Два года назад в Штатах на конференции по античности произошла стычка между сторонниками новых веяний во главе с Дэном эль-Падилья Перальтой из Принстона и сторонницей "классической традиции" "независимой ученой" Мэри Фрэнсис Уильямс.
С точки зрения одних, при изучении Рима и Греции, нужно прежде всего думать об инклюзивности, то есть бороться всеми средствами с доминированием белых мужчин, от идеологической борьбы с основаниями "белизны" еще в Риме и Афинах, через отказ от использования трудов разных белых негодяев, до того, что печатать прежде всего женщин и цветных. А учить древние языки - дело второстепенное. Если не получится так реформировать Классику (Classics), то и черт с ней, пусть горит огнем.
С точки зрения Уильямс науку надо спасать от первых, Афины и Рим - это основа нашей Западной цивилизации, оттуда пошли свобода и демократия. Соответственно, при изучении следует следовать высочайшим стандартами научности, обязательно учить языки, пользоваться трудами любых негодяев, если это требуется в научных целях, и так далее.
Кончилось все перебранкой и расистским, как считается, оскорблением со стороны Мэри Фрэнсис Уильямс (белая) Дэна эль-Падилья Перальты (черный), после чего ее выгнали с конференции, лишили какой-то работы.
Был по сему поводу скандал, в общем эпизод в американской культурной войне. На стороне Уильямс, например, выступил Брейтбарт.
Вот прошло два года и в The New York Times Мagazine вышла огромная апологетическая статья про Падилью (
часть 1,
часть 2):
"... Увидеть классическую традицию такой, какой ее видит Падилья ... означает осуждение классического наследия как одной из самых вредных историй, которые мы сами себе рассказывали. Падилья настороженно относится к коллегам, которые выступают за радикальное использование классических произведений как способа предотвратить возможные изменения. Он считает, что такие примеры основываются на долгом присутствии в этой области знаний сил угнетения и доминирования. Классическая традиция и «белизна» - кровь и плоть одного и того же тела. Они вместе выросли, и им, возможно, придется вместе умереть. Классическая традиция заслуживает выживания только в том случае, если она может стать «полем борьбы» для тех сообществ, которые в прошлом были отринуты ею. В прошлом семестре он совместно с Высшей школой активистов провел курс под названием «Разрушая традиции», в котором древние тексты сравниваются с критической теорией рас и стратегиями организации. «Я думаю, что политика нашего выживания заключается в том, чтобы сделать классическую традицию полем для конструктивных исследований, - сказал мне Падилья. - Я хочу, чтобы, думая о классике, люди думали о цветных людях». Но если классика не выдерживает этих испытаний, Падилья и другие готовы оставить ее. «Я бы вообще отказался от классической традиции, - сказал мне Вальтер Шайдель, еще один из бывших руководителей Падильи в Стэнфорде. - Я не думаю, что она должна существовать как область академических исследований».
Один из способов избавиться от классиков - это распустить факультеты и перевести их сотрудников на кафедры истории, археологии и лингвистики. Но многие антиковеды выступают за более мягкие подходы к реформированию дисциплины, делая упор на расширение ее границ. Частные университеты, такие, как Ховард и Эмори, объединили классику с изучением древнего Средиземноморья, включая Египет, Анатолию, Левант и Северную Африку. Эти изменение являются декларацией главной цели: оставить позади иерархическую науку Просвещения и вернуться к ренессансной модели древнего мира как площадке разнообразия и слияния различных культур. «Есть более интересный подход к истории, того, что мы называем Западом. Это история человечества, без выделения в ней особого значения отдельных культур, - говорит Джозефина Куинн, профессор древней истории в Оксфорде. - Мне кажется, что по-настоящему решающим фактором в истории всегда являются отношения между людьми, между культурами».
P.S. Описание инцидента двухлетней давности со стороны Уильямс:
How I was Kicked Out of the Society for Classical Studies Annual Meeting
https://quillette.com/2019/02/26/how-i-was-kicked-out-of-the-society-for-classical-studies-annual-meeting/ Она приводит цитату с занятным термином the epistemic and hermeneutic injustice, плюс термин reparative epistemic justice.