До спектакля-мюзикла
"Эх, мушкетеры, мушкетеры…" была репетиция.
Здесь следует сделать отступление и рассказать, что любой спектакль - это тот самый товар, который имеет свой жизненный цикл: рождение замысла, его воплощение…, и, "схождение на нет". Так вот, "Мушкетеры" подошли к своему финальному этапу. Его не играли уже около полугода, и в репертуар вставили лишь затем, чтобы запечатлеть на пленку и сохранить как память. Для этого была приглашена киевская телекомпания, которая окутала весь театр им. И.Франка своими кабелями, а в зрительном зале окопались несколькими камерами. Готовились печатлеть.
А чем больше не играется спектакль, там вернее он забывается, и перед тем как выйти к зрителю и съемочной группе, актеры и режиссеры, совместными усилиями реанимировали мюзикл на украиноязычный перевод фантазий на темы Александра Дюма Евгения Евтушенко. Сюжет зиждился на истории старения некогда молодых и озорных мушкетеров, на двух королях (один на троне, второй - в тюрьме, а по ходу представления - наоборот). Финал оптимистичный - все умерли.
Вот это все восстанавливали актеры театра, артисты балета, хора и оркестра. Были они в джинсах и футболках, поэтому угадывать "ху есть где" доставляло особой удовольствие, а затем сравнивать свои догадки с реальностью во время спектакля.
Но до этого было еще много веселого, например, когда на сцене трое (два парня и девушка) прогоняют свой эпизод. Девушка спохватилась, что у нее, мол, в этом месте тоже пара строчек по тексту было. Заглядывают в бумаги. Действительно было.
Девушка:
- Да ладно, в принципе, я могу и помолчать...
Репетиционная атмосфера: здесь вспоминаем танцевальные движения, здесь - текст песни, а у кого какая мизансцена в этом эпизоде… Тут же с кресел в зале снимают чехлы, полным ходом идет процесс к приему зрителя. Честно, даже не знаю, что мне больше понравилось: сам спектакль, или оргподготовка.
Когда погас свет, и все перенеслись в средневековую Францию, неизменный возврат на родину обеспечивал целый ряд аллюзий на современное политическое устройство независимой державы. Но замечательная многофункциональная сцена отгоняла эти мысли напрочь. Изначально на сцене две изогнутые лестницы, образующие по центру условный круг. По лестницам снуют актеры, развернув их противоположной стороной, получается комната Д'Артаньяна или тюрьма (в зависимости от ситуации). Со второй части, момента карнавала, во время которого происходит королевская подмена, внутренняя часть между лестницами заполняется большой сборно-разборной маской. И все это "живое", движется, работает, создает необходимый антураж… Одним словом, впечатляет!
В моей записной книжке после спектакля остались несколько ремарок. Первая, в песенном дуэте увесистого Партоса с супругой Планше рефреном звучала фраза "щоб можна було б попартосиця". И от персонажа, который не остался в памяти, фраза: "...логіка мовчки навколішки стала...". Такие разные, и одновременно, одинаковые фразы;-)
После финальных аплодисментов спектакль ушел на заслуженный покой.