Про «Маринованного аристократа» слышал много, слышал разно, да до сих пор как-то воочию не видел (фрагменты в телепроектах не в счет). Просмотрел спектакль через десять лет после его премьеры, которая состоялась в 2004 году. Если в двух словах, то уйти из зала совершенно не хотелось - спектакль затягивает и приковывает внимание. Чем? - это совершенно другой вопрос, на который постараюсь ответить.
Click to view
Драматургия. История - современна, создана автором, про которого говорят «наш современник». Обозначает это следующее: на сцене разыгрывается история, в которой звучат ультрасовременные нотки, присутствуют реалии дня сегодняшнего… Безусловно, пьеса про историю практически сошедшую со страниц газеты или журнала - это как минимум любопытно. Другой вопрос, что в этой сиюминутности не сквозит вечностью, да и уровень текста, мягко говоря, не чеховский… Но, видать, у этого спектакля задачи «плюнуть в вечность» не стояло.
Актерская игра. Сложилось такое впечатление, что актерские работы разделены на те, от которых восторг, и остальные. Искренний восторг от Алексея Вертинского и Ирмы Витовской. О магии голоса Вертинского уже писал и могу продолжать - ему совершенно не важно текст какого автора он произносит - он автоматически становится его собственным именно благодаря интонации и ни с чем не сравнимой подачей. Он на сцене практически все время спектакля и от него не устаешь. Даже эпизод, где он на заднем плане молча следит за стариками, облокотив голову на руки убедителен. Ирма Витовская - очень органичная актриса, за которой хотелось наблюдать снова и снова, все время сожалея, что ее присутствие на сцене относительно ничтожно в сравнении с партнерами. Однако, ее формы, органично вписывающиеся в канву сюжета, ее костюмированные выходы (особенно, Белочка), ее отвязность и игривость… Искренне хотелось ее присутствия на сцене больше… В разы больше.
И совершенно другое ощущение от стариков (Валерий Легин и Виктория Авдеенко). Оба действия спектакля не покидало ощущение сыроматериальности образов. Способ существования в роли дряхлых стариков, попробую предположить, подсмотренный у Константина Райкина в спектакле «Сеньор Тодеро Хозяин» (постановка Роберта Стуруа) с той лишь разницей, что Райкин доводит свой способ до филигранного состояния и не отступает от него до финального занавеса. Здесь же заявлена гротескная старость, о которой «возрастные» актеры очень скоро забывают. Да, правда, не без приятных моментов и в этом, в целом, скучном исполнении - ролевая трансформация в роковую женщину и славного казака, скачущего на костыле под марш запорожских казаков. Это было хорошо, но на два часа сценического времени - крайне мало.
И коль уж к слову пришелся казачий марш, то и о других остро воспринимаемых в настоящее время моментах так же отмечу. И письма за Ла-Манш с упоминанием новостей, которые обсуждаются всей Обольнью, и вопрос английских старичков «Киев? А это где?», и тем более фраза главного героя «У моего предка Хмельницкого до сих пор булава стоит… на Москву» - воспринимались просто «на ура» с продолжительными аплодисментами.
В общем и целом спектакль смотреть стоит, при этом следует настраивать себя на то, что это не бесспорный шедевр, и после окончания могут остаться вопросы даже по корректности понимания сюжета. Однако актерская работа Вертинского это вполне компенсирует.