Предсмертные конвульсии "Кина IV"

Jan 22, 2013 21:52

Жизнь - понятие пусть и философское, но вполне ощутимое. Особенно, если взять за основу определение "жизненного цикла" с "зарождением идеи", "пиком популярности", "закатом" и неизбежным финалом. Самое интересное, что будь то человеческая жизнь, история развития компании, отдельного товара или произведения искусства - понятие жизненного цикла равно актуально для них всех.



Вспомнилось о жизненном цикле во время просмотра постановки "Кин IV" в театре им. Франка. С одной стороны - достаточно мощная структура, с другой - крайне печальная реализация. Это если в двух словах.

Если же чуть подробнее, получаем вот что.

Литературный материал. Пьеса Григория Горина, которая шла на сцене московского театра им. Маяковского с Александром Лазаревым и Игорем Костолевским в главных ролях.



Постановка, судя по сохранившейся телеверсии - достаточно примитивная с режиссерской точки зрения, а исходя из кривляний и ужимок Светланы Немоляевой - резко теряющая баллы и с актерской. Основной акцент маяковцев - исключительно на оригинальном авторском тексте. И это при том, что пьеса в ряду других горинских произведений явно не самая известная, при этом достаточно любопытна, весела, концентрирующая на себе внимание зрительного зала. В стенах театра Франка, естественно, в украинском переводе Ярослава Стельмаха. Вопросов нет. Все достаточно добротно.

Сценография. Здесь присутствуют некоторые излишества и явные переборы. Игра в цвета от сцены к сцене выглядит излишне нарочито, а в сочетании с достаточно халтурным световым оформлением спектакля местами просто вопиюще кичево. Работу "светлячков" следует особо отметить как пример бескровного убийства спектакля недосветом, пересветом, светом не туда и прочими световыми прелестями.



Актерская игра. Этот момент, как не крути, больше остальных вбил гвоздей в крышку гроба спектакля, практически его похоронив. Ситуация критична до невозможности: либо введите новый состав на главные роли, либо дайте спектаклю спокойно умереть! И если на роль суфлера Соломона логичен человек в возрасте, то играть Эдмунда Кина будучи седовласым, а сверкающего ягодицами принца Уэльского с рыхловатым телом - явный перебор.



При этом, например, Татьяна Алексеенко в роли Анны Демби свежа и интересна, а в этюдах перед Эдмундом (А.Хостикоев) так и вообще его превосходящая. Вот что значит юная кровь в спектакле!

Музыкальное оформление. Инструментальные вариации на мелодии прославленного ливерпульского квартета показались крайне уместными и точными. Умилила разве что формулировка в программке "У виставі використано музику ВІА «Битлз»". Формально все верно, но аббревиатура ВИА по отношению к The Beatles отдает некой явно выраженной совдепией.

Режиссерское решение. Под слоем пыли "Кин IV" образца 2013 года все же просматривается режиссура. Более того, видны остатки любопытных ходов и решений. Однако, лишь остатки. Уставшие от спектакля актеры смазывают и реплики и действия. Отдельные моменты и вовсе пускают на самотек. Пренебрегают причинно-следственными связями, оставляя этим достаточно смутное послевкусие. И причина, как мне видится, в том, что режиссер не видит спектакля. Анатолий Хостикоев сам находится на сцене и откровенно халтурит вместе с остальными актерами, вместо того, чтобы видеть спектакль из зала, вносить режиссерские корректировки и держать актеров в ежовых рукавицах.



В сухом остатке имеем одни вопросы. Где, где та легкость спектакля, где порхающие актеры, где искрометность и отточенность фраз и движений, где кураж? Все осталось в воспоминаниях театралов, которые смотрели этот спектакль 10-12 лет назад. Возможно, стоит сохранить эти легендарные воспоминания не разрушая их столь опостылой актерской игрой?
В сухом остатке имеем одни вопросы. Где, где та легкость спектакля, где порхающие актеры, где искрометность и отточенность фраз и движений, где кураж? Все осталось в воспоминаниях театралов, которые смотрели этот спектакль 10-12 лет назад. Возможно, стоит сохранить эти легендарные воспоминания не разрушая их столь опостылой актерской игрой?

Сезон 2012/13, Театр им.Франка, Киев

Previous post Next post
Up