«Контактное тело готово принять контакт в любой точке - и продолжить его»
Денис Турпитка, учитель контактной импровизации
Глядя на людей, собравшихся на джем по контактной импровизации, моментально улавливаешь, что твои глаза наблюдают не просто набор хаотичных движений. Хотя никакой техники, похоже, нет, и все происходит совершенно спонтанно… Контактная импровизация - для тех, кто хочет танцевать, но не приемлет раз и навсегда установленных правил. Наш собеседник,
Денис Турпитка, несколько лет не только занимается контактной импровизацией сам, но и играет роль проводника для творческих натур, которые ощущают внутренний импульс к танцу. Он предлагает нам свой ключ к понимаю того, что такое контактная импровизация как танец, способ отношений с собственным телом, одно из проявлений мироощущения.
- Денис, что такое тело в контактной импровизации?
- С точки зрения классической контактной импровизации (далее - КИ, прим. авт.), первого поколения контактников, тело - это физический объект. Есть такая фраза: если вы танцуете физику, вы танцуете КИ, если химию (отношения, эмоции), то вы танцуете что-то другое. Танец в КИ - это взаимодействие физических тел, вашего собственного и партнера.
С другой стороны, тело в КИ - это эволюционный механизм. Это сущность, которая развивается уже давно, и у нее есть инстинкты. Ум часто мешает телу следовать инстинктам. Если мы научимся слушать собственное тело, мы сможем раскрыться.
Занимаясь КИ, мы учим тело действовать инстинктивно, добиваемся движений более эффективных и менее энергозатратных.
В последнее время появляются учителя, которые добавляют в КИ что-то новое. Например, есть контактное танго. Спорный вопрос, насколько это можно назвать КИ. Дело в том, что КИ в строгом смысле слова - это техника в чистом виде, за которой нет никакой философии или психологических техник.
- С точки зрения стороннего наблюдателя, КИ - это чистая импровизация. А ты говоришь о технике, которая предполагает наличие констант. Поясни, что такое техника в контексте КИ?
- Есть два типа импровизации. Первый - джазовая импровизация. Джазмен знает определенное количество аккордов и комбинирует их, и получается музыка. А есть другой тип, который можно назвать слушанием момента. Это и есть КИ. Техникой я называю внутреннюю технику, умение вести себя в непредсказуемой ситуации. Например, падение партнера. Импровизация заключается в том, чтобы танец продолжился, а падение стало его органичной частью. КИ учит тому, как каждое событие в танце превратить в его часть. И из этих событий могут вырасти следующие десять минут танца. КИ - это тренировка тела, но не тела как совокупности мышц. Это тренировка отпущенного тела, релиза (от англ. release - отпустить). Это одна из техник современного танца вообще. Современные танцоры не хотят работать, как в классическом балете. Они хотят понимать, как происходит движение, как можно сделать его более эффективно. Они хотят использовать не мышцы, а связки, инерцию, чтобы, например, легко поднять партнера, а не отрывать его от пола. В этом и заключается техника.
- Как состоялась твоя первая встреча с КИ?
- Есть несколько фильмов о КИ, о первых шагах контактников, об основателях этого вида танца. Я увидел и подумал: «Неужели такое может быть?». Для меня всегда танец был чем-то, чему нужно долго учиться, и потому он был мне неинтересен. А здесь я увидел совсем другое - перекатывания, использование инерции - то, что мне было интересно. В КИ очень хорошо развивается телесная эмпатия. Смотришь на движение - и сопереживаешь. Это больше, чем просто техническая отработка движения. Я нашел именно то, что искал.
Позже я пытался заниматься другими танцами: бальными, латиной. И очень быстро отказался от этой идеи. Мне очень трудно заставить себя находиться в чужой структуре.
- Сколько лет ты занимаешься КИ?
- Около восьми. Я довольно быстро начал преподавать, через два года после того, как начал заниматься сам. Восемь лет - не так много, я ведь занимаюсь не каждый день. Когда я начал заниматься КИ, я понял, что танцевать не с кем. Что нужно или ездить куда-то, в Москву, например. Или организовать это здесь.
- Скажи, как плавно войти в КИ, как начать? После первого занятия лично у меня было двойственное ощущение. Я смотрела на опытных танцоров и чувствовала, что они получают от происходящего удовольствие. Но как такого же ощущения добиться мне - так и не поняла.
- Поскольку КИ - вещь неоднозначная, в том смысле, что нельзя овладеть заданным набором движений и после этого хорошо танцевать, то есть две важные вещи: смотреть и делать. Недавно я прочитал статью о том, что ученые подтвердили существование зеркальных нейронов. Зеркальный нейрон срабатывает и шлет мышцам сигнал, когда «видит» какое-то движение. Само движение блокируется другим видом нейронов, но мышцы движение запоминают.
И второй путь - как наработка летных часов. Можно научиться хорошо летать на тренажере, но в воздухе возникнут совсем другие ощущения.
Есть люди, которым легко учиться на мастер-классах, тренингах, семинарах, где есть четкая структура упражнений и регулярность. Здесь важен баланс между страхом и скукой. Если слишком легко, то чего сюда ходить? А если слишком страшно, то это блокирует движение. Снижать страх можно, снижая неопределенность структурными моментами.
Можно делать, делать, делать - и чувствовать, что не получается. Но в какой-то момент начинается путь наверх. Там где раньше было трудно, я уже что-то могу: принять или отдать вес, танцевать и с этим партнером, и с этим. В КИ, как в любом деле, важно преодолеть первый порог опасений. Я не знаю ни одного человека, у которого не получилось бы при условии постоянной работы.
