Эпиграф: Всё познается в сравнении
Введение: Начиналось всё из рук вон плохо
В начале была сцена в Фонтенбло, и как только вышел Карлос (Ахмед Агади), я подумала "Всё, надо уходить". Был прямо ужас - пел он как будто на чистом татарском, неуверенно, хрипел, часть слов не пропевал, а проговаривал и всё это, постоянно озираясь на Гергиева - какая там Елизавета! Но надо отдать должное, думаю, тут большая часть всех огрехов была связана с волнением, как только на сцене появились другие партнеры, голос окреп, верхние ноты стали уверенными и даже иногда красивыми.
Вообще, всех певших в этот вечер я бы разделила не на плохих и хороших, а на надежных и не очень.
К надежным относились Филипп (Михаил Петренко), Родриго (Александр Гергалов), Эболи (Злата Булычёва) и Великий инквизитор (Сергей Алексашкин).
Особо хочу отметить Петренко. Я где-то уже писала о своем неудомении по поводу этого баса в различных партиях, где я слышала его вживую. Вот сегодня было очень хорошо, и хочу отметить, что Петренко проделал над своим образом большую работу - он не только неплохо пел, но и даже немного играл, создал образ такого слегка недалекого, по своему несчастного короля, который как в песне может далеко не всё. Что касается его пения, мне по-прежнему не очень нравится тембр баса (мне нравятся более мягкие и плотные голоса), но были и очень красивые по-настоящему насыщенные низы, и интонации, и пиано.
Очень хорошее впечатление осталось также от Булычевой. Эта певица нравится мне давно - везде, где я слышала ее, она показывала исключительный профессионализм, музыкальность и, как бы это сказать, деликатность. Ее Эболи упрекнуть практически не в чем - очень понравились яркие верхние ноты, аккуратность в исполнении знаменитой арии Nei giardin del bello. Кроме того, она была первой, кому удалось при этом "смирить" оркестр и Гергиева - до этого момента было такое впечатление, что им абсолютно всё равно, что происходит на сцене и кто там что исполняет, а их задача нагнать традиционное опоздание в начале спектакля. Но, надо признать, что когда Булычева осталась на сцене один на один со зрителем в 3 действии, удержать внимание на ней трудно, не хватает какой-то изюминки при том, что всё вроде бы хорошо.
Родриго Гергалова был надежным и самооотверженным, как ему и положено. Гергалов пел так, что было понятно - даже если Мариинский театр сейчас начнет рушиться, это его не остановит. Причем, у него достаточно красивый баритон был когда-то, особенно середина и нижние ноты, правда слека "заложенный", как я это называю. Конечно, никаких оттенков в партии не было, но именно его Родриго придал уверенности несчастному Карлосу и он, наконец, зазвучал более менее приемлемо.
Алексашкин иногда хрипел, не везде был убедителен, но позиций не сдавал и наводил ужас, во многом благодаря образу "Владыки Ситха" (правда, было очень похоже).
Про Карлоса я уже писала выше. Главная проблема- это его нестабильность, каждый раз с выходом Агади было непонятно, чего ожидать - хрипа или весьма приличного исполнения верхних нот, и было каждый раз по-разному.
Про Викторию Ястребову - Елизавету писать особо нечего, мне она показалась наименее удачной, очень неровно она пела, хотя вроде бы голос есть и отдельные ноты получались очень достойно. Но фильный их дуэт с Агади я еле опять пережила.
Про оркестр - честно говоря сначала я была разочарована, потому что раньше мне с ними исключительно везло. На фестивале "Звезды белых ночей" под управлением Гергиева я слышала прекрасное исполнение 3 вечера подряд - "Хованщина", "Троянцы" и "Пиковая дама". А тут как будто воплотились все те минусы, о которых я так много слышала от других - темпы гнались, солисты заглушались, духовые подхрипывали и т.п. Но начиная с 3 действия, недостатки невелировались, и было очень приличное музыкальное качество.
Хор не подвел, особенно понравилась мужская его часть по звучанию.
Постановка из серии "очередная геометрическая". Из интересного - несколько раз в ходе спектакля демонстрировалась фраза "tempus fugit aeternitas manet", что в переводе означает "время течет, вечность неизменна".
Заключение: А в итоге получилось весьма пристойно
Вывод: Только сегодня я поняла, что не нужны только прекрасные варианты исполнений. Вот когда я слушала ту же оперу в Вене, для меня существовал почти только один Кинлисайд - со смертью его Родриго закончилась опера. И только сегодня я рассмотрела - расслушала вживую Эболи, Инквизитора и других, так как отвлекаться было не на кого).
И даже я бы сходила на этого "Дона Карлоса" и послушала еще через полгодика, с другим составом.
Желания: пусть конца света в декабре не будет и составы в Лондоне на май не меняют!