Это, несомненно, относится к моей предыдущей записи к
зеленому конкурсу. Так сказать, - в помощь к предыдущему посту. Но, надеюсь, что вам будет интересно почитать историю зеленого цвета и много "цветоведческого" о нем.
![](http://pics.livejournal.com/jeweller_mm/pic/000wawcc/s640x480)
1 этап:
![](http://pics.livejournal.com/jeweller_mm/pic/000wdsr8/s640x480)
На Мифологическом этапе цветовая символика держалась на простых и понятных ассоциациях.
Зеленый цвет неоднозначен по смыслу. Это жизнь в ярко-зеленом цвете и смерть, выраженная мертвенным серо-зеленым флуоресцирующим светом. Юность, надежда и радость, но, вместе с тем - изменение, непостоянство и ревность. Зеленый - это весна, воспроизведение, радость, уверенность, природа, рай, изобилие, преуспевание, мир.
Зелёным обозначалось Древо мира. Так же это цвет лешего. Но самое главное - это символ Леса. Так же символ засеянного поля, молодых всходов всегда наносился зелёным цветом.
Зеленый цвет соотносится с растительностью, изменчивостью, незрелостью, обладает продуцирующей символикой (у сербов преобладание зеленого цвета в радуге означает урожай злаков; в Родопах вечнозеленые растения использовались на помолвках и свадьбах).
В то же время зеленый цвет - атрибут «чужого» пространства, где обитает нечистая сила: в южнославянских заговорах на «зеленую гору», «зеленую траву», «зеленое дерево» изгоняются злые духи. Зеленый цвет характеризует персонажей народной мифологии: зеленые волосы у лешего, русалки, водяного; зеленого цвета водяной; зеленые глаза имеют леший, русалки, вилы, водяные.
"Зелёный сад» - в мифологии обычно употребляется в метафорическом значении «цветущая жизнь».
«Глухоморья зелёного» - обычно этот оборот близок по значению с таким как «В тридевятом царстве» то есть очень далеко.
«Зелено вино» - хлебное молодое вино. Близко по семантическому значению «зелёный змей» - сильное, до галлюцинаций опьянение.
В Белоруссии в национальной одежде преобладает зелёный цвет.
Символ вечнозелёной природы.
Одним из любимейших камней был малахит - вспомним "Сказки" Бажова с его "Малахитовой шкатулкой" и "хозяйкой".
![](http://pics.livejournal.com/jeweller_mm/pic/000wexwx/s640x480)
На Философском этапе, в Античную эпоху, цвета начали делить на благородные и низкие, культурные и варварские, темные и яркие. Здесь появилось такое понятие как цветовая гармония. Если одевались, то в одноцветную одежду, правда, разных оттенков. Во всем должна была быть гармония пропорций. Например, насыщенного цвета не должно быть более 1/5 части (картине, одежде и пр.)
Зелёный цвет посвящён Дионису как богу деревьев, связанному с ростом и животворящими силами природы.
На Богословском этапе (Средневековье) классификация цветов строится на религии и её догматах. Цвета разделяют на божественные и богопротивные.
Зелёный яркий цвет считался символом воскресения, весеннего обновления, нетленная юность, надежда, созерцательная жизнь, рост духа святого в человеке, милосердие, щедрость, добрые дела, духовное очищение, возрождение души через благие дела и милосердные поступки. Зеленым представляют Крест Христов как символ надежды и Спасения, чашу Грааля, выточенную по преданию из цельного изумруда, престол Судии, выточенный из зеленой яшмы (ясписа), одежды Ангела в Таинсве Миропомазания.
![](http://pics.livejournal.com/jeweller_mm/pic/000wf9c0)
Но в то же время, бледно-зеленый относится с Сатаной, злом и смертья, символизирует нравственное падение, отчаяние и безумие.
Желто-зеленый - это глаз и чешуя дракона дьявола, змеи. Отсюда аллегорическое обозначение алкоголя - "Зелёный Змий". Это цвет гниения и мертвых вод, пагубного влияния.
В эпоху Возрождения пользуются как античной, так и средневековой классификацией. Хотя в этот период идет активное изучение цвета и классификация цвета строится, в основном, на культовой мифологии. Появляются определения характеристики цвета: светлота и цветовой тон.
![](http://pics.livejournal.com/jeweller_mm/pic/000wga64)
Леонардо да Винчи, вообще, вводит минимальное число красок в живописи. Он изучает цветовые феномены - взаимодействие цвета и света, окраску предметов в природе, закономерности зрительного восприятия) и цветовую эстетику (иерархию цветов, закономерности сочетания). Появляются такие определения как цветовые рефлексы, индукция цвета, иррадиация, сфумато. Начинают изучать и психологические свойства цвета и света.
2 этап:
А дальше всё пошло-поехало сильно уж научно.
В 17 веке был получен Ньютоном Спектр и появилась первая научная классификация: спектральные цвета - красный оранжевый, желтый, зеленый, красный, синий и фиолетовый; неспектральные цвета - пурпурный (красный+фиолетовый).
![](http://pics.livejournal.com/jeweller_mm/pic/000w40y5/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/jeweller_mm/pic/000w31a3/s640x480)
Вдохновившись Ньютоновской "Теорией цветомузыки" Луи Костель создал цветовой орган. Фото не нашла :(
В конце 18 века Гёте предложил классификацию цветов по физиологическому принципу. Где круг состоял из шести цветов: основные - красный, синий и желтый; не основные - пурпурный, зеленый и оранжевый.
