже и целое одно на вооруженные силы формирование из пары таких "мехдивизий", созданное с прицелом на выполнение одной конкретной задачи.

В других, точнее - в Рейхе, пришли к мысли, что "размер имеет значение". Нужна танковая группа. И ( ... )

Reply

gaivor January 15 2025, 10:26:07 UTC

В других, точнее - в Рейхе, пришли к мысли, что "размер имеет значение". Нужна танковая группа. И механизированных дивизий минимум на несколько полноценных корпусов.

Ну, это они к маю 40 пришли. А на сентябрь 39 у них никакой танковой группы не было. За вычетом корпуса Гудериана не было и "полноценных" корпусов, ибо что это за корпуса, когда в одном две танковые дивизии и пехотная, а в другом две моторизованный и пехотная. Люди явно не понимали, что танковую дивизию нужно совмещать не с пехотной, а с моторизованной. Так что они тоже долго шли к мысли.

Reply

sovice_snezni January 15 2025, 10:47:06 UTC
- Ну, это они к маю 40 пришли.

Нет. Тут нужно смотреть, когда они начали формировать "танковые" корпуса. И сколько у них их было. Что помимо "танкового лобби" были и свои "традиционалисты", которым бы и полудюжины раскиданных по пехотным армиям "Leichte Division" хватило бы - не секрет.

- Люди явно не понимали, что танковую дивизию нужно совмещать не с пехотной, а с моторизованной

Вы уверены, что лучше них знаете, что с чем нужно совмещать? Так-то у них в июне 1941-го в большей части армейских моторизованных корпусов были пехотные дивизии. Плюс армейские (немоторизованные) корпуса в танковых группах.

С уважением.

Reply

gaivor January 15 2025, 10:58:17 UTC

Вы уверены, что лучше них знаете, что с чем нужно совмещать?

Конечно, мне (как и всем другим) об этом лично сказал Гудериан - и ведь его то корпус как раз состоял из танковых и моторизованной дивизии. И да, на состав группы Клейста в 1940-м посмотрите.

Reply

sovice_snezni January 15 2025, 13:33:30 UTC
- Конечно, мне (как и всем другим) об этом лично сказал Гудериан - и ведь его то корпус как раз состоял из танковых и моторизованной дивизии. И да, на состав группы Клейста в 1940-м посмотрите.

А из чего состояла его танковая группа в июне 1941-го?

С уважением.

Reply

gaivor January 15 2025, 13:55:25 UTC

22 июня 1941 года

Штаб

24-й моторизованный корпус - генерал танковых войск Лео Гайр фон Швеппенбург

3-я танковая дивизия

4-я танковая дивизия

10-я моторизованная дивизия

1-я кавалерийская дивизия

46-й моторизованный корпус (в резерве) - генерал танковых войск Генрих фон Фитингхоф

10-я танковая дивизия

дивизия СС «Рейх» (моторизованная)

моторизованный полк «Великая Германия»

47-й моторизованный корпус - генерал артиллерии Йоахим Лемельзен

17-я танковая дивизия

18-я танковая дивизия

29-я моторизованная дивизия

Reply

sovice_snezni January 15 2025, 14:26:01 UTC
Штаб.

XXIV армейский (мот.) корпус - 267-я пехотная дивизия, 1-я кавалерийская дивизия, 10-я моторизованная дивизия, 3-я танковая дивизия, 4-я танковая дивизия.

XXXXVI армейский (мот.) корпус - Моторизованный полк "Гроссдойчланд", моторизованная дивизия СС "Дас Рейх", 10-я танковая дивизия.

XXXXVII армейский (мот.) корпус - 167-я пехотная дивизия, 29-я моторизованная дивизия, 17-я танковая дивизия, 18-я танковая дивизия.

XII армейский корпус - 31-я пехотная дивизия, 34-я пехотная дивизия, 45-я пехотная дивизия.

В подчинении непосредственно группе - 255-я пехотная дивизия.

С уважением.

Reply

gaivor January 15 2025, 14:37:27 UTC

Вы не читали что ли Гудериана?

"Крепостью Брест-Литовск (Брест) с ее старыми укреплениями, отделенной от нас реками Зап. Буг и Мухавец, а также многочисленными наполненными водой рвами, могла овладеть только пехота. Танки смогли бы взять ее только внезапным ударом, что мы и попробовали сделать в 1939 г. Но в 1941 г. условий для этого уже не было.

Поэтому я решил танковыми дивизиями форсировать Зап. Буг по обе стороны Брест-Литовска, а для наступления на крепость попросил подчинить мне пехотный корпус. ...

