Feb 09, 2007 09:15
Было начало 90-х...Наша семья, как и большинство семей в Армении, переживала тяготы первых лет независимости. Только сейчас я понимаю, до какой степени тяжело было нашим родителям : надо было одеть, обуть, накормить детей, не имея даже элементарных средств к существованию...Однако жили, мы как-то жили: читали книжки, учились вязать, чтобы коротать длинные вечера без света...В школе скидывались по 100 драм и устраивали молодежные "крутые" вечеринки с пирогом, чаем и замерзшими фруктами...Запомнилось ощущение постоянного поиска душевного удовлетворения, которое помогало выжить в темноте и холоде...
В один из таких дней папа пришел с работы (ну, места,куда он по инерции ходил каждое утро). В руках у него был сверток. Развернув его, он достал подсвечник, выполненный из дерева, с одной основной большой ножкой, от которой отходили четыре маленьких подсвечника - один в центре и три вокруг него.
- Вот, купил на вернисаже,- довольным тоном произнес отец,- этот подсвечник напомнил мне нашу семью,-продолжал он,- вот этот в центре - я, а вы-вокруг меня. Сказав это, он поставил подсвечник на книжную полку. С этого дня, каждый раз, вытирая с него пыль, я мысленно называла каждый из маленьких подсвечников по имени, и в скором времени уже не могла воспринять его как просто красивую деревянную вещицу, скорее, мне виделся в нем семейный портрет.
Примерно через год у моей сестры появился жених, который виртуозно вскружил ей голову наличием успешного бизнеса (это в 94-ом году-то!!!!), мащины и трех "левых" подключений света дома. Ну и еще там любовь была,что греха таить...
Свадьбу сыграли, продав машину и драгоценности - дабы не ударить в грязь лицом перед новыми богатыми родственниками. Примерно через неделю после свадьбы, когда я брала книгу с полки, нечаянно задела наш подсвечник: он упал и одна часть его отлетела. Когда пришел папа, я с грустью показала ему сломанный подсвечник. Он усмехнулся и сказал:
- А чего ты хотела? Твоя сестра теперь уже в другой семье...Все правильно.
Через несколько месяцев на день рожденья мамы папа торжественно принес еще один подсвечник: на этот раз фарворовый, с ангелочками и состоящий из трех частей.
-Ну, теперь это наша семья,- сказала я ,- ты, мама и я.
-Да, пожалуй,- ответил отец.
На следующий день он распилил деревянный подсвечник на три части и прикрепил каждую из них в комнатах. Теперь мы вставляли туда свечки и отпала необходимость ходить по дому с лампой или свечой.
В марте 1999го года отец умер.Умер, когда наладилась жизнь, когда семья вздохнула с облегчением - уже не надо было считать копейки и делать рыбные котлеты. Дом наш погрузился в тишину и грусть прощания с главой семьи. Все стекла и зеркала завесили белыми простынями, остановили часы..В день похорон племянник отца нечаянно задел одну из простынь, которая поддерживалась фарфоровым подсвечником - он упал и разбился: от него отлетела одна часть.
-Так и должно было быть,- грустно сказала мама,- он ушел, а значит, подсвечник должен был разбиться.....
На следующий день мы приклеили сломавшуюся часть обратно...Мама не хотела выбрасывать подсвечник, так как это был подарок отца....Но сломанное место было видно на фарфоре как шрам, неизгладимо оставшийся в семье. Для меня же больше не было необходимости сравнивать подсвечник с семьей - слишком больно мне было от этого....
Январь 2007г.
Открываю дверь, захожу в отцовский дом. Дома никого - мама на зиму уехала к бабушке (там тепло и газ), а у меня уже есть свой собственный дом. Свет отключен, вода замерзла. Сердеце мое сжимается от боли - дом, котоый является моим ровесником, дом где раньше горели четыре души-свечи, согревая и поддерживая друг друга, превратился в холодную пустыню. В комнате останавливаюсь перед портретом отца. В очереной раз осознание его ухода больно вкалывается в душу. Вот стоит подсвечник со шрамом, на него со стены смотрит портрет отца...И никого...
Где ты, моя семья?