Про аварию в метро

Jul 15, 2014 19:59

...Осенью (зимой?) мы с Кэрри ходили смотреть фильм-катастрофу "Метро". Я тогда про него не писала, только рекомендовала сестрам по смс, наверное именно потому, что он произвел на меня впечатление - в зале у меня на глазах выступили слезы от эмоций, да и спускаться в метро и ехать домой было как-то... жутковато. Но это всего лишь кино, да? По статистике и теории вероятности с тобой же на самом деле ничего плохого не может произойти, правда же? Ведь это такая простая и обычная вещь - метро, мы пользуемся им несколько раз в день.
Но оказывается, это не просто кино. И произойти может. Даже если чисто статистически ты лишь один из тысяч пассажиров.

Сегодня я ехала в том самом поезде, который сошел с рельс и разбился. Во втором вагоне, в самом его конце.

Наверное, мне дико повезло, я отделалась только синяками. Все еще немного жду, что вот-вот прилив адреналина схлынет, и меня начнет трясти, я наконец расплачусь, осознаю, что я легко могла бы умереть, пойму свою цель в жизни и схвачусь за нее... что там еще показывают в фильмах-катастрофах? Пока этого не произошло, я смотрю на фотоленты новостей, и как будто это все было не со мной, воспоминания об утре с момента пробуждения уже подернулись пленкой забывания. Это особенность моей психики - я быстро забываю самое плохое.
Даже немного стыдно и неуютно про это писать, как будто я не имею непосредственного отношения к этому событию, как будто выдумываю художественный текст. Просто ведь прошло уже много часов... Но в этот раз - точно имею, все это точно было, и этот текст нужен.

И вот как это было:



