Размышления по поводу романа «Судовая роль» Елены Блонди

Aug 21, 2013 21:52



Micheal Shapcott
http://pinterest.com/pin/135459901264819541/

elenablondy
Судовая роль, или Путешествие Вероники

Сразу предупреждаю: это не рецензия, не анализ, это действительно «размышления по поводу» нового романа Елены Блонди.  Даже не столько размышления, сколько ассоциации и эмоции.
Первое, что вспомнилось, когда закончила читать - фильм «Красотка». Нет, ничего общего с романом вообще нет! А фильм вспомнился только из-за диалога героини Джулии Робертс с ее подругой, которая притащилась к ней в отель, помните?
- Ты знаешь кого-нибудь, у кого это получилось? - спрашивает Джулия Робертс, и подруга отвечает:
- Ну да! Эта, как ее… грёбаная Золушка!
Золушек таких - несть числа!
И все ждут принца на белом коне или мерседесе.
Но получается - у одной на миллион.
Еще одна ассоциация - тоже ничего общего с романом - повесть Леонида Жуховицкого «Остановиться, оглянуться», давнишняя, еще советских времен.  Кстати, кто не читал - рекомендую!
http://litfile.net/book/397334/333000-334000
И там есть героиня, такая девочка с косой, не помню, как зовут - зато другую помню: Танька-журналистка, раскрепощенная и свободная. А эта - скромная, светлая, чистая, с ясными глазами и томиком Есенина под мышкой - влюбляется в главного героя-журналиста, такого одинокого и непонятого,  гениального и страдающего…
Ну, вы поняли.
И герой, который уже переспал с раскрепощенной Танькой, говорит этой, с косой:
- Знаешь, что тебя ждет? Ты достанешься подлецу.
Почему это?!  - вскинулась я, читая.
Лет мне было примерно столько же, сколько девушке с косой.
И она так же вскинулась:
- Почему это? Разве я вещь, чтобы достаться или не достаться кому-то?
Тогда я не понимала. Сейчас понимаю: да, достанется. Потому что действительно вещь - вещь в себе. Потому что сидит и ждет, и первого попавшегося принимает за прекрасного принца, и изливает на него всю любовь, нежность и сострадание, и готова за ним чуть ли не в Сибирь - совершенно не понимая, кто и что он такое. И зачем, собственно, она ему нужна.
Еще ассоциация - фильм «Маленькая Вера». Такие же девицы в блестках и стразах с тоской в глазах и жаждой любви, бегущие за первым, кто значительно заглянет в глаза или поманит сладкой сказочкой. Почти такие.
Роман «Судовая роль» как раз про Золушку, живущую в портовом городе, принц которой оказался, как и следовало ожидать, вовсе не принцем, а последней сволочью. 
Пышноволосая, нежная, доверчивая, верная, истомившаяся без любви и понимания, без крепкого плеча рядом…
Считающая лунных котов…
Знающая, чем отличается вино из ночной ежевики от вина из ежевики дневной...
Она, подобно другой героине Джулии Робертс - Сбежавшей Невесте - тоже принимает ту форму, которую ей подставляет жизнь, вливается в своего мужчину, как в сосуд: в горы - так в горы, на рок-фестиваль - так на рок-фестиваль, яйца-пашот - так яйца пашот.
Как персонаж рассказа Брэдбери - марсианин, который выглядел так, как хотел смотрящий на него, так и героиня романа послушно кажется такой, какой надо ее матери, друзьям-приятелям, случайным попутчикам. И не зря у нее столько имен: Вероника, Веронка, Ника, Никуся, Куся, Вера…
Маленькая Вера.
Слишком маленькая вера в себя саму, в свою красоту, значимость, в свой талант.
И пока Золушка не поймет, что нельзя ждать принца, нельзя рассчитывать на фею - у нее ничего не получается. Она достигает желаемого, только когда разрывает этот порочный круг, когда начинает понимать, чего же хочет она сама: омлет или действительно яйца-пашот?! 
Красотка уходит из пентхауза, невеста сбегает со свадьбы, обе решают выпрыгнуть за колею, по которой кружили, чтобы разобраться в самих себе. Только когда они отказываются от принца - они его получают. Настоящего.
И Вероника-Куся тоже к концу романа выпрыгивает из беличьего колеса, в котором бежала-бежала-бежала, вечно оставаясь на одном месте.
Если представить себе фильм «Судовая роль», то он начинался бы как вполне себе реалистическое произведение в духе «Маленькой Веры», в котором только очень искушенный зритель мог бы заметить присутствие чего-то волшебного, сказочного, фееричного, а может, и лубочного…
Лишь  постепенно из обыденности проявилось бы нечто в духе Кустурицы, а может быть, и Феллини, чтобы закончиться суровой романтикой Александра Грина - Ассоль нашла капитана Грея, паруса реют, чайки кричат…
И море Черное, витийствуя, шумит, и с тяжким грохотом подходит к изголовью.
Вот такие у меня ассоциации.
А написано - как и все у Елены Блонди! -  вкусно, ярко, выпукло.
Потому и заговорила про кино - всё и всех видишь.
А какие персонажи!
Чудная мама, вся в топинамбурах…
Прелестная Васька с ее невразумительной речью и удивительной способностью попадать во всякие невозможные ситуации…
Тина Дивановна - имени достаточно, дальше можно не рассказывать.
А фантасмагорическая свадьба, из которой никак не может вырваться героиня!
Да, только Лена так может написать.
Не похоже ни на кого.
По-своему.
Потому что она тоже видит лунных котов и знает все про вино из ежевики.

елена блонди

Previous post Next post
Up