![](http://pics.livejournal.com/jeweller_mm/pic/000w5abf/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/jeweller_mm/pic/000w6b4e)
Потом Филиппо Рунге построил цветовой шар, в котором соеденил спектральные, ахроматические (черный, белый, серый), разбеленные, зачерненные и ломанные цвета.
![](http://pics.livejournal.com/jeweller_mm/pic/000w7hkd/s640x480)
![](http://pics.livejournal.com/jeweller_mm/pic/000w8y8r/s640x480)
В 19 веке световедение становится более точной и математической, но при этом теряет целостность. Наука не стоит на месте и здесь уже доказана волновая природа света, электромагнитная теория света, открыты невидимые световые лучи - ультрафиолет и рентген, появилась фотография и т.д. Гельмгольц уточняет вопрос об основных цветах: красный, синий и зеленый, которые в смеси дают все цвета спектра.
![](http://pics.livejournal.com/jeweller_mm/pic/000wb804)
В 20 веке начали серьезно изучать психологическое воздействие цвета и появилась цветотерапия. Зелёный здесь считаетсяфизиологически оптимальным цветом. Наш глаз так устроен, что зелёный цвет - единственный, от наблюдения за которым человек не устает. Поэтому зелёный улучшает зрение, уменьшает кровяное давление, успокаивает, но при этом на продолжительное время повышает двигательно-мускульную активность.
Не будем упускать из виду цветовые ассоциации, которые сложились уже в целую систему: физиологические, эмоциональные, физиологические.
Как бы странно это не звучало, но мы физически можем ощущать цвет. Можем ощущать его вес, температуру, фактуру, акустику и пространство.
Человеку свойственно врожденность предпочтения цветов. Дети до одэмоционально воспринимать цвет: позитивно, негативно и полностью нейтрально.
Физиологически же человек устроен так, что существует ного года не любят зеленый цвет, а вот подростки и взрослые ставят его на второе по предпочтению место. Так же это складывается от физиологических свойств организма: чистые, простые, яркие и контрастные цвета и сочетания - действуют как сильно активные, раздражительные и нравятся подросткам, молодёжи и взрослым, простым, среднестатистическим людям; сложные, малонасыщенные цвета (разбеленные, зачерненные, ахроматические) и ньюансные цвета - скорее успокаивают, вызывают сложные эмоции, нуждаются в более длительном созерцании. Такая потребность у средне пожилого возраста, интеллегентных людей с тонкой психикой.
![](http://pics.livejournal.com/jeweller_mm/pic/000wc8qa/s640x480)
Теперь немного о значении терминов, чтобы дальше не путаться:
Ахроматические цвета - белый, черный и все серые.
Хроматические цвета - все остальные.
Цветовой тон - это качество цвета, позволяющее дать ему название. В нашем случае цветовой тон - зеленый. Эта характеристика измеряется длиной световых волн и присуща только хроматическим цветам.
Светлота - это степень отличия данного цвета от черного. Измеряется яркостью. Ближе к центру круга (тот, что выше на картинке) зеленый бледный, пастельный, разбеленный, а к краям круга зелёный затемненный, зачерненный, более грязный и стремящийся к черному.
Насыщенность - степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического. Эта характеристика заменяется чистотой света. Самые чистые цвета - спектральные (те, что на Ньютоновской полоске :) Понятное дело - у ахроматических цветов нет насыщенности.
Теперь перейдем к самому интересному - гармонии зеленого цвета!
![](http://pics.livejournal.com/jeweller_mm/pic/000whb6f)
Зеленый и красный - диаметрально-контрастная пара цветов. Красный здесь цвет активный, а зеленый пассивный. Название этой пары - статичный контраст.
![](http://pics.livejournal.com/jeweller_mm/pic/000wkkp8)
![](http://pics.livejournal.com/jeweller_mm/pic/000wp38g)
Зеленый и пурпурный или зеленый и красно-оранжевый - предельно-контрастная пара цветов.
![](http://pics.livejournal.com/jeweller_mm/pic/000wq457)
Зеленый, фиолетовый и оранжевый - классическая триада.
![](http://pics.livejournal.com/jeweller_mm/pic/000wrya4)
Зеленый, пурпурный и красно-оранжевый - контрастная триада.
![](http://pics.livejournal.com/jeweller_mm/pic/000wskpk)
![](http://pics.livejournal.com/jeweller_mm/pic/000wtb0e)
Зеленый, сине-зеленый и синий или зеленый, желто-зеленый и желтый - аналогичная триада.
Сочетание зеленого и синего цветов по сходству тонов и светлоты. Синий - пассивный и холодный, а зеленый - нейтральный. Название пары: аналогия статичности.
Сочетание зеленого и желтого цветов в контрасте светлоты и тона. Желтый - активный, а зеленый - пассивный. Название пары: контраст интенсивный!
Вот, скажем так, краткие приятности и цветовые сочетания зеленого цвета вам в помощь.
Для тех, кто любит зеленый цвет в одежде или еще не определился с гардеробом - весна-лето 2012 в постах о высокой моде М
ного распустившейся зелени :) и З
елененькое ВСЁ! Источники:
1) Моя тетрадка по цветоведению. Рук. Тропина Т.Н.
2) Сайт
http://russianmyth.ru/ по Славянской мифологии.
3) Википедия.
4) За фото камней спасибо
www.catalogmineralov.ru5) Другие фото взяты из Яндекса и фотосайта.