Сегодня обычный рабочий день. Я спустилась в метро на Пражской как обычно - где-то без 10 восемь. Дальше ехала практически на автомате, потому что этот путь проделываю каждый день. Почитала "Заговор призраков" - это новая книжка Баньши, подремала до Боровицкой, перешла по переходу на Арбатскую...
Обычно я сажусь в первую дверь первого вагона из центра, ведь именно в эту сторону мне выходить на Крылатской. Говорят, некоторые родители учат детей не садиться в первый вагон именно из-за таких случаев, а вот меня не учили. Но сегодня мне повезло - когда я вышла на платформу, поезд только прибыл, люди выходили плотным потоком, и я не смогла пройти вперед, в первому вагону, поэтому вошла там, где получилось - в последнюю дверь второго.
Я продолжала читать и не следила за дорогой, поэтому потом не сразу смогла понять, на перегоне между какими станциями все произошло. На одной из станций вышло несколько человек, и для меня освободилось место, и я села. Есть такие вагоны, где возле первых\последних дверей вагона не скамейка на 3 человека, а по одиночному сидению. Вот такое было у меня.
А вот потом я помню плохо. Сам момент торможения и первые минуты, что было после. Темнота, грохот, тряска. Как будто смотришь на грозу, блестит молния и окно разбивается тебе в лицо. Люди кричали, и я закричала тоже. Вокруг что-то менялось в пространстве, но было не понятно, что. Больше всего было страшно, что меня сейчас зажмет и сплющит в этом одиночном кресле, в этом углу. Что я не смогу вытащить ногу или руку. Пол напротив дверей, то есть между мной и остальной частью вагона, собрался в такую волну или гармошку, и я совершенно не помню, как пробралась через нее. Сейчас я уже плохо помню, какой высоты была эта волна - по колено? по пояс? Кресло потом из-за нее почти не было видно. Книжка улетела из моих рук и сгинула где-то там, зато спортивная сумка осталась на плече, и я точно помню, как была готова ее бросить, но не увидела в этом крайней необходимости.
Я вылезла на сидения ближе к центру вагона, меня спросили, как я, а я ответила, что меня трясет. Так что я сидела и пыталась понять, какие части меня пострадали. Оказалось, что никакие, только немного болело левое бедро, но у меня бывала боль и похуже. главное, что двигаться я могла свободно и без боли. Мне повезло, что я заметно не ударилась головой и ребрами. Я положила в карманы паспорт и телефон. Казалось, это самые важные вещи - чтобы меня поскорее опознали, если что, и чтобы поскорее позвонить, если ничего, а остальное можно будет бросить.
Тем временем люди светили себе мобильными телефонами и планшетами, выясняли, кто пострадал - кто-то до крови ударился головой, кто-то по подозрениям сломал ключицу, кто-то искал улетевший мобильник. У некоторых людей даже была мобильная связь, они сразу звонили знакомым. У меня - MTC, связи не было. Одна девушка звонила в 112 и рассказывала, что происходит. Некоторые женщины плакали, некоторые мужчины ломали двери и выбирались наружу.
Мне кажется, особой страшной паники, которая может быть ужаснее катастрофы, вокруг меня не было. Но вообще мир как-то сузился до нескольких людей вокруг, так что я не знаю даже, что происходила в другом конце моего же вагона. А у меня люди в основном были настроены ждать МЧС или хотя бы информацию от них, что можно вылезать. Девушка-112 сообщила, что напряжение на контактном рельсе отключили и за нами уже идут.
О чем думала я сама? Не знаю, в голове было как-то пусто и даже спокойно, трясти перестало через несколько минут уже. Пожалуй, я была почти уверена, что все закончится хорошо, что надо просто подождать, потому что ну не может, не может же все закончиться сейчас, сегодня? Я же не в рушащемся небоскребе 11 сентября, я еще не готова писать смски тем, кого люблю. У человека рядом со мной был работающий телефон, и я попросила было позвонить... но потом передумала. Я не знаю, правильно ли это было, но может быть, это помогло мне не раскиснуть и сохранить спокойствие. А вот для кого-то все закончилось...
Пишут, что в тоннеле было задымление. Я не знаю, было ли... Я не чувствовала резкого запаха гари, но в какой-то момент действительно стало тяжело дышать. Мне кажется, может быть, это была пыль - дома, когда я умывалась, ноздри изнутри у меня были черными. Я дышала через бумажный платочек, а еще один дала человеку рядом, но все равно немного надышалась и слегка кашляла.
Тут случился второй самый страшный момент - что-то впереди, где был первый вагон, грохнуло и полыхнуло оранжевым, огненным светом. Снова не знаю, что это было. Может, короткое замыкание? Если был бы пожар в тоннеле, да так близко... Ух, даже думать не хочется.
Девушка рядом со мной спросила: "Нас же вытащат?" и расплакалась. Я взяла ее за руку, а потом гладила по голове и говорила, что все будет хорошо, пока она не перестала плакать через несколько минут.
Через несколько минут дышать стало заметно легче, как будто откуда-то пошел свежий воздух. Тут же сказали, что можно вылезать и это уже точно. По сравнению с уровнем рельс площадка поезда была поднята почти на человеческий рост, поэтому надо было сесть на пол, свесить ноги, а один мужчина ловил и ставил на землю.
Долго идти по рельсам не пришлось - почти сразу напротив моего вагона был вход в боковой служебный тоннель, туда люди и уходили. Я обернулась на первый вагон - переднюю его часть развернуло перпендикулярно основному составу и уткнуло в стенку тоннеля. Кто-то пытался вылезти через окно. Потом я видела эту картинку в новостях, это действительно страшно.
