Американские анархисты и этничность

Apr 04, 2010 15:36


Перевод заметок моего нью-йоркского знакомого по имени Спенсер Саншайн об отношении американских анархистов к этнической культуре. Автор - твердый интернационалист, написавшией ряд критических работ, в которых он объясняет, что "национал-анархизм" - ничто иное, как форма неофашизма или попросту нацизма. Саншайн - исследователь истории американского анархизма, один из редакторов анархического журнала Fifth Estate.

Суть состоит в том, что анархо-синдикалисты наиболее негативно относятся к национализму, но не отрицают право людей поддерживать этническую культуру и даже создавать закрытые сообщества на этнической основе (хотя это не поощряется и считается дурным тоном), если они не мешают общей рабочей солидарности. Платформисты и всякие прочие анархисты нередко поддерживают националистические движения в Третьем мире и среди иммигрантов. Автор против этого, но факт остается фактом.

Отрицание этничности в США встречается только среди некоторых постмодернистов и инсюррекционистов (сторонников "повстанческого анархизма"). Но и они не отрицают право других людей на этническую культуру. Их критика направлена против любых ярлыков, включая такие деления как мужчина/женщина, ребенок/старик. Но это весьма экзотическая, критикуемая многими форма анархизма.

------------------

В эпоху "классического" анархического движения в США (1840-1940), анархисты делились на языковые группы: еврейскую, испанскую, итальянскую, русскую, немецкую, китайскую (в Сан-Франциско). Возможно, была также особая польская группа. Помимо этого, общая англоязычная группа объединяла местных и иммигрантов. Каждая группа выпускала свои газеты и создавала отдельные организации, которые работали вместе с другими. Хотя эти группы в значительной мере обуславливали выбор языка необходимостью работы с иммигрантами, у них была достаточно четкая этническая идентификация, примерно как у бундовцев.

[Примечание переводчика: В среде американских анархистов первой половины прошлого века было распространено непримиримо отрицательное отношение к религии, доходящее до попыток "очистить" движение от верующих людей. Однако, несмотря на резкую критику религии, никому из классических "американских анархистов" в голову не приходило отрицать право людей поддерживать свою этническую культуру и считать себя русскими, евреями, испанцами и т.д.]

С другой стороны, анархизм оказал сильное влияние на ряд антиколониальных движений. Анархические идеи распространялась интеллигенцией через учебные заведения Франции - прежде всего на Восток, через студентов из Азии, учившихся в Париже. С другой стороны, испанских радикалов-диссидентов ссылали на Кубу, в Латинскую Америку и тихоокеанские колонии.

Анархисты в "периферии", как правило, фокусировались на борьбе с колониализмом, что неудивительно. Хотя они призывали к децентрализованной социальной революции, в антиколоникальных анархических движениях проявляются очевидные националистические элементы. (Некоторые анархисты спорят о различии между "национализмом", который они отрицают, и "национально-освободительными движениями", которые они поддерживают... но я этого различия не признаю).

В 1960-е годы в США стали популярны идеи так называемых Новых левых, на которые оказал сильное влияния так называемый марсизм стран Третьего мира. Новые левые были сторонниками "теории двух линий" - коммунистической революции с одной стороны, и национального самоопределения с другой. На практике это означает, что леваки могли поддержать как интернациональные марксистские движения, так и сепаратистские националистические группы, выступающие под именем "угнетенных наций", будь-то чернокожие, латиноамериканцы, пуэрториканцы, американские индейцы, американцы азиатского происхождения, и т.д. Этих "угнетенные нации" могли работать вместе с другими белыми или смешанных группами, если они того хотели, либо стремиться к территориальному сепаратизму - левые это тоже поддерживали.

Многие из этих групп были децентрализованы или сформированы на общинной этнической основе ("Черные пантеры", "Движение американских индейцев", пуэрториканские "Молодые лорды", мексиканские "Коричневые береты"). Их идеи оказали влияние на американских анархистов, особенно на такие группы, как APOC ("Анархисты цветного населения"), которые организуют отдельные группы, конференции, сетевые подписки только для цветных.

Хотя эта группа известна весьма спорными действиями (о которых можно прочесть, поискав в Гугле сочетание фраз "smack a white boy" + Crimethinc) Лоренцо Ком'боа Эрвин, Куваси Балагун и Ашанти Олстон, бывшие активисты "Черных пантер" и "Черной армии освобождения", впоследствии ставшие анархистами, поддерживают идею слияния черного национализма и анархизма. Точнее, они признают в равной мере право чернокожих поддерживать либо анархизм, либо национализм.

Естественно, все это вызывает вопрос о "национал-анархизме". Если мы принимаем эти вещи в принципе, почему они не могут относится к белым людям? У ленинистов есть на это ответ: "потому что национальное самоопределение разрушает империализм". Однако, та же политика в анархическом варианте не имеет оснований.

Так называемые "воркеристы" [Прим. перев.: анархо-синдикалистские и платформистские организации, ориентирующиеся на индустриальных рабочих], как правило, говорят: нет, мы организуемся только по классовому принципу. Однако, некоторые из них тоже поддерживают национально-освободительную борьбу.

Таким образом, на практике анархисты признают в какой-то мере личное этническое самоопределение. Отдельные организации только для цветных, для женщин, для квиров и т.п. не приветствуются некоторыми анархическими группами, но в принципе тоже считаются приемлемыми. Идея национального самоопределения, в территориально-государственном смысле, вызывает споры. Некоторые анархисты принимают эту идею, но многие не признают. Независимость Пуэрто-Рико поддерживается меньшим числом анархистов, чем суверенитет американских индейцев.

Кроме этого, некоторые люди, под влиянием постструктурализма, а также "повстанческого анархизма", выступают против любых понятий стабильной идентичности, и поэтому принципиально отказываются от них. Эти люди, включая некоторых цветных анархистов и квиров, выступают против "ярлыков", считая самоопределение как таковое компонентом "структурного угнетения". "Нет ярлыкам, нет угнетению". Но это малораспространенная позиция...

Спенсер Саншайн (Spencer Sunshine), Нью-Йорк

анархизм

Previous post Next post
Up