В 1987 году меня родители отправили на отбор в физмат школу. Отбор проходил в Университете, там среди проводиших его была знакомая родителям аспирантка (Алёна, кажется) и сомнений, что меня возьмут не было.
В Универ я теперь ездил регулярно, мы там решали какие то задачки, там же я познакомился с теми, с кем потом вместе учился. Коля Фрейман обратил на себя внимание сразу.
Летом, в доме отдыха в Коробовом Хуторе мы отдыхали с бабушкиной подругой Зоей и её внуком Алёшей. Он рассказал, что один отличник из его класса тоже идёт в новую физмат школу (ныне это половина писателя Зорича).
Итак, 24 школа.
Удивительное время, 1987, перестройка. Директор - сталинист Иван Никифорович Пытиков. Ох ему было нелегко с нами и с молодыми аспирантами, которые нас курировали. Дух свободы и перестройки. Если подумать, то вообще это был ужас - в школе повесили стенд, на котором ученики вешали анонимные записки о качестве преподавания! Ясно, что стенд этот долго не провисел, его перевесили в университет. Тогда реакция администрации школы на этот стенд казалась верхом тирании, сейчас это выглядит наверное иначе :)
Занятия в Университете - Ушаков, Кричевский, Тер Ованесян, Папуш и другие. Поездки к друзьям после школы (аж на Павлово поле! Возвращался домой уже вечером!)
Невероятно интересные ребята в нашем и параллельном классах. А девочки какие! Леночка Богатова (ушедшая после первого полугодия из за тяжелой учебы), Марина из параллельного класса (кто то из наших придумал называть её "принцесской" - ну "и ей сказал - послушайте, принцесска ...") - ныне жена того же Ушакова, и другие.
Свобода! Однажды мы даже убежали с Мишей с урока бабы Шуры и поехали гулять в центр, это был верх смелости!
Или еще эпизод - баба Шура сказала что то про инерциальные силы, я считал, что таких сил нет, принес ей книжку какого то академика, баба Шура сказала, что академик ей не указ. Тогда я поехал в Универ к Тер Ованесяну (или Кричевскому?) - советоваться насчет инерциальных сил! Такие эпизоды не забываются.
Хорошо помню день города в 1987, осенью - народные гуляния, Бурсацкий спуск. По сути первый раз, наверное я учавствовал в каком то таком мероприятии, вечером в центре города, с толпами людей. Таня Жорницкая была с Фрейманом, Таня Пузырькова с Шейнином, ну а я с Мишенькой Байтальским (этот паттерн потом повторялся неоднократно, даже в Сан Франциско мы с ним жили в одном номере ...).
Тогда же я познакомился с
shumbm - он учился в параллельном классе. Наши отцы когда то дружили и он меня позвал на свой день рожденья тогда же в 8ом классе.
Гехта били. Причем не ребята из районного класса, а свои - Фрейман, Черномазов. Я пытался заступаться, но иногда и сам соглашался, что за дело.
А время то было какое, помните? Весной выборы, в Харькове Евтушенко и Коротич, и мы убежали с уроков, чтобы послушать Евтушенко на площади поэзии, а там Чичибабин с авоськой с молоком - ну известная вобщем история...
Еще надо отметить классы на год старше. Ну и на год младше.
На похороны Гегузина баба Шура послала покупать венок по представителю от класса - там была
baba-lyuba, Лёха Продан и кто то из 9Б. До похорон оставалось время, так что мы пили чай у Любы и она нам пела "Пора в дорогу старина". В 9Б учился еще Женя Трубаев - сын папиного близкого друга. 9А был круче - там было масса выдающихся людей (включая
ly0lik)
В классах на год младше учились тоже всякие выдающися Дрибинские, Голубчики, Златковские и т.д.
А еще мы ездили на вылазки с Еленой Ефимовной.
После 8 класса класс Бори вместе с математичной Нелей Наумовной ушел в 27ую (которую еще год мы били на всех олимпиадах), а потом ушли и мы. Не сложилось у 24ой школы быть физико математической.
В 9ом классе пришел Жека Титов - он меня поразил показав собственно ручно собранные телескопы с отшлифованными им стеклами.
А еще у нас были Ямахи. О Ямахах надо писать отдельно - но это были потрясающие компьютеры. Z80, аудио процессор, видео процессор. Там Игорь Носырев поставил C, там я впервые увидел Турбо Паскаль (и впервые познал указатели), там я увидел CP/M, там Коля Фрейман чисал программу вычесления квадратного корня численными методами, а в конце ставил SQRT(X), там Митенька писал программу стартрека с клингонами, клон программы виденной нами в ИПМАШе.
Можно сказать, что и в плане программирования и вообще, по жизни два года в 24ой школе оказались определяющими для мена на многие годы.
В конце 9ого класса я напросился на отмечание выпуска класса
baba_lyuba. Для меня это гуляние дома у Эллиса всю ночь было серьезным событием.
А потом ... Потом наш класс распался - кто то остался, кто то ушел как и я в 27ую, кто то в 5ую.
Наверняка массу всего важного я забыл, Тоша, Наталья, Люба, Лёша и другие - подскажете?
Другие посты про Харьков:
Почему я родился в Харькове? 1 сентября. Ретроспектива. Я и Армия.Часть первая. Харьков. Харьков. Новые дома Освоение Харькова, часть 2