Один мой хороший друг познакомил меня с Сергеем. Он-то и стал моей "жертвой". Жертвой вот этого материала :)
Я лечу!
Наверное, так выражают свой восторг летчики, которые впервые подняли самолет в воздух, парашютисты, которые только что испытали невероятный драйв от прыжка, или же пассажиры, отправляющиеся в путешествие и первый раз в жизни увидевшие аэропорт с высоты птичьего полета. Один молодой новоуралец тоже с детства мечтал взлететь. Его мечта сбылась - он занимается парапланеризмом. Что это такое и как он учился летать, спросим у него самого. Знакомьтесь - Сергей КАБАКОВ.
Слово «параплан» среднестатистическому новоуральцу не совсем знакомо. Да и вживую пилотов у нас не сыщешь. По счастливой случайности я наткнулась на Сергея, и он с удовольствием рассказал о своем редком увлечении. Первый мой вопрос, конечно же, был таким:
- Сергей, что же представляет собой параплан?
- Параплан - это летательный аппарат, напоминающий парашют, но в отличие от обычного парашюта он способен планировать, так как по форме выглядит как крыло. В основном парапланом управляют с помощью двух петель, привязанных к определенным стропам, которые называются клевантами. Ими можно задавать направление движения, а также изменять скорость и высоту полета. Обычно на парапланах летают с горок. Для того, чтобы взлететь с ровной поверхности, используется мотор, хотя есть и другие способы это сделать, например лебедка. В комплект моего снаряжения входит мотор и параплан, отсюда и название - мотопараплан. Как правило, парапланерные моторы состоят из подвесной системы (в которой, собственно, и располагается пилот): рамы крепления двигателя и ограждения винта, воздушного винта, ручки управления и самого двигателя. В моем случае - это 30-ти сильный движок немецкой фирмы Hirth. Заводится такой агрегат с помощью ручного стартера (люди, имевшие дело с газонокосилками, бензопилами, поймут, что это такое). Есть моторы с электрическим стартером: нажимаешь кнопку - и можешь лететь. Последний способ заводки имеет свои плюсы, так как появляется возможность глушить двигатель на высоте и наслаждаться полетом без посторонних шумов, слышать то, что слышат обычно только птицы.
- Почему выбрали именно параплан и где вы услышали о таком виде увлечения?
- Я с детства мечтал летать. Изначально заинтересовался автожирами. Это аппарат, немного похожий на вертолет. Полеты на автожирах (особенно на этапах обучения) - довольно дорогостоящее удовольствие, так как при неумелых действиях пилота во время взлета или посадки можно повредить лопасти несущего винта (в отличие от крыла параплана, которое не ломается), а комплект лопастей стоит 2 - 4 тысячи евро (к примеру, б/у параплан в хорошем состоянии можно найти за 30 тысяч рублей).
Дальше я начал перебирать всевозможные варианты для полета, например, на воздушном шаре. Это тоже недешевое увлечение, к тому же воздушный шар не предоставляет такую свободу передвижения, как, скажем, параплан, он летит туда, куда дует ветер. Сюда еще можно добавить мотодельтаплан - летательный аппарат с мотором и жестким крылом (ткань, натянутая на раму). Его плюс - большая скорость, которая в то же время и минус, так как известно: чем выше скорость, тем больше и опасность. Хотя мне он не подошел из-за цены и недостаточной маневренности.
Приведу пример из жизни, почему я впоследствии не разочаровался в своем выборе. Во время проведения полетов различных сверхлегких летательных аппаратов (СЛА) одновременно парапланеристы находятся в воздухе гораздо дольше остальных, и возникает ощущение, что летают только они. А решающим и, наверно, самым главным фактором в моем выборе было то, что полеты на всех остальных СЛА строго регламентированы. Параплан же - более доступный способ подняться в небо и в полной мере ощутить свободу воздушного полета. И это не так опасно, как кажется на первый взгляд, просто ко всему надо подходить с головой, осознавая возможную опасность. Если все делать правильно, то полеты на параплане будут безопаснее, чем катание, например, на горных лыжах.
