5 религиозных идей, которые стоит использовать атеистам

Apr 12, 2012 18:08

На  The Huffington Post вышла интересная колонка от известного атеиста Алана де Боттона "Religion for Atheists: 5 Religious Concepts That Atheists Can Use", на Христианском литпортале опубликовали ее перевод. Даже атеисты понимают значение и роль религии в истории человечества. Оговорка: адекватные атеисты ;)


Образование
Религии в высшей степени эффективны в сфере образования, поскольку учитывает, что мы постоянно всё забываем. Они основаны на повторении, пересказе, красноречии и календарях. Вероучения построены на том, что мы постоянно возвращаемся к одному и тому же, и это позволяет нам вновь и вновь пересматривать самые значимые идеи. Каждый день несет в себе определенную духовную мудрость. В светском мире мы думаем, что можно отправить детей в школу или университет на несколько лет, и приобретенные там знания останутся в уме на 40 лет. Не останутся. Наш ум подобен решету, и, тем не менее, мы продолжаем несправедливо считать, что повторение - это очередная попытка что-то в нас приглушить. Еврейский или Католический календари являются шедеврами синхронизации: каждый день по кругу возвращает нас к некоей важной идее. Для полного закрепления необходимо повторить важные истины 4 или 8 раз в день.


Тело и разум
Религии учитывают тот факт, что мы из плоти и крови, поэтому интегрируют свои глубокие идеи с физическими практиками. Так, в Дзен-Буддизме вы не просто прослушиваете лекцию, вы участвуете в чайной церемонии, где распитие чая подкрепляется философской лекцией. В Иудаизме вы не просто искупаете свою вину, вы при этом погружаетесь в ванну миква*, чтобы очиститься. Оказывается, религии прекрасно понимают: чтобы достучаться до разума, стоит принимать во внимание ту важную роль, которую занимают в нас тело и эмоции.

Сообщество

Современный мир не испытывает недостатка в барах и ресторанах, и, несмотря на это, нам крайне сложно просто взять и завести дружбу с незнакомцем. Мы привыкли, что на вечеринках незнакомые люди не будут общаться, пока хозяин официально не представит их друг другу. Религии выполняет функцию хозяев: через свои сооружения и ритуалы они позволяют нам выразить ту скрытую потребность в общении, которую мы тщательно маскируем под сдержанным внешним видом. Более того, в отличие от Фейсбука, религии сводят нас не только с теми, с кем у нас и так уже много общего, но сталкивают нас с кем-то очень непохожим на нас и помогают увидеть: ничто человеческое нам не чуждо, и все мы - люди, в конце концов.


Искусство и музеи
Христианство никогда не даст нам усомниться, для чего необходимо искусство: именно благодаря ему мы учимся, как жить, что любить и чего бояться. Такое искусство является совершенно простым для прочтения, однако, сложным и утонченным в исполнении (как у Тициана). В христианском искусстве было много гениев, которые выражали весьма простые, но вместе с тем жизненно важные истины: «Посмотрите на картину Марии, если хотите запомнить, что такое нежность», «обратите внимание на изображение с крестом, и вы поймете, что такое подвиг», «взгляните на Последнюю Вечерю и научитесь, как не стать трусом и лжецом». Ключевой момент заключается в том, что послание - крайне простое и не претендует на то, чтобы стать произведением искусства. Вместо того чтобы опровергать инструментализм, ссылаясь на случай с Советским искусством, мы могли бы более убедительно защищать его, вспоминая Мантенья и Беллини.

Это наталкивает на мысль, что современные музеи вполне могли бы периодически делать экспозиции коллекций, учитывая дидактическую функцию христианского искусства. Вряд ли можно нанести вред Ротко, если на первый план вынести то, о чем говорил сам художник. Он надеялся, что его полотна, отображающие человеческие страдания, помогут зрителю пережить момент единения со всем человеческим родом.


Паломничество
Религии проявили недюжинный интерес к нашему стремлению путешествовать. Они приняли тот факт, что мы ничего не можем достичь, оставаясь дома. Хотя верующие, в отличие от атеистов, так и не смогли подойти к путешествиям с позиций легкости и простоты. Они твердо настояли на чрезвычайной серьезности путешествий и на нашем пути предложили нам несметное количество ритуалов, исследование которых побудило бы нас пересмотреть наши привычки и резко изменить направление. Мы все хотим, чтобы путешествия меняли нас, и религии должным образом уважают это желание. Атеисты же в рамках путешествий ищут только то, что красиво, трогательно и мудро, пусть даже оно недостоверно.

christianity

Previous post Next post
Up