Проблемы постсоветских стран лежат и в профессионализме руководителей страны. Во Франции есть такая Национальная школа управления
ENA, куда уж очень сложно поступить. За 65 лет существования она выпустила всего 6500 человек о чем-то говорит.
Вот небольшое упоминание о жизни "студентов" и подходе самого образовательного учреждения.
Жан Валин, вице-президент Генерального совета департамента Нижний Рейн, в прошлом президент Страсбургского университета имени Роберта Шумана. Он читает курс административного права. Мэтру нет нужды излагать перед этой аудиторией канонические теории типа иерархии норм, они и так знакомы всем слушателям. Сегодня он будет рассказывать о том, как проходят выборы в его департаменте. Причем коснется подробностей отнюдь не академического характера. В частности, сообщит, что дольшинство чиновников-исполнителей законов знать не знают, а руководствуются исключительно циркулярами, поступающими из министерства. И расскажет, как эти циркуляры можно использовать в случае необходимости.
На следующией лекции по экономике "Конкуренция и ее регулирование" высокопоставленный сотрудник Счетной палаты будет говорить о рекламных кампаниях, в частности о том, что слоган "Найди дешевле, и мы компенсируем разницу" служит вовсе не для привлечения клиентов. Это способ выявить недобросовестных конкурентов - участников трастовых договоров.
Часовой перерыв на обед. Один иностранный язык, потом другой. Далее семинар "Управление кризисом". Его ведут сразу 27 полковников разных спецслужб: пожарной, жандармерии, разведки, вооруженных сил. Студентов делят на группы.
Занятия заканчиваются ближе к 20 часам, но есть еще факультативы - это плюс полтора часа. А к утру надо сделать выжимку из какого-нибудь 5-0страничного досье: "Проект ветряных электростанций в Пикардии". И так весь первый год...
Но именно такие разносторонние управленцы нужны в современном мире. Чиновник должен уметь за пару дней квалифицированно подготовить любую бумагу, будь то досье по ветряным электростанциям или нота комиссару Генеральной дирекции Еврокомиссии о необходимости принятия законодательных мер в области ипотечного кредита. Потому-то значительную часть учебного времени студенты проводят вне стен заведения.
Каждый учебный модуль завершается стажировкой. Обращаются там как с полноценными работниками. Встречи, командировки, консультации в министерствах, советах, палатах, мэриях, бесконечные папки с самыми разными бумагами: балансовыми отчетами, техническими описаниями, проектами всего на свете, - и неизменная записка руководителя: "Представить в двухдневный срок".