Я видел очень много разных людей. Я видел девочек, весом в три раза меньше меня, которые легко берут мой вес на плечо. От особенностей тела успех не зависит никак. Это вопрос настойчивости. Важно получить первую обратную связь. Я ее получил, когда мои ученики начали ездить на фестивали без меня.
- Какова роль партнера в КИ?
- Сама идея КИ предполагает наличие партнера. Хотя в роли партнера может выступать, например, пол. Но контакт есть все равно. Вообще это сложный вопрос. В КИ партнеры двигаются независимо в том смысле, что никто не ведет и никто не является ведомым. И если в данный момент один партнер более опытен, чем другой, это не является обучением. КИ - это игра социальных ролей. Например, не важно, мужчина танцует или женщина.
У человеческого тела есть десять в шестой степени разных вариантов положения тела. А представь, как увеличивается это число, когда партнеров уже двое.
- Что изменилось в твоей жизни с тех пор, как ты начал заниматься КИ?
- Я занимался многими телесными техниками: двигательной терапией, аутентичным движением. И не могу отделить их от КИ. Если говорить о месте КИ в моей жизни… Я точно не стал более контактным человеком. КИ - своего рода фильтр. Люди, которые приходят на джемы - это люди, которых я принимаю как часть своего окружения. А в других сферах жизни я очень избирателен. Я занимаюсь бизнесом, у меня много деловых контактов, но круг близкого общения очень узок.
С тех пор, как я занимаюсь КИ, я больше понимаю свое тело. Понимаю, что тело - не инструмент, это часть меня. Вообще я не думаю, что, начиная заниматься КИ, нужно ожидать изменений в жизни. Если человек пришел в КИ, значит, у него внутри уже была потребность в ней. КИ поддерживает в человеке уверенность в том, что с ним все нормально: «Успокойся, ты не один такой, который может несколько часов кататься по полу и получать от этого удовольствие».
КИ не может коренным образом преобразовать жизнь. Если бы это произошло со мной, лично я отнесся бы к этому с подозрением. КИ не обещает, что жизнь изменится.
- А что она обещает?
- То, что вы будете заниматься творчеством. Импровизация - это творчество. И будете им заниматься в контакте с другими людьми. У вас есть некая потребность, и благодаря КИ вы сможете ее удовлетворить. И вследствие этого можете стать более счастливым человеком. Но дело здесь не в самой КИ. Если вы давно мечтали купить машину и купили ее, вы тоже будете счастливы. Отличие в том, что потребность в творчестве более сложная, высокоуровневая. Это даже не потребность в самореализации. В КИ меня нет, есть я и партнер. Я превосхожу себя, я иду дальше, к партнеру, чтобы танец состоялся.
- Может ли КИ быть полезной для решения практических целей? Например, для преодоления телесной зажатости?
- Для решения подобных проблем я рекомендую танцевально-двигательную психотерапию. КИ я рекомендую тогда, когда вижу, что у человека слушающее тело, что он тянется к творчеству.
Другое дело, что та же зажатость мешает танцу. Соответственно, в КИ есть упражнения, которые помогают эту зажатость преодолеть. И ее преодоление может стать «побочным» эффектом занятий КИ.
Вообще КИ, в отличие от танцевально-двигательной терапии, не затрагивает ядро личности, и потому ее целью не является решение психологических проблем.
- Как произошла твоя встреча с Движением Импровизаторов? Что ты находишь в нем для себя?
- Услышав впервые о Движении Импровизаторов, я обрадовался. Я плохо ориентируюсь в событиях. Обычно, если я в каких-то мероприятиях участвую, я им сам организую. Для меня Движение Импровизаторов - это сообщество людей, которые делают правильные вещи. Это выход за рамки традиционного досуга. Это стиль жизни. Невозможно побыть импровизатором, а потом сказать: «Все, я больше НЕ импровизатор». Я знаю, что, отправляясь на мероприятие, организованное Движением, я встречу там людей, с которыми мне будет интересно. Я проведу время с пользой и удовольствием. Для меня это важно, поскольку я человек очень избирательный, придирчивый в общении.
- А какое воплощение находит принцип импровизации в твоей жизни?
- Об импровизации я могу очень долго говорить… Для меня импровизация - это умение четко очертить границы. Иначе это будет уже не импровизация, а беспредел. Импровизация ведь отличается от «делаю, что хочу».
- И где граница?
- Ее нет, ты сам ее устанавливаешь. Кстати, перемещение границ тоже может быть проявлением импровизации.
На танцевальных тренингах я вижу людей, которые теряются, когда им предлагают поимпровизировать. Люди, которые занимаются давно, ориентируются сразу. Они понимают, что импровизация - это игра с границами: социальными, ролевыми, временными, пространственными. Если границ нет - контент утекает.
Поэтому в жизни для меня важна ясность, четкость. Ясные формы, ясные процессы. Когда есть границы, я могу выстроить структуру, в которой есть свобода для меня.
Импровизация - это планирование. Но планирование в процессе. Я не запланировал танец заранее, а потом его танцую. Я планирую его в момент, когда он происходит. В жизни я постоянно использую тот же принцип.
Когда я иду на джем по КИ, я пишу план: упражнения, время, которое будет на них затрачено. Смешно, да? Казалось бы, какой план, это ведь импровизация. Но я иду по этому плану и в какой-то момент понимаю: не-е-ет, не то. И плана нет. Я могу потом к нему вернуться, но это будет уже другой план. Импровизация - умение изменять планы в процессе.
Импровизация - это слушание себя. Я сейчас хочу делать вот это, а это - не хочу. Почему не хочу? Я прислушиваюсь к себе, начиная с простых ситуаций: идти на какое-то событие или не идти, до более серьезных, масштабных вещей.
Беседовала Алена Набатчикова.
Записаться на занятия в Днепропетровске можно в комментариях.