Заинтересовался парапланеризмом я в 2003 году, когда заканчивал институт. В 2004 году по Интернету нашел парапланерный клуб в Екатеринбурге, который сейчас называется парапланерное агентство «Антарес», созвонился с руководством, мы встретились, пообщались, договорились об обучении. Кстати говоря, мое общение и встречи с клубом и его руководством продолжаются…
- Как происходило обучение?
- Учился я на обычном параплане (без мотора). На тренировки мы ездили в Полевской, Михайловск, Невьянск - туда, где есть горки. Именно тогда я начал задумываться о приобретении своего снаряжения - параплана с мотором. Сложность была в том, что у нас очень мало мест для безмоторных полетов, да и начальный фанатизм забегать обратно в гору с подвеской и парапланом по 4-6 раз через некоторое время закончился. В общем, когда встал вопрос о смене авто либо приобретении мотопарапланерного снаряжения, я выбрал второе. И в 2006 году, через клуб, я приобрел все необходимое для моторных полетов на параплане. Оборудование брал новое, стоимость которого в то время была 150 тысяч рублей.
В начале пытался осваивать полеты сам, ведь хотелось поскорее подняться в небо. Страдала от этого только техника, пару раз загибал раму, ломал винт. Как оказалось, чтобы освоить безопасный старт, для меня понадобилось всего 3 дня хорошей погоды, наличие свободного времени и присутствие опытного инструктора из клуба. И вот, когда такой момент настал, я наконец-то оторвался от земли, хотя и на полметра. Дальше оставалось только оттачивать технику старта, и делал я это уже самостоятельно…
- Сложно учиться управлять парапланом?
- Да, были определенные трудности. Обучаться управлять парапланом без мотора проще. Главное - чтобы не было проблем со здоровьем: сердцем, опорно-двигательным аппаратом… Нагрузки идут большие. Важен и философский подход к данному увлечению: это хорошее времяпрепровождение, отдых. Кто-то идет на охоту, кто-то - на рыбалку, а я уезжаю на природу с друзьями, чтобы полетать, получить хорошее настроение, заряд бодрости.
- Ваша мечта детства сбылась - вы полетели!
- Да, пришло время, когда я, как человек взрослый и имеющий постоянную работу и доход, могу воплотить в жизнь детские мечты.
- Поделитесь впечатлениями от первого полёта.
- Ощущения были здоровские! Я понял, что это начало новых событий: я буду летать много, буду летать сам, без помощи инструктора.
- А какая атрибутика нужна парапланеристу? Специальный костюм?
- Обычный спортивный костюм. Одежда должна быть легкая, удобная, но в то же время теплая. Никто не застрахован от форс-мажорных ситуаций, поэтому желательно надевать и шлем.
- Летать можно в любое время года?
- Да, но главное - чтобы погода была стабильная, без осадков, без сильного ветра (лучше, когда штиль). На Урале вообще редко везет с хорошей погодой, особенно в межсезонье. В это время, как правило, мы не устраиваем полеты. Самые благоприятные дни обычно выпадают на конец весны, лета, начало осени и большую часть зимы.
- Где обычно летаете?
- У нашего клуба есть место для постоянных полетов - за Балтымом, недалеко от поселка Красный Адуй. Периодически получаем разрешения на полеты в черте города Екатеринбурга: Визовский пруд, озеро Шарташ, Плотинка (на водоемах полеты проводятся только зимой), на что иной раз уходит неделя-две, а в назначенный день погода делает все усилия напрасными. В скором времени планируется проведение полетов в районе Таганского ряда. Этим летом устраивали показательные полеты на аэродроме в Логиново (недалеко от Екатеринбурга) на день ВДВ. Периодически проводятся российские и региональные соревнования. Последний раз они проходили в Курганской области, два года назад - в Нижнем Тагиле, в районе Выйского пруда.
Мы летаем обычно на природе, взлетая с полян, а зимой - еще с водоемов.
