Когда в Снетогорском монастыре была восстановлена женская обитель, нас всех - реставраторов и музейщиков - повергло в ужас заявление тогда еще архиепископа Евсевия, который при одном из первых посещений Рождественского собора сказал, что фрески 1313 г. - уникальный памятник псковской иконописной традиции - слишком руинированы и не подлежат богослужебному использованию, а потому их надо сбить, а собор заново расписать. Я не раз слышал из уст и матушки Людмилы, и ее ближайшего окружения, что фрески эти им не нужны, что это всё - рухлядь, остатки былого величия. Нам, реставраторам, говорили: хотите - снимайте и увозите к себе в музей; не хотите - мы все это забелим и пригласим отца Зинона, он распишет. В.Д.Сарабьянов. Выдержки из интервью разных лет.
Да, я прочла несколько материалов, сегодня их выплеснули с лихвой. И на фотографиях даже видно некоторое недоумение священников, рассматривающих состояние фресок, оттуда нельзя убирать музейных реставраторов, работающих именно с фресками псковской школы. Надо все же как-то искать способ, чтобы это прописывали в договорах передачи.
Посмотрела Ваш пост, расстроилась, потому что у меня остались в памяти другие картинки, я там была лет 15 назад... Труба из окна((( дверь хоть заменить можно, и синий цвет обескуражил сильно)
Процесс передачи не остановить, остается - просвещение священнослужителей всех уровней. Меня пугает традиция одаривания старинными иконами всяких начальников. За передачу храмов церквям, по праздникам и т.д. Начальники, поздно ли рано, но все-таки уходят на покой, а иконы, часто имеющие и музейную ценность, с ними...
Прочла еще про каменные кресты, Стройло упомянул 40 крестов, которые он зарисовал, сейчас их меньше десятка. И так во всем.
Наткнулась сегодня http://lev-shlosberg.livejournal.com/586612.html, и еще несколько более поздних постов, из Пскова. Возможен ли компромисс? Если проводить богослужения не два раза в год, а раз в неделю. А то, и Мирожский будет передан. Все же есть же и в церкви просвещенные люди.
Сначала надо определиться с правилами использования для богослужения таких храмов, а потом передавать. Если там служить чаще, чем 1 раз в год, фрески погибнут.
Comments 6
Я не раз слышал из уст и матушки Людмилы, и ее ближайшего окружения, что фрески эти им не нужны, что это всё - рухлядь, остатки былого величия. Нам, реставраторам, говорили: хотите - снимайте и увозите к себе в музей; не хотите - мы все это забелим и пригласим отца Зинона, он распишет.
В.Д.Сарабьянов. Выдержки из интервью разных лет.
О том, как существуют древние псковские храмы, переданные церкви, я как-то писала: http://cicerone2007.livejournal.com/43325.html
Reply
Посмотрела Ваш пост, расстроилась, потому что у меня остались в памяти другие картинки, я там была лет 15 назад...
Труба из окна((( дверь хоть заменить можно, и синий цвет обескуражил сильно)
Процесс передачи не остановить, остается - просвещение священнослужителей всех уровней.
Меня пугает традиция одаривания старинными иконами всяких начальников. За передачу храмов церквям, по праздникам и т.д. Начальники, поздно ли рано, но все-таки уходят на покой, а иконы, часто имеющие и музейную ценность, с ними...
Прочла еще про каменные кресты, Стройло упомянул 40 крестов, которые он зарисовал, сейчас их меньше десятка. И так во всем.
Reply
Возможен ли компромисс? Если проводить богослужения не два раза в год, а раз в неделю. А то, и Мирожский будет передан. Все же есть же и в церкви просвещенные люди.
Reply
Reply
Leave a comment