Продолжительное действие на сцене Молодого театра в спектакле "Голубка" по пьесе Жана Ануя "Коломбина" напрочь было бы лишено смысла без участия в нем Тамары Александровны Яценко.
Click to view
Тезис номер РАЗ - Тамара Яценко
Разве что с энергетическим выбросом можно сравнить появление на сцене Актрисы Яценко. Благодарно прописанная роль стала для Тамары Александровны бенефисной. И вот они встретились. Весь спектакль делится на эпизоды с Яценко и другие, без нее, от чего диаграмма спектакля перекачивается от верхних до нижних экстремумы (либо ввысь с Яценко, либо безпроглядно вниз без нее). Тонов и полутонов диаграмма не предполагает.
Великая актриса, играющая Великую актрису - лакомый кусочек, исходя из подобных примеров внутритеатральной драматургии. Здесь отголоски Дотти Отли Фрейна, Джулии Ламберт Моэма… При всем при этом мадам Александра - "підтоптана богиня кохання третьої республіки" (как про нее отзывается неблагодарный отпрыск) - индивидуальность, недалекая, хотя и очень харизматическая личность, великолепный стратег, при этом - безжалостный тиран.
Мадам Александра - великолепна во всех эпизодах, когда она присутствует на сцене, будь-то разбор корреспонденции, любезничание с "любимым поэтом" или лежа на сцене с невесткой, гадая ей на картах. Но сермяжная правда роли в сольной сцене Актрисы, разминувшейся во времени репетиции с труппой спектакля. Возмущенная мало того, что плохой игрой, так еще и непунктуальностью, мадам Александра осыпает их великолепной, отборной бранью. А следует заметить, что актеры действительно играют препершиво, от чего авторский текст и украинское произношение слова "лайно" становятся в тысячи раз острее. Мой восторг сценой выразился в продолжительной овации.
Мадам Александра (со своим неподражаемым умением твердо произносить согласные и тем облагораживать любое слово). Дэрмо! (Яростно шагает по сцене и рычит как львица в клетке.) Дэрмо! Сто раз дэрмо. Свиньи! Боровы! Коровы! Так со мной поступить! Дэрмо! Играют, как дэрмо, да еще смеют опаздывать. И еще хотят, чтобы им платили на сто су больше. Дэрмо! Я бы их всех пинком в эад повыгоняла. Дэрмо, дэрмо, тысячи раз дэрмо! Все эти дэрмовые свиньи, дэрмовейшие!
Тезис номер ДВА - … и другие
А в этом тезисе, собственно, и говорит-то нечего. "Другие" - это набор актеров, которые достаточно посредственно заполняли те эпизоды, где автору (и, возможно, режиссеру) казалось оправданным отсутствие Яценко на сцене.
Тогда появляются те самые скучные диалоги и мизансцены… Причем, понимая сценическую ситуацию, мозг рисует потрясающие возможности для актеров, которые те самым поразительным образом не пользуются. Эпизод перед закрытием занавеса первого действия - это откровенный подарок Арману и Коломбе, который в итоге завершается хоть и не провалом, но достаточно безжизненным и тусклым произнесением текста и блужданием по сцене.
И если Коломба все же в каких-то эпизодах пытается выйти на актерскую игру, то Арман, кроме вызывающей вертлявости не запоминается вообще ничем. Пустое исполнение - мальчишка в коротеньких носочках! (может, на этом эпизоде и не стоило акцентировать внимание, но проблема коротких носок не только у парнишки. Все мужские персонажи, так или иначе становящиеся на колено тем самым демонстрируют зрителю свои оголяющиеся ноги. ИМХО, это не самый лучший объект для просмотра!)
… и в заключение
Оставила приятные впечатления функциональная, действенная сценография; боевая, чеканная музыкальная тема Яна Тирсена; статуя печального ангела, проходящего связующей нитью от фойе театра до самой последней сцены. Не вызывает активного сопротивления режиссура: она четка и ровна, без перегибов, но и без особых находок. Остался не согласен с Ануем по поводу псевдо страданий Жюльена: Ты, возводящий свой псевдостыд в ранг высшей части, уходишь служить, бросая на произвол жену и ребенка, на что рассчитываешь? Ты не понимаешь, в каком гнезде разврата оставляешь свою супругу? Ты, который не в состоянии обеспечить свою женщину имеешь к ней какие-то претензии? (и это только начало большого списка вопросов к Жульену и Аную, которые, по большому счету, к спектаклю Молодого театра не имеют никакого отношения)