Есть места, над которыми полеты вообще запрещены: режимные предприятия, закрытые города, районы аэропортов и аэродромов (за исключением случаев, когда может быть получено разрешение от соответствующих органов). С другой стороны, есть места, над которыми находиться опасно, это ЛЭП, водоемы, обширные участки леса без полян, ведь в случае непредвиденной посадки в этой местности можно как минимум повредить технику, получить травму, а как максимум… впрочем, не хочу никого пугать. Нужно быть уверенным в своей технике, в себе, предвидеть все опасные ситуации, и тогда полет будет доставлять только положительные эмоции.
- Как проходят соревнования на парапланах?
- Я был на трех соревнованиях. Элементы, которые выполняют участники, везде одинаковы. В список зачетных элементов входят: задание на меткость - нужно кинуть мяч в мишень, начерченную на земле; точно приземлиться в указанную точку; пролететь между флажками на высоте не больше 10 метров (называется «змейка»); подлететь на малой высоте, сделать несколько шагов по земле между очерченными линиями и снова набрать высоту. Есть задания и на дальность перелета, это когда участников увозят на автобусе на большое расстояние от аэродрома, а обратно они летят своим ходом. Последний раз я пролетел где-то 70 километров за 1 час 20 минут.
- А у вас есть успехи на соревнованиях? Занимали призовые места?
- Нет, самое последнее мое достижение - на соревнованиях в Курганской области занял 14 место из 17. Я не гонюсь за призами и победами, для меня соревнование - это просто отличное времяпрепровождение, общение, обмен опытом. Хотя некоторый прогресс все же есть: в последний раз выполнил все зачетные элементы. На предыдущих соревнованиях из-за недостатка опыта при выполнении одного из элементов задел рамой землю и повредил винт.
- На какую максимальную высоту вам удавалось подняться?
- Визуально - где-то на километр… Обычно летаю на высоте 100-300 метров…Читал в Интернете, что иркутские парапланеристы поднимались на высоту до 6000 метров, но такие рекорды требуют тщательной подготовки. На такую высоту замахиваются только профессионалы…
- Наверное, страшно?!
- Нет, на самом деле на высоте не так страшно. Страшнее внизу, когда видишь деревья рядом. Всё, что обычно происходит с техникой, случается на земле, при старте или приземлении. Поднимаешься выше - тишина, гладь, спокойствие…
- А как реагируют случайные люди на парапланеристов?
- Реакция разная. Кто-то сдержанно интересуется, кто-то идет на контакт. Часто начинают фотографировать, проявляют любопытство по поводу мотора, спрашивают, могу ли я прокатить. К сожалению, брать пассажира я не могу, так как мотопараплан у меня одноместный, поэтому обычно предлагаю обменяться телефонами или даю координаты людей, которые катают. Особо интересующимся обычно предлагаю надеть мотор на спину, завести его и, так сказать, ощутить себя в роли пилота-парапланериста на земле.
- Сергей, в нашем городе есть у вас единомышленники-парапланеристы, или вы занимаетесь таким редким увлечением в одиночку?
- Я слышал, что у нас кто-то занимался парапланеризмом. Есть люди, занимающиеся кайтингом - спортом, в котором парашют - кайт, по форме напоминающий параплан (только размером поменьше), используется как движущая сила для катания на сноуборде, лыжах и им подобных.
В одиночку заниматься этим видом спорта сложно или даже невозможно. Да у меня есть группа поддержки - это друзья, которые, всегда откликнутся, помогут со стартом да и просто поддержат компанию.
Сергей не просто летает на своем параплане, но и старается запечатлеть как можно больше живописных кадров с высоты птичьего полета. Иногда снимает видео - для этого он приспосабливает камеру к шлему. Фотографии получаются очень красивыми. Их можно посмотреть на страничке Сергея в «Одноклассниках», где он регулярно выкладывает свои фотоотчеты. Может быть, кто-нибудь и захочет присоединиться к парапланеристам и познать все прелести этого захватывающего увлечения.
Сейчас Сергей задумывается о приобретении паралёта - летательного аппарата, похожего на параплан, но с усложненной конструкцией, где можно было бы находиться не только пилоту, но и пассажиру.