Органы не ошибаются! Полицейское государство "... по методу Саакашвили".

Feb 11, 2014 17:37



"Либеральный грузинский Берия" (с) Латынина. Ныне в предварительном заключении.

ffedd_ya решил использовать некоторые мои посты в качестве аргументов в гхм ... дискуссии у Никонова, я туда заглянул. А там вот это:

"Но прежде, чем поднимать судьям оклады, нужно заменить весь штат судей - до единого человека по методу Саакашвили, который вычистил всю заразу из органов, поголовно заменив пораженных ею людей. Все судьи на постсоветском пространстве таковыми не являются. Это "позвоночники", и их уже не переделать. Большинство из них бывшие следователи или прокуроры. В их головах карательный уклон и привычное соглашательство людей в погонах с начальством. Доля оправданий в приговорах наших судей - менее 1%, между тем, как в среднем по развитому миру - примерно четверть. Значит, на постсоветском пространстве суда, как такового, нет, а есть штамповочная машинка, маскирующаяся под судебную систему. Заменить штат судей набранными из адвокатов и дело с концом!"

Тут такое дело.

Большинству прогрузинских пропагандистов хватало ума держаться подальше от темы блистательной судебной реформы Саакашвили. Многие, очевидно, догадывались, что всесилие госбезопасности и полиции не очень сказывается на роли суда.

Никонов же простодушно, от полного невладения материалом (популярный блогер as is), тему эту затронул.
Давайте в этой связи посмотрим на опыт Саакашвили по построению судебной системы.

Это будет познавательно.

Официальная грузинская статистика здесь.
Данные доступны по 2009-2012 гг. В 2012 году режим Саакашвили, в общем, рухнул, соратников стали арестовывать, сторонники склонны считать, что реформы пошли вспять. Поэтому 2012 год учитываться будет минимально.

Начнем с 2009-2010 гг.


Что же мы видим? А видим мы, что в 2009 году оправдано (в лицах) 18 подсудимых, а 2010 году 8 (восемь!).
Ниже стоят проценты оправданных, по 0,2%. Это гораздо ниже, чем в нещадно критикуемой Никоновым отечественной судебной системе. Но дело даже не в этом. Для понимания значения, которое имеют эти цифры, сравним их с уже приводившимися американскими данными по федеральной юстиции за 2010 года (сравниваем год в год, 2010 год с 2010 годом).



Мы видим, что американский процент оправданных судом 0,4%, что, казалось бы, близко грузинским 0,2%, однако это разные проценты. Американский процент рассчитывается от всех дел, 421 оправданий от общего числа 98 489, включающего и дела и сделки, и процессы. А грузинский процент рассчитывается от дел, рассмотренных по существу.
Если считать по американской методике то 8 оправданных составляют 0,04% (четыре сотых процента) оправданных судом от общего числа подсудимых - 20280. Процент оправданных в десять раз ниже, чем по приведенной американской статистике, на порядок. С российским процентом оправданий - 0,7%-0,9% -тоже никакого сравнения.

И тут стоит разобраться более обстоятельно.
Состязательный процесс в США зиждется на том, что до определенной стадии стороны активно торгуются друг с другом. Обвинение предлагает заключить сделку, признать вину и получить наказание меньшее, чем даст суд по итогам процесса. Обвинение экономит средства, время и пр. Обвиняемый не знает толком, какие улики есть у следствия, на него, естественно, оказывается сильнейшее воздействие, он может быть арестован и пр. Естественно, заключение сделки с правосудием кажется простым и наиболее безболезненным выходом из ситуации.
Мы видим в приведенной таблице, что 88,9% обвиняемых заключают сделки с правосудием и не выходят в процесс. В Грузии, как видим, процент сделок составляет 80,2, что близко к американским данным. У этой системы есть свои достоинства и свои недостатки. Государство более сильный игрок и обладает способностью давить, принуждая к сделке. В Грузии именно по этому поводу случился грандиозный скандал, когда случился слив видео пыток, включающих избиения и изнасилования; тогда писали, что пытки активно применялись с целью принудить обвиняемых пойти на сделку.
И в США, и в Грузии человек, считающий себя невиновным может не пойти на сделку, выбрать процесс, либо дело против него может быть прекращено судом.
И вот тут оказывается, что обвиняемый вышедший в процесс, то есть не признавший вину, имеющий претензии к квалификации и пр. имеет в Грузии шанс на оправдание 0,2 процента, 8 из 4329.
Аналогичный процент по приведенной американской статистике - 421 из 2756 - 15,3%.
Также в Грузии 0,4% дел возвращается в правоохранительные органы.
суд по приведенной американской статистике прекращает - 8,3% дел. В Грузии - 245 дел из 20280 - 1,1%,

Итак, в США суд, процесс со всеми оговорками* является важным инструментом, который позволяет отстаивать свои права. В Грузии же процент оправданий в процессе по существу на два порядка ниже, чем в США; прекращенных дел в 7,5 раз меньше. Суд сугубо декоративный орган, только подтверждающий обвинение, без шуток - нотариат.

Что же произошло? Грузинские неолибералы сугубо формально содрали форму суда в США, содержание при этом выплеснули за полной ненадобностью. Это в чистом виде имитация, типичная судьба неолиберальной реформы в стране третьего мира.

Помимо всего прочего в грузинской таблице есть графа "частично оправданные", в 2010 году это 54 человека, это подсудимые которым суд снял часть обвинений, но признал виновными, это 0,27%.
В американской статистике таких данных нет и это повод сравнить грузинскую статистику с российской, тоже за 2010 год. Российская судебная статистика находится здесь. В 2010 году судом изменена квалификация действий подсудимых, что возможно только в сторону ее смягчения, в отношении 51760 лиц от общего их числа в 1096322 (без дел частного обвинения, с ними 1181156), что составляет 4,8%, значительно больше, чем в Грузии. Прекращено при этом 19% дел, возвращено прокурору 2.1% дел (в лицах).
К российскому суду можно и нужно предъявлять массу претензий, но ставить ему в пример грузинский эпохи Саакашвили - очень странно.

В конце 2010 года в Грузии очень ограниченному кругу преступлений заработал суд присяжных. По этой и политическим причинам статистика стала меняться и в 2011 году, а в 2012 году изменилась драматически.



Мы видим в 2011 году резкий рост числа оправданий: 56 (в лицах), в 7 раз! Это 0,3% от общего числа дел и, казалось бы, уже близко к американскому показателю. Нюанс заключается в том, что параллельно просело количество прекращенных уголовных дел, с 245 до 41 одного. Совокупная доля прекращенных и оправданных снизилась с 1,3% до 0,5%, т.е. игры со статистикой (скорее всего было волевое решение "поправить статистику") никак не влияли на то, что суд продолжал оставаться декоративным органом, его роль в качестве такового только усугубилась.

В 2012 году режим Саакашвили сначала "поплыл", а потом и рухнул, хотя он и остался президентом с урезанными полномочиями. Это немедленно отразилось на судебной статистике, мы видим, что резко упало количество рассмотренных дел, выросло количество оправданных и пр., это уже эрозия системы, а не ее нормальное состояние.

Эпилог.

Это небольшое исследование не ставит целью что-то плохое сказать о Грузии. Задача показать картину сквозь призму судебной статистики, а значит суда и права. В стране был криминальный хаос, по факту было несостоявшееся государство. Со своими технологиями для стран третьего мира туда пришли американцы, происходит революция, у власти оказываются люди Саакашвили. Они подавили значительную часть преступности, часть коррупции. Я не ставлю даже целью осуждать их методы. Просто надо называть вещи своими именами, это было жесткое латиноамериканского типа полицейское государство с огромной ролью тайной полиции. Ни о какой-то там роли права, особой роли судов и речи не было. В цифрах показано, что обвинительный уклон был свойствен саакашвиливским судам куда больше, чем российским, а сами суды были просто декорацией.

* Существуют принципиальные претензии к "сделочной" системе со стороны континентальной правовой системы.

судебная статистика

Previous post Next post
Up