По служебному тоннелю мы шли... не помню сколько, у меня сейчас очень странное восприятие времени. Может быть, несколько минут, может, минут 20. Странное место - провода, глина и лужи под ногами, капает вода, холодно до пара изо рта. Люди забавно пытались не испачкать обувь, но блин! мы же выбрались из разбитого поезда, какая теперь уже разница, почему это важно вообще?:)
Потом мы выбрались в более обитаемый тоннель с какими-то старыми ржавыми вагонетками, а главное - лифтом и постом дежурной с маленькой аптечкой. Людей начали поднимать наверх, отдавая приоритет раненым, а еще там была беременная девушка. Не раненые стояли спокойно, ждали, давки не было, стихийно образовалась курилка. Некоторые мужчины вернулись обратно, помогать. Тут было даже немного скучно, и я пожалела, что моя книга куда-то делась:) Сделала несколько фотографий, хотя вообще я оказалась не из тех людей, которые снимают катастрофы. Мне это кажется неуместным, и я даже не подумала твитнуть что-то сразу же.
Зато у меня появилась нестабильная, но все-таки мобильная связь, и я позвонила родителям сказать, что у меня все в порядке. Правда, они новостей с утра еще не читали, а потому не сразу поняли, в чем дело, но это и к лучшему. Тут же я вдруг обнаружила, что у меня за пазухой полно мелких стеклянных осколков, вытряхнула из лифчика даже большой кусок размером с ноготь большого пальца, наверное, это разбилось окно, возле которого я сидела. Волосы тоже были усыпаны стеклянным песочком, я выковыривала его всю дорогу до дома. Тем не менее, ни одного пореза я на себе не обнаружила, может, это специальное такое стекло, которое бьется в крошку. Кстати, надо сходить почистить уши...
Еще я нашла девушку-112 из моего вагона, поблагодарила ее и сказала, какая она была смелая. Только в этот момент мне захотелось расплакаться, но я это быстро задавила.
Ждали довольно долго, а потом сотрудница метро показала аварийную лестницу наверх. Некоторые люди остались ждать лифта, а некоторые потянулись к лестнице. Не знаю, было ли это правильным решением, если честно. После нескольких пролетов пути наверх, когда вернуться было уже невозможно, я начала сомневаться, и это был третий самый страшный момент сегодняшнего дня. Будь я на моем же месте во второй раз, я бы так уже не поступила, наверное, но сегодня все закончилось хорошо. И ведь это не спонтанное решение людей было, это сотрудница станции указала на этот выход...
Я увидела наше метро изнутри, и это произвело впечатление. Теперь я удивлена, как вообще стоит и держится эта махина. Внутри, с изнанки, все совсем не так аккуратно, как на станциях, а на фото метро-диггеров видны не все детали, уж по крайней мере их нельзя пощупать, увидеть крошку ржавчины и выморгать ее из глаза, испугаться проводов, на которых висят лампочки, и того, что площадка из металлического листа может обрушиться, если на нее встанет слишком много человек. Про глину, лужи и капающую воду я уже писала выше. Но ведь оно как-то работает? Работает. Но я не представляю, как. И особенно, как это все обновить и сделать более безопасным.
По лестнице в шахте наша группа людей карабкалась долго, ведь Парк Победы - самая глубокая станция, 80 с чем-то метров. Там была девушка-112, девушка, которая смешила всех черными шутками о том, как бы нам не уткнуться в закрытую дверь наверху, девушка, которая боялась высоты, молодой человек, который всем подавал руку на сложных участках, и я. У нас даже выработалась почти система кто в какой момент двигается, а кто ждет. Главное - не смотреть вниз, но и вверх тоже не лучше, иначе охватит отчаяние, что конца пути не видно. Но до конца мы добрались и выбрались на поверхность через люк... который работник метро зачем-то призакрыл на пару секунд как раз перед моим носом, как и говорила шутящая девушка:)
На поверхности было что-то вроде ангара, куда выходила шахта, и какой-то дворик. Всем давали стаканы с водой и можно было посидеть на лавочках и стульях. Рядом стояли скорые, людям оказывали помощь. Кто-то разговаривал по телефону, кто-то плакал, кто-то заново себя ощупывал. Я снова звонила родственникам и на работу. Мои коллеги были также в поездах, которые шли перед моим и за моим, все ведь едут в офис в одно примерно время. Тот, что был перед, стоял в тоннеле час, а потом пассажиров вывели через кабину машиниста, и они по тоннелю шли до станции. Судя по всему, в аварийном поезде из знакомых была только я одна, и все в шоке, конечно.
Людей, которые чувствовали себя хорошо, не плакали и не имели следов крови на одежде, никто не считал и не отмечал. Я спросила одного человека в форме, где мы находимся, и где выход, и он показал - это оказалось рядом с Триумфальной аркой.
Скорые помощи, МЧС, полиция, вертолеты... Все видела. Сама же вызвала такси, оно приехало на удивление быстро, несмотря на пробки, и я уехала домой.

Ну вот, думала, меня развезет хотя бы пока я буду это все писать, но нет, я все еще в порядке. Конечности будто бы оттаивают и демонстрируют новые синяки, но ничего на голове и груди-ребрах. Восприятие времени все еще странное, будто убыстренное. Плакать тоже все еще не хочется, а также думать о том, что все это значит. Сводки и прямые трансляции событий в интернете подошли к концу, все закончилось.
Мне всегда казалось, что если что-то случится, то я не смогу справиться, что у меня нет шансов во вселенском масштабе. Но почему-то оказалось, что это не так.

обо мне

Previous post Next post
Up