(no subject)

Nov 04, 2013 09:02

ПОД ПОДУШКОЙ МАРШАК ХРАНИЛ ПСАЛМЫ ЦАРЯ ДАВИДА.
(из интервью с внуком Яковом Иммануэльевичем Маршаком.
Сайт sem40, 2008 год)

- Яков Иммануэльевич, этот вопрос нельзя не задать. Как Самуил Маршак, чистокровный еврей, и слишком заметная фигура в тогдашней советской культуре смог пережить период сталинского антисемитизма?

- Самые напряженные отношения с властью сложились у Самуила Яковлевича в конце тридцатых годов. Дед рассказывал, что тогда одна за другой проводились всякого рода заседания и комиссии, на которых его и его ближайших друзей клеймили и прорабатывали. Дедушка на эти "мероприятия" приходил обязательно со своей женой, моей бабушкой Софьей Михайловной. Они садились в первый ряд и внимательно выслушивали страшные рассказы о своей "неблаговидной деятельности". От Маршака требовали отречься от своих друзей, фактически оклеветать их. Дедушка ни разу этого не сделал. Однако многих по настоящему близких ему людей это все равно не спасло. Были репрессированы первая слушательница стихов Маршака и прекрасная детская писательница Тамара Габбе, ученик Маршака Хармс, Николай Заболоцкий, Алейников, Введенский, Любарская. Причем многих из них посадили именно за связь с "врагом народа" Маршаком. А вокруг Маршака все туже и туже сжималось кольцо.

- Говорят, что от казни Маршака спасла смерть Сталина.

- Думаю, что это не совсем так. Однажды Сталину принесли на подпись очередной расстрельный список, в котором было и имя деда. Сталин посмотрел, о чем-то подумал и вдруг сказал со свойственным ему акцентом: "А Маршак хороший детский писатель". И после этого травля прекратилась. Мгновенно закончились бесконечные обличительные собрания. Деда, будто какой-то овощ, пересадили из одной грядки на другую. Семья тут же переехала из Ленинграда в Москву. До сих пор я не знаю, что же стало с его ленинградской квартирой и дачей. В Москве Самуилу Яковлевичу тут же дали шикарную по тогдашним меркам квартиру на улице Чкалова, где проживали Прокофьев, знаменитые Кукрыниксы, родственники Чапаева и сам Чкалов. Деду предложили дачу в писательском Переделкине. Это была освободившаяся дача Исаака Бабеля, которого как врага народа расстреляли. Дед, не раздумывая, отказался. В 1949 году бабушка купила дом в Болшево, который ранее принадлежал известному архитектору Рербергу, то самому, который построил Казанский вокзал. Этот дом и стал нашей дачей. Дед был глубоко верующим человеком. С самого детства. И именно вера помогла ему выжить в те людоедские годы.

Самуилу Яковлевичу удалось спасти из сталинских застенков несколько человек. Благодаря его хлопотам на свободу вышли Лидия Чуковская, Любарская и Тамара Габбе. Вы спрашивали меня, какие отношения были у Самуила Яковлевича с властью? Сам дед, характеризуя эти отношения, говорил: "Иногда у меня были иллюзии, а у Тамары Габбе не было."

- Самуил Яковлевич откуда родом?

- Его детство прошло в маленьком городе Острогожске, это в ста километрах от Воронежа. Недавно городку было 350 лет, и мы с братом ездили туда. Самуил Яковлевич получил классическое еврейское образование. Дядя его - Яков Борисович Гительсон в то время был одним из лучших дантистов в городе. Они жили в огромном красивом каменном доме в центре Воронежа. В этом доме и учился дед, педагоги приходили к нему на дом. В детстве он выучил иврит. Читал Тору. Маршак происходил из семьи потомственных раввинов.

- А сколько всего Маршаков?

- Точно этого не знает никто. Вот составим родословную, возможно, тогда и ответим на этот вопрос. Сейчас родословной занимаются наши родственники в Израиле. Кстати, Маршаки проживают во многих странах мира. На съезде Маршаков только из Израиля было 160 человек. Мы все родственники.

Первый Маршак был поэт и мудрец, родился он в 1624 году. Интересно, что фамилия нашего рода происходит от его имени. Его звали Морейну ха рав Шмуэль Аарон Кайдановер. Вот по первым буквам этого длинного имени и сложилась фамилия нашего рода.

- А как Самуил Яковлевич относился к созданию государства Израиль?

- Дед был лично знаком практически со всеми основателями государства Израиль. Знал Жаботинского, Бен-Гуриона. Более того, дедушкин двоюродный брат - национальный герой Израиля, генерал. Во время войны 1947 года он командовал одним из шести отрядов, которые сыграли решающую роль в победе еврейской общины и, в конечном итоге, в создании государства Израиль.

- Желания уехать у Самуила Яковлевича не было?

- Никогда. Дедушка был еврейским праведником и русским писателем. Его творческий инструмент это русский язык. Находясь в условиях жесточайшего политического и морального гнета сталинской эпохи, он решал для себя громадную личностную проблему: как оставаться праведником и быть поэтом в стране зла. И он решил ее: стал писать для детей и переводить. Причем для детей он писал совершенно искренне. Просто замечательно перевел на русский язык Молитву Сирот. Мы с братом читали ее сначала над гробом дедушки, а потом над гробом отца.
Когда-то дед рассказал мне притчу. В древние времена в одном городе, где процветало зло, одновременно жили праведники. Как-то к одному из них пришел ангел и сказал, что Господь хочет уничтожить этот рассадник зла. "А как же люди, которые здесь живут?", - спросил праведник. "Но ведь здесь, в основном, проживают недостойные люди", - возразил ангел. "Но среди них есть и достойные. Если праведников останется сорок человек, Господь уничтожит город?", - спросил мудрый человек. "Нет", - ответил ангел. "А если их останется всего десять?". "Вот Вам мой совет, уходите", - сказал ангел.

Так вот дедушка считал, что ему нельзя уходить. В стране, даже в самый страшный, кровавый период ее истории, должны оставаться люди, на которых можно опереться. Дед был именно таким человеком. Когда он умер, у него под подушкой нашли в буквальном смысле до дыр зачитанные Псалмы Давида.

-------------------------------------------

Тут я позволю себе поправить уважаемого Якова Им. Маршака. Он пишет, что Маршак помог выбраться на свободу (после разгрома маршаковской редакции) Лидии Корнеевне Чуковской. Нет, она избежала ареста, послушав отца, Корнея Ивановича Чуковского, приславшего телеграмму со смыслом "немедленно уезжай в Москву". Что она и сделала, буквально бежав из опасного Ленинграда. Квартиру ей не вернули, когда она, уже после войны, попробовала обратиться к властям.

личность, Маршак

Previous post Next post
Up