При моей любви к древностям, иногда (очень редко) меня удаётся заинтересовать какими то удивительными историями из новейшей истории нашего чудного края.
Пётр (Пинхас) Моисеевич Ру́тенберг был русским эсером, сотрудничал с попом Гапоном, потом участвовал в его казни. Был вынужден эмигрировать (по википедии - потому что эсеры отказались взять ответственность за эту казнь, а вот Серёга утверждает, что потому что Рутенберга самого обвинили в том, что он двойной агент).
В эмиграции (Италия, Америка) Рутенберг становится сионистом и, паралельно сионистской деятельности, начинает строить электростанции.
Возвращается в Россию после февральской революции и участвует в обороне Зимнего дворца (!)
В Палестине с 1919 года. Вместе с Трумпельдором участвует в создании отрядов еврейской самообороны "Хагана", командует Хаганой в Тель Авиве и параллельно ищет инвестиции для электрификации Палестины. Получает деньги ис троит небольшие электростанции в тель Авиве и хайфе, затем в 1930 начинает сроить гидроэлектростанцию в районе соединения рек Иордан и Ярмук. Делает хитрую систему, позволяющую электростанции работать даже летом, когда мало воды (я так понял, что был шлюз, вода накапливалась и потом падал в большом количестве, потом шлюз опять перекрывался и так далее).
Электростанция начинает работать в полную силу в 1932.
Надо себе представлять насколько могучей рекой является Иордан, чтобы понять масштабы этого чуда. В первые годы работы электростанция производит более половины электричества в Палестине.
Для её обслуживания строится поселение рабочих Нахараим - единственное еврейское поселение на восточном берегу Иордана. Для его посещения автобусы эгеда из Бейт Шеана в Тверию пересекали реку.
В 1948 году Нахараим пал, его защитники попали в плен, электростанция перестала работать.
На западном берегу Иордана было поселение "Гешер" (мост). В его старой части и находится сейчас музей электростанции. (Указатель на "Old Gesher" между Бейт Шеаном и Кинеретом).
Теперь картинки:
Электростанция:
Модель из музея (там крутят фильм о Рутенберге и электростанции на Иордане):
Остатки старого поселения Гешер (новое к западу от трассы):
Паровоз, который участвовал в стоительстве электростанции (его ржавый остов нашли после заключения мира с Иорданией):
Танкетки:
Есть часть поселения за пограничным забором, у реки, её открывают раз в день:
Автобусная остановка Гешера:
Остатки турецкого хана, который использовался в обороне в 1948:
Три моста: римский, османский (железнодорожный, дорога Дамаск - Каир) и британский бетонный автомобильный.
Взрыв мостов в 1948 бы сложной операцией, призваной не допустить вторжения арабских армий.
Стая аистов:
Иордан: