Библейская археология и Хирбет Кеяфа.

May 27, 2012 13:49



В пятницу я был на экскурсии Миши indy424 на Хирбет Кеяфа.
Эта экскурсия очень отличалась от всех экскурсий на которых приходилось мне бывать раньше.

Во первых народ, который там был. Цвет русскоязнычных израильских экскурсоводов - m_k, tozhe_kot, mitiaf (наверняка и еще кто то, кого в лицо я не знаю), много археологов (был в частности, специалист по радиоуглеродной датировке). Присутствовал главный ДНК гинеколог генеалог Израиля napobo3. Да и простые блоггеры все как один были различающие ионический и дорический ордер и цитирующий Танах наизусть в оригинале.

Во вторых сам Миша - очень интересный и правильный человек. Он сам на Хирбет Кеяфа копает, он настоящий ученый - там, где экскурсовод, цель которого заинтересовать, рассказал бы о каких то выводах, Миша осторожничал - практически не выдавал интерпретаций, а если и выдавал, сопровождал пояснениями, что возможны и другие выводы. На меня это произвело очень большое впечатление. Ну и вообще - выходец из бригады Гив'ати, сами понимаете ...

В третьих, то, что мы видели - реально передний край современной библейской археологии.

Начали мы с вершины холма, там где находится территория A - с которой, собственно и начали копать в 2007 году. Миша рассказал об истории сайта, что до 2007 на нём никогда не копали, хотя некоторые исседователи обращали внимание на этот холм, про то, что он находится под угрозой постройки рядом ортодоксального квартала "Рамат Бейт Шемеш", а ортодоксы очень плохо относятся к любым раскопкам и регулярно здесь что то разрушают.
Сам сайт очень интересен тем, что раскопанный город существовал недолго 15-20 лет (максимум 50), в железном веке, потом был покинут на 600 лет, а потом недолго в нем было греческое (видимо) поселение на стыке персидской и греческой (завоевания Александра) эпох. Т.е. нет многих слоёв близкого времени, что сильно облегчает датировку.

Отсюда начались раскопки в 2007


Уже наверху холма нашли керамику железного века, но основные инсталляции, как их называл Миша, наверху - греческой эпохи (а так же построенные на их основе из тех же камней оттоманские здания).



Очень глубокий колодец:


Что то, что может быть микве ...


Потом мы спустились вниз на территорию B, на которой были найдены ворота. Это западная сторона, она смотрела на находящийся совсем рядом филистимлянский город на Тель Азека. Миша показал хорошое планирование города - сточные канавы, дырки для которых были проделаны в стенах еще при постройке.

Ворота, а напротив - холм на котором жили филистимляне:


Около этих ворот был найден остракон с древнейшей надписью на иврите. Причем вывод, что это на иврите, а не на другом языке был сделат по слову "таасе" - корень "лаасот" - ивритский, а все остальные слова на остраконе могли быть и из других хаананейский языков.

На футболке у Миши тот самый остракон:


Рядом копали какие то христиане из Америки. Там они нашли греческие стены, греки сделали комнаты в которых готовили пищу на основе большого зала железного века (Миша показал как отличать греческие стены от стен железного века). Тут были найдены интересные двуглавые сосуды (такие были найдены до этого только два раза, в других местах). Скорее всего они имели какое то культовое значение - в них смешивали какие то жидкости. И это соответствует представлению о том, что большой зал имел какое то культовое значение.





Затем мы перешли на тарриторию C, здесь копал сам Миша. Он нам указал на казематы - комнаты вдоль стен города, пояснив, что в более поздних городах (таких как Мегидо) стены отделены от жилых домов улицей, а тут нет, что может помочь с датировкой.



Каземат: узкая комната вплотную к стене города:


Интересные найденные артефакты - круг из камней и стоящий посреди камень, со следами угля рядом (не понятнио зачем), рампа неизвестного назначения, печка (похожа на закопанный в землю кувшин).
Тут же были найдены глинянные модели чего то, что может быть "Арон а кодеш" - место обитания божества. Потом Миша показал, как используя эти модели можно понять описания какие то элементов Храма СОломона (который был построем позже), которые до дих пор никто не мог понять.

Тут что то жгли:


Здесь готовили еду. Осколки керамики железного века - бери-нехочу.


Для чего это возвышение - неизвестно.


Вторые ворота. Научный руководитель Миши - Йоси Гурфинкель, смог догадаться, что они копают библейский город Шаараим (упоминается в Торе 3 раза) и начал искать вторые ворота. Он их и нашел! Возле них были найдены: стоящий камень (кто то его свалил в последнее время), остатки скамейки, какое то большое административное здание (для стражи? Таможня?).

Камень свалили, видимо, ортодоксы из Рамат Бейт Шемеш



Вторые ворота:


Стенка пристроенная греками, они тут готовили еду, потом заделали дверь и сделали мусорку.


Чуть подальше - частный дом с большими стоящими камнями и поилкой для ослов. Может на этих камнях поддерживалась крыша и второй этаж - есть следы ступенек. Это единственное неаккуратно сделанное здание. Миша предположил, что оно обрушилось в результате небольшого землятресения и то, что мы видим - следы ремонта.

Комната со столбами и поилкой для ослов. Для эксперимента даже приводили сюда осла.




Далее - нечто, что предположительно было башней, откуда смотрели на дорогу к воротам (это дорога из долины АЭла, по которой приходили в город из Иерусалима и Хеврона).

Остатки башни?


Остатки каменоломни - камни для стен не поднимали на холм (самые тяжелые камни более 10 тонн), а вырубали тут же на холме и скатывали вниз.

Камень, который откололи, но не использовали. Выемка в нем более ранняя, неизвестно зачем сделанная.


Здесь Миша более подробно рассказал о находках - был найдено много оружия (оружие формы как у хаананейцев, но из железа как у филистимлян), много керамики (из которой очень малый процент филистимлянской, финикийской и египетской).
Были найдены кувшины с точками на ручках - по мнению Миши разное число точек означало разный объёем или вид продуктов для налогов - что покязывает наличие серьезной администрации.
Миша показал комнату, в которой были найдены кувшины с серпами и с камушками для игры (я забыл как она называется, но существует и по сей день). То, что камушки были для игры, а не для весов показывает наличие среди них отполированного косочка керамики такой же формы - им явно заменили потерявшийся камушек.

Затем мы перешли в тень и Миша перешел к выводам. Он рассказал на основе чего думают, что сайт еврейский (отсутствие свинных костей, отсутствие филистимлянской керамики, "таасе" на остраконе). Рассказал, как датируют сайт.
Тут взял слово специалист по радиоуглеродному анализу, рассказал о кривой калибрации радиоуглеродной датировки и о том, что это кривая не монотонная (т.е. одному и тому же количеству нужного изотопа углерода могут соответсствовать две разны даты - на этом сайте он называл 950 или 970 до н.э, а, например на Санторини 16 или 17 век до н.э., что там является принципиальным различием).

Миша объяснил интересную вещь - что мы видели наличие моделей арон акодеш у людей в домах, следы культовой деятельности у каждого дома, это соответствует эпохе до Храма.

Очень большую часть времени Миша посвятил дискуссии со школой минимализма из Тель Авивского университета, которые придерживаются очень осторожного подхода, Танаху не верят, в единое царство Давида и Соломона не верят, а верят лишь тому, что находят археологи (вообще - очень понятный мне научный подход). Он показал, как одни и те же находки могут быть проинтерпретированы по разному, поиздевался над аргументацией своих оппинентов, но в конце пояснил, что неправильнио считать, что позиция профессора Финкельштейна связана с тем, что он левый и они хотят как то принизить значение евреев или Танаха. Дискуссия с ними исключительно научная и вполне легитимная. (Для меня услышать это было очень важно. Это показывает что Миша настоящий ученый. От "историков" ангажированных политикой, такое заявление о политически-научных оппонентах не услышишь.)

Поговорили о том, почему город мог быть оставлен. Миша высказал две гипотезы - когда филистимлян отогнали на запад, город стал не нужен как форпост (а просто жить там тяжело из за плохого доступа к воде) или наоборот, ушли, когда филистимляне подступили к городу. В любом случае - город не был взят, не было следов боя или пожара.

Только на этом этапе (!) удалось выудить из Миши, что он считает, что город относится к эпохе царя Саула (последние годы 11 - первые годы 10 века до н.э) когда только только началась еврейская центральная власть.

А здесь есть фотографии тех артефактов про которые Миша рассказывал:
http://ru-archaeology.livejournal.com/338495.html

Несколько ссылок из новостей про находки:
http://science.compulenta.ru/679086/
http://forisrael.com.ua/news/naxodki
http://www.judaea.ru/hist_news/hist_arheology/najjdeny-drevnejjshie-nadpisi-na-ivrite/
http://www.newsfiber.com/psp/eng/search?q=&r=10&p=s&c=2&i=1&e=0&b=3&a=0&n=&y=&se=&v=EeNCCyk5tYSc%3D+8QsEZbWXWTw%3D
http://www.liveinternet.ru/tags/%E4%E2%E0+%EA%EE%E2%F7%E5%E3%E0/

Другие рассказы об экскурсии:
http://janataha.livejournal.com/152530.html

В комментах дали линки:

Мне в комментах добавили источники:

Иерусалимская школа:
King David kills Biblical
Minimalism

Ancient Inscription Refers to Birth of Israelite Monarchy
http://www.hadashot-esi.org.il/report_detail_eng.asp?id=1989&mag_id=119
А так же: http://qeiyafa.huji.ac.il/

Их оппоненты:

The Khirbet Qeiyafa Ostracon: Methodological Musings and Caveats

A MINIMALIST DISPUTES HIS DEMISE

israel, photo, history, travel, story

Previous post Next post
Up