Оригинал взят у
bee_julia в
Занимательная физика дома Февраль у нас месяц системы)))))) Мы систематизировали наши занятия по математике и стали по четвергам проводить математический кружок. А по вторникам был день Естествознания. Мы проводили опыты! Кто-то может решить, что это бесполезно и проводить эксперементы с малышами нет никакого смысла, но я не согласна! Было очень увлекательно, позновательно и чуточку даже волшебно! Мне и самой было очень интересно и иногда я была просто поражена и результатами и самим опытом! Вот в такой игровой деятельности ребенок знакомится сосновами физики и пусть он не знает никаких физических законов и наши с ним заняти очень далеки от академических, но нам вместе очень весело и интересно, а ребенок с нетерпением ждет что мама сегодная придумает и какое чудо покажет!
И вот наш отчет:
Темой этого месяца было изучение плотности и в частности мы проводили опыты с плавающими и не плавающими предметами. Опыты построены таким образом, что через осуществление подходящего выбора плавающего и не плавающего предмета ребенок может самостоятельно сделать вывод, что не все легкие предметы плавают. Во время проведения опыта ребенок узнает, что плотность (возможность плавать) зависит не только от величины (объема) и не только от веса (массы) исследуемых предметов, но и от комбинации свойств: если предмет большой и одновременно легкий, он плавает, если маленький и одновременно тяжелый - тонет.
Опыт 1. Проверка плавучести
материал:
миска с водой, различные предметы из металла, пластика, дерева и вообще все что попадется под руку
Ребенку предлагается множество предметов разной велечины и сделанные из разных материалов. Некоторые предметы тонут, некоторые плавают. Перед тем как опустить предмет в воду, я задавала Степе вопрос как он думает будет ли этот предмет плавать или же он утонет, легкий он или тяжелый?
а когда все предметы были уже в миске с водой, то я предложила ывловить их и распределить в в две емкости справа то что плавает, слева то что утонуло. И затем еще раз посмотреть на эти предметы и подумать, что же у них общего.
Опыт 2. А тонет ли яйцо?
материал: емкость с водой, яйцо, соль
Сначала спросила Степу как он думает яйцо утонет или будет плавать? Степа с уверенностью сказал, что утонет, ведь в кастрюле на плите тонет и здесь утонет! И оказался прав. И вот я предложила ему насыпать в стакан соль и посмотреть что получится! И вдруг яйцо всплыло!!!!!!!!! Огого!!!!! Вот так чудеса! Но Степка не поверил и попросил дать ему другое яйцо! Тоже плавает))))) Теперь Степка просит в ванную ему насыпать соль, чтобы он также плавал))))
Опыт 3. Пловец
Материал: емкость с водой и две ложки: металлическая и деревянная.
Показываю две ложки, обсуждаем какая ложка из чего сделана и думаем какая из них утонет, а какая будет плавать. Вспоминаем прошлый опыт.
для большей достоврености надо и водичку подлить)
Опыт 4. "Не умеющие плавать"
материал:
емкость с водой, камни разного размера
Кладем камни в воду, все камни тонут и большие и маленькие. Пусть маленькие камни и легче больших, но они тоже опускаются на дно. Значит, разница в весе не может быть единственной причиной, определяющей способность предметов плавать.
Опыт 5. Легкие и тяжелые "пловцы"
материал: ванна с водой, деревянная скалка, спички
Вспоминаем прошлый опыт, как все камни утонули и большие и маленькие. Обсуждаем какая тяжелая скалка и какие легкие спички. Степино предположение, что скалка утонет, так как она тяжелее камня, а спичка будет пловать, говорит, что знает, что проверял уже. Летом и правда делали опыты и спички плавали, неужели помнит?!
Набираем ванну или же берем большой таз с водой, Ребенок кладет в воду и спички и скалку. Оба предмета плавают. Удивлению ребенка нет предела, пытает утопить скалку и доказать свою правоту, но она не тонет)))
Опять вспоминаю прошлый опыт и говорю, что здесь также вес не является единственным критерием, определяющим, плавает предмет или нет.
Опыт 6. Дерево против камня.
материал: ванна с водой, деревянные кубики, камни
Этот опыт проводился Степой самостоятельно. Я дала ему деревянные кубики и камни, наполнила ванну и предоставила возможность самостоятельно провести опыт. Я не комментировала ничего, мне хотелось, чтобы сын сам провел эксперимент в нужном для себя темпе и сделал выводы самостоятельно. Степке очень понравилось. Он надолго "завис" в ванной комнате, опускал камни (аккуратно), кидал кубики. То есть он уже заранее понял, что камни опустятся на дно и могут поцарапать поверхность, а кубики будут плавать! Потом попросил ему выдать еще и скалку и все проверял утонет она или нет)
Опыт 7. Швейная иголка против скалки
материал: ванная с водой, деревянная скалка, швейная иголка
Пожалуй, самый волшебный опыт! Показываю Степке скалку и иголку. Опять вопрос что же утонет, ну с тем что скалка плавает Степа уже согласился, но и иголка решил, что тоже будет плавать. Что ж проверим! И вот чудо! Тяжелая скалка плавает, а легкая иголка пошла ко дну! Степа удивлен!!!
Но вопрос почему "плавающие" материалы легче, чем "не плавающие" остался. А о том как получается, что материалы имеют различную плотность мы узнаем в следующем месяце! Так что следите за нашими отчетами)
и еще хочу отметить, что проведение таких опытов это и способ закаливать малыша, так как водичку мы наливали холодную)
Что необходимо для проведения опытов:
1) книга Физика для детей 2-3 лет
ozon.ru физика для детей 2-3 лет Физика для детей 2-3 лет - Кинингер М. My-shop.ru Миска или
таз Набор «Кубики» деревянный Скалка кухонная Шарики деревянные Набор шариков из пенопласта Бусина стеклянная круглая Набор деревянных пуговичек