В
предыдущем посте Берлин говорил, что поэзия Ахматовой автобиографична. Ещё как автобиографична. Вот, например, такое неоконченное стихотворение, написанное в мае 1965:
То лестью новогоднего сонета,
Из каторжных полученного рук,
То голосом бессмертного квартета,
Когда вступала я в волшебный круг...
Всего четыре строчки, а за ними стоит два реальных события. Бродский из ссылки написал Ахматовой сонет. Они вообще переписывались, например, в октябре 1964 Ахматова писала Бродскому так:
20 окт. 1964
Иосиф,
из бесконечных бесед, которые я веду с Вами днем и ночью, Вы должны знать о всем, что случилось и что не случилось.
Случилось:
И вот уже славы
Высокий порог,
Но голос лукавый
Предостерег и т.д.
Не случилось:
Светает - это Страшный Суд и т.д.
Обещайте мне одно - быть совершенно здоровым, хуже грелок, уколов и высоких давлений нет ничего на свете, и еще хуже всего то, - что необратимо. А перед Вами здоровым могут быть золотые пути, радость и то божественное слияние с природой, которе так пленяет всех, кто читает Ваши стихи.
Анна
А в декабре 64 Бродский написал Ахматовой следующее стихотворение с эпиграфом из самой Ахматовой
Сонет
"Седой венец достался мне недаром..."
Выбрасывая на берег словарь,
злоречьем торжествуя над удушьем,
пусть море осаждает календарь
со всех сторон: минувшим и грядущим.
Швыряя в стекла пригоршней янтарь
осенним днем, за стеклами ревущим,
и гребнем, ослепительно цветущим,
когда гремит за окнами январь,
захлестывая дни, - пускай гудит,
сжимает сердце и в глаза глядит.
Но подступая к самому лицу,
оно уступит в блеске своенравном
седому, серебристому венцу,
взнесенному над тернием и лавром!
Это было про лесть новогоднего сонета, из каторжных полученного рук. В следующем посте - про бессмертный квартет.