Местность, по которой должно было проходить наступление, с фронта была ограничена Западным Бугом. Наша первая задача состояла в том, чтобы форсировать реку на глазах у противника. Успеху форсирования в значительной степени могла содействовать внезапность операции. Я не рассчитывал на немедленное падение крепости Брест-Литовск и должен был позаботиться, чтобы первоначальное разделение танковых корпусов, вынужденных двигаться по обе стороны крепости, не отразилось на ходе наступления. Кроме того, следовало обеспечить оба открытых ( ... )

Reply

sovice_snezni January 15 2025, 14:45:07 UTC
У Вас там в Вашем посте - "22 июня 1941".

Я Вам дал настоящее расписание на начало "Барбароссы". Так что менять карты с "на время форсирования р. Зап. Буг" и "на первые дни наступления" несколько поздно.

А так - да. Немцы в процессе операции могли тасовать соединения и объединения. Тоже, наверное, от непонимания.

С уважением.

Reply

gaivor January 15 2025, 14:56:15 UTC

Так я вам еще раз продублирую, только со ссылкой на самого Гудериана (ну, согласитесь, ему то лучше знать состав свой Тгр):

"Подчиненная мне 2-я танковая группа, так же как и действовавшая севернее 3-я танковая группа генерал-полковника Гота, входила в состав группы армий «Центр».

Организация 2-й танковой группы была следующая:

- командующий - генерал-полковник Гудериан;

- начальник штаба - подполковник барон фон Либенштейн;

- 24-й танковый корпус - генерал танковых войск барон Гейер фон Швеппенбург;

- 3-я танковая дивизия - генерал-лейтенант Модель;

- 4-я танковая дивизия - генерал-майор фон Лангерман унд Эрленкамп;

- 10-я мотодивизия - генерал-майор фон Лепер;

- 1-я кавалерийская дивизия - генерал-лейтенант Фельдт;

- 46-й танковый корпус - генерал танковых войск барон фон Фитинггоф (Шеель);

- 10-я танковая дивизия - генерал-лейтенант Шааль;

- мотодивизия СС «Рейх» - генерал-лейтенант Гауссер;

- пехотный полк «Великая Германия» - генерал-майор фон Штокгаузен;

- 47-й танковый корпус - генерал танковых войск Лемельзен;

- 17-я танковая ( ... )

Reply

sovice_snezni January 15 2025, 18:02:29 UTC
Не соглашусь, конечно. Боевое расписание и мемуары - что же выбрать...

- То, что ему для выполнения специфической разовой задачи придавались пд, никак мой тезис не отменяет, ибо в сентябре 39-го пд штатно воевали в составе корпусов вместе с тд и мд.

Нет, ну очевидно же, что всё наоборот, в 1941-м немцы не понимали, а вот в 1939-м у них были специфические условия!

А если серьезно - Вы каким-то образом из того факта, что путь у немцев был далеко не всегда прям, пытаетесь вывести то, что и шли они туда же, куда, к примеру французы и британцы. А это не так.

С уважением.

Reply

gaivor January 15 2025, 18:16:47 UTC

Вы каким-то образом из того факта, что путь у немцев был далеко не всегда прям, пытаетесь вывести то, что и шли они туда же, куда, к примеру французы и британцы. А это не так.

Ничего такого я, конечно, не вывожу, а ещё раз рекомендую ознакомиться с составом моторизованных корпусов 1941 и "моторизованных" корпусов 1939. Всё остальное в ваших руках, а мне позвольте откланяться.

Reply

jim_garrison January 15 2025, 11:00:08 UTC
"Тут нужно смотреть, когда они начали формировать "танковые" корпуса".
---
Нужно смотреть, когда они корпус на учениях отыграли. К слову, корпуса тогда еще не было, дивизий тоже.
Немцы, вернее танковые революционеры из немцев, сразу мыслили минимум корпусным масштабом. То, что почти параллельно Бек начал палки в колеса ставить, так он мыслил более по-французски: батальоны для поддержки пехоты и моторизованная кавалерия.

Reply

sovice_snezni January 15 2025, 13:26:10 UTC
Доброго времени.

В июне 1935-го, на картах, если память не изменяет. Потом были учения танковой дивизии в августе, по итогам которой было отмечено, что отдельно взятая танковая дивизия имеет не очень большую силу. Поэтому нужно использовать корпус из нескольких дивизий.

С уважением.

Reply


Leave a comment

Up