(no subject)

Apr 21, 2013 16:27

Легенда №17
Режиссёр Николай Лебедев


«Легенду №17» можно посчитать байопиком, рассказывающим о жизни легендарного советского хоккеиста Валерия Харламова, только не видя фильма. На самом деле он значительно больше отдельно взятой спортивной биографии, хотя ей и посвящена большая часть картины. Лебедеву, помимо того, что он старательно превращает легенду советского спорта в миф мирового масштаба, удалось почти невозможное - сделать, несмотря на все великолепно снятые спортивные баталии, камерную и не пафосную картину о настоящем герое, которого сегодняшний экран уже давным-давно заждался. И дело здесь даже не в спортивном подвиге при всей его безусловной важности, дело в стремлении и воле к победе - вот, пожалуй, два качества, которые делают из дебютанта чебаркульской «Звезды» главное оружие Суперсерии СССР-Канада. А эти качества уже приводят к пониманию коллектива, семьи, дружбы и Родины, то есть к понятиям обесцененным сегодня до уровня полкопейки. Обесцененным не столько миром менеджеров и нефтяных котировок, сколько ура-патриотичными лозунгами, праздничной мишурой олимпиады в Сочи или будущего чемпионата мира по футболу, всей сегодняшней жизнью с её всеобщим субботником по промывке мозгов - либо ты становишься прутом метлы, либо палой листвой. Третьего не дано.
И вот здесь совершенно неожиданным образом фильм Николая Лебедева предстаёт картиной из сегодняшней жизни, из того сегодняшнего застоя, который как-то уж очень чётко и хлёстко рифмуется с брежневским, где человек, ставший чиновником, мстит тренеру за то, что тот его когда-то уволил; где подстрекательство к предательству - в порядке вещей; где возражение начальству воспринимается как отступничество и заканчивается отставкой; где разговор с заокеанским спортивным агентом используется как шантаж.
На этом фоне дуэт Данилы Козловского в роли Валерия Харламова и Олега Меньшикова, сыгравшего Анатолия Тарасова (кстати, лучшая его роль на сегодняшний день) выглядит как заговор революционеров против прогнившей, но всё ещё основательной системы (один эпизод с уводом команды со льда в устроенном для Брежнева показушном матче чего стоит!). Именно эти отношения закаляют характер будущей звезды до той твёрдости и непреклонности, что делает его героем, именно в этих отношениях видна жизнь человеческого духа, наполненная смыслом, а не обесцененная партократической демагогией, именно они связывают двух людей на всю оставшуюся нелёгкую жизнь (эта связь показана почти мистически, когда прутик тренера по мокрому асфальту московского двора вычерчивает движения, повторяемые командой на канадском льду).
Можно, конечно, начать говорить о шаблонности картины и голливудских штампах в ней, о драматургических клише и клиповой нарезке. Можно, но не нужно. И штампы, и клише, и нарезка удивительным образом работают на идею - рассказать о том, как закаляется сталь. И если раньше - это было привилегией идеологии, то сегодня неотъемлемой частью цельной личности. И в этом смысле на вопрос о том, способно ли кино, рассказывающее о герое другой страны и другого времени, как-то влиять на людей сегодняшних, можно ответить утвердительно - да, способно, хотя и не снимает проблему «героя нашего времени», поскольку рассказывает о другом времени, когда защищать ворота надо было как свою Родину. Способно, потому что неожиданно этот призыв сорокалетней давности становится духоподъёмным и в наши дни, поскольку он звучит не с точки зрения идеологии, которая, кстати, в фильме выглядит достаточно жалкой, а с точки зрения жизни отдельно взятого человека. А это сегодня нужнее протокольных истин.

ЛЕГЕНДА №17 | 2013 | Россия | 134 мин | Мировая премьера 19.04.2013

P. S. Гол Валерия Харламова в Суперсерии СССР - Канада, 1972 год

image Click to view

Олег Меньшиков, Данила Козловский, Николай Лебедев, pro кино

Previous post Next post
Up