Не могу не поделиться!

Feb 07, 2013 17:44

Серия замечательных постов, которые делает vodolei_13 - под общим заглавием и тэгом "Вот моя деревня". С фотографиями, с массой подробностей ушедшей деревенской жизни.
Спасибо! Очень интересное и познавательное чтение.
Это первый пост, а уже есть много:

Оригинал взят у vodolei_13 в Вот моя деревня!
Ввиду большого интереса к постам, связанным с бытом и жизнью исконно русской деревни, ввожу новый тэг "ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯ" , где буду об этом всём. Рассказывать и показывать! Это не просто рассказы - это мои воспоминания, мои вещи, реальные предметы, настоящие документы моей семьи. Сначала я хотела уместить всё в один пост, но поняла, что материала слишком много.

Иногда мне кажется, что мне 100 лет. Потому что краем своего детства я застала жизнь русской (российской?) деревни в чудом сохранившемся до 1970х годов почти в том ещё, дореволюционном виде. Колхозно-совхозное строительство и раскулачивание прошлись по ней катком, но на укладе жизни и благосостоянии народа почти не отразились. А если и отразилось, то не в лучшую сторону. Были, конечно, посёлки городского типа (ПГТ), они стояли в окружении маленьких деревень, ведущих практически натуральное хозяйство.
Мои бабушка и дедушка  по возрасту годились мне в прадеды, потому что моя мама была поздним и последним ребёнком в многодетной семье. Ввиду маминого тогдашнего короткого декретного отпуска (2 месяца по закону) и невозможностью ухаживать за мной и работать, я была "сослана" в деревню и первые годы своей жизни я прожила в там...




До боли родная  картинка из деревенской жизни. Если хотите меня здесь найти - это вам не удастся, но я здесь есть - у мамы под сердцем: в цветастом халате - это она. Сено, лук к обеду, мужички в кепках, заборчик... только  двое из тех, что на фотографии сейчас живы - моя мама и старшая из девочек у сена - моя двоюродная сестра... Ну, и ещё третья, но пока ещё невидимая на фото - я.
А это - сегодняшний пост:

Оригинал взят у vodolei_13 в Крестьянская семья
Я - единственный ребёнок в семье и в большой семье не жила. У меня - двое детей, а у моей бабушки их было восемь. Вернее так: родила она 11 человек, но трое из них умерло в детстве по разным причинам. Причём, никто не умер при родах, хотя в роддоме посчастливилось родиться только последней дочери - моей маме, уже в послевоенные годы. Всех остальных бабушка рожала там, где её заставал этот процесс. Вот тётушку мою он родила на ступеньках во дворе - там, где держат скотину (у меня так сразу возникают ассоциации с  рождественским вертепом).  Почти в каждой деревенской семье кто-то умирал во младенчестве, от болезни или по необъяснимым для того времени причинам. Часто дети тонули - притом, многие - в колодце. Конструкции у колодцев тогда были другие - низкие, опасные.

"Большинство браков совершается в осенний и зимний мясоеды, ибо хозяйственно-экономические соображения не позволяют делать этого в рабочую пору. Но от этого же максимальная рождаемость приходится главным обратим на рабочие месяцы, что вызывает усиленную смертность младенцев." (Из краеведческого описания 1922г.)
Именно так и получилось у моей бабушки - её первенец  умер, когда она работала по хозяйству. Причину в ту пору никто не выяснял - сейчас  это называют "синдром внезапной смерти новорожденных", а тогда говорили:"Бог дал -Бог взял".

Возрастной разрыв между старшими детьми и младшими в нашей семье такой, что старшие  годились им в родители, а их дети с младшей сестрой были практически ровесниками. Словом, тети, дяди и племянники играли вместе.  Моя бабушка успела понянчить и внуков, а вот правнучку лишь подержала на коленях - в то время "нянчили" уже саму бабулю - она не могла ходить. Большая семья почти никогда не собиралась вместе - все жили в разных местах, работали по разным графикам, имели свои семьи и свои проблемы. На золотую свадьбу, правда, почти все собрались.  Но всё же были два раза, когда съезжались все - сначала на бабушкины, а потом на дедушкины похороны... И знаете, я эти два раза запомнила на всю жизнь: такой общности и тепла я больше никогда не испытывала, хотя повод был трагичный...

Если для нас сегодняшних "папа, мама, я - счастливая семья" , то  в старину всё было иначе. Семьи жили кучно: и родители, и дети, и внуки, и снохи, и старики... все  вместе.

"Девку" (дочку) отдавали в чужую семью, а "робята" (сыновья)  жили при родителях со своими жёнами и детьми. Средняя семья по сведениям наших краеведов состояла тогда из  6,2 человека. "Большина" (или главенство) в такой семье принадлежало отцу и матери при взрослых женатых сыновьях. Главу семьи величали по имени-отчеству, всех остальных по имени и на "ты", детей - уменьшительными именами.

Жаль, что фотографий большой семьи у меня нет: основной архив хранился у родственников, но сгорел вместе с домом. И "патрет маслом" - тоже. По крайней мере, мои поиски пока безрезультатны.
А это мой прадед - глава большой семьи - Михал Петрович (Правильно, конечно, говорить "Михаил Петрович", но произносили и произносят (!) именно так). Рассказ о нём ещё впереди.




Обязанности в большой крестьянской семье распределялись так:
"...Отец руководит делами по раз заведённому порядку, распределяет работы иногда по совету с сыновьями. Мать-свекровь ведёт домашнее хозяйство: стряпает, распоряжается снохами, надсматривает за ними, как они кормят скотину, сама участвует в этом, летом спускает коров в стадо и прочее.
Заработок сыновей поступает «в дом» и передаётся отцу с матерью, у которых находятся на руках деньги. Но они тратятся не на всех членов семьи. Снохи в этом случае занимают особое положение. Им предоставляется в полное распоряжение ежегодный посев льна и своей пряжей, холстами или из приданого они должны содержать своих ребят." (Из краеведческого описания 1922г.)





Фото http://www.rusoldat.ru/krestyanskaya-smekalka.htm.  Крестьянская семья 1915 год.

Из вышесказанного понятно, что ещё в те годы  матери должны были сами обеспечивать своих детей. Вот такая у нас на Руси традиция. Поэтому при выборе снохи большое внимание обращалось на её здоровье, физическую силу и, конечно, на хорошее приданое. Естественно, молодым хотелось "отделяться" от родителей - самим вести хозяйство и распоряжаться деньгами. И они отделялись.



Фото http://zabort.ru/blog/retro/15515.html    1911год.

Кстати, престарелые родители доживали традиционно с младшим сыном, которому и доставался их дом. Старики нянчили детей и помогали по хозяйству.



Фото  http://lol54.ru/other/95672-fotografii-krestjan-nachala-20-go-veka.html       1914г.В 1922 году средняя крестьянская семья в наших местах уже состояла из 4,41 человека.

Мой дед, а тогда молодой парнишка, привёл мою бабушку-красавицу в родительский дом, где кроме них уже жили одна молодая семейная пара - дедушкин брат с женой (тот, который колдунью кнутом "хватил"),  и ещё один брат "на выданье", и ещё младшие дедушкины братья и сестры от 10 лет до 1 года (4 ребёнка) . Всего у прадеда  было семеро детей . Ну и конечно, - глава семейства - Михал Петрович  с женой. Вот как они жили там все вместе - я не представляю.

А в 1927 году трое сыновей с семьями отделились, в т.ч. и  наши "молодые". А главное  их богатство составляла перина - бабушкино приданое.  Многострадальная перина, кстати,  ещё натерпится от раскулачивания, но об этом - позже.

Продолжение следует...

Начало  Вот моя деревня!
Советские крестьяне
Деревенский говорок
Далёкие предки
Дневник крестьянина
Крестьянская одежда начала 20 века
Деревенская свадьба начала 20 века

история, мудрость/цитата

Previous post Next post
Up