Хеврон, кладбища

Apr 28, 2012 12:50

предыдущая глава про хеврон.

Мы въехали в Хеврон через Кирьят Арба. Раньше был еще один въезд, с запада, но сейчас армия через него евреев не пускает. Вообще я тут хочу сказать об армии.
Ей не довольны все - евреям она не даёт ездить где захотят, чтобы их не убили, арабам не даёт ездить где захотят, чтобы не пробрались террористы.
На армию нападают террористы и поносят её левые активисты. На неё нападают (реально нападают - бросали уже камни, прокалывали шины) экстремисты из числа поселенцев и поносят её правые активисты.
И если кому то сложнее чем армии - это правительству. На него давят поселенцы и их лобби в Кнессете со своими интересами (нередко не совпадающими с интересами страны) и с другой стороны давят американцы и европейцы со своими интересами (уж точно не совпадающими с интересами нашей страны).



Да, я знаю - сочувствовать правительству не модно.

Сейчас в Хевроне около 150 тыс арабов и 500-800 (я читал разные цифры) евреев. Евреям принадлежит около четверти территории города. На этой территории живут и около 30 тыс арабов, которые весