Невыносимая хрупкость бытия

Jun 28, 2022 11:16

Фабиан - полёт в пропасть / Fabian oder Der Gang vor die Hunde, режиссёр Доминик Граф / Dominik Graf, Германия, 2021
Берлинский кинофестиваль, 2021 год - номинация

Хрупка, как сон,
Прекрасна, как мгновенье,
Вся жизнь...
Муцухито 睦仁 (1852 - 1912)

- Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чём фокус!
Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита (1940)

Пролог фильма представляет собой фирменный знак берлинской киношколы, одним из сооснователей и лидеров которой Доминик Граф является: станция Берлинского метро «Хайдельбергер Плац», наши дни, люди в джинсах и кроссовках стоят на платформе, погружённые в свои смартфоны, приходит поезд, пассажиры выходят из вагонов, идут к выходу, камера следует за ними, поднимается по ступенькам, выходит в город и … мы оказываемся в Берлине 1931 года, другая атмосфера, другой звуковой и визуальный ряд городской среды.
Здесь, в 1931 году, мы встречаем Фабиана, главного героя, молодого человека 32 лет, начинающего писателя, зарабатывающего написанием рекламных текстов в солидной фирме. Вторая часть названия фильма Der Gang vor die Hunde - это старинная немецкая идиома, рождённая и получившая устоявшуюся форму, видимо, в средневековье, во времена популярности псовой охоты. Переводчик Анастасия Цюпер, сделавшая замечательный перевод фильма, перевела эту идиому как Полёт в пропасть, есть и другой вариант перевода, но мем Анастасии ближе к жанру фильма - экзистенциальная поэтическая кинодрама. Слова персонажей и комментарий от автора-демиурга своей афористичностью, свободной ритмичностью, метафизической плотностью напоминают отчасти белый стих, например:
Фабиан пока не знал,
однако оставалось десять минут
до его встречи с истинной любовью.
Или:
Не суждено мне знать,
доживу ли я до завтра.
Но если доживу,
то первым делом выпью.
Или, вот диалог влюблённых в постели:
- Жизнь прекрасна.
Что ты думаешь о верности?
- Прожуй сначала, прежде чем
о столь серьёзном говорить.
[она дожёвывает бутерброд]
Я всё жду случая, чтоб проявить её.
До прошлой вплоть недели
я не считал себя способным на неё.
- Это же признание в любви.
[она плачет]
- Не смей реветь, не то трусы с тебя стяну.
- Я рыдаю.
- Вот уж мне. Иди сюда.
- Любовь моя, любимый.
Полёт в пропасть Фабиана - это пронзительный экзистенциальный кинообраз человеческого бытия: человек находит в этом мире всё, что ему необходимо, что делает его счастливым - работу и деньги, дружбу, любовь, получает саму жизнь, и общество, в котором живёт, но … всё конечно, всё это оказывается хрупким, страшно и мучительно хрупким. Сначала исчезает работа, вместе с нею и деньги, потом всё остальное, шаг за шагом. Хрупкость бытия невыносима. Общество тоже исчезнет, будет разрушено за границами киноленты, в 1933, в самом фильме и в эпилоге будут лишь предупреждающие знаки этого будущего огненного крушения.


Доминик Граф, Булгаков, Муцухито, Берлинале, кино

Previous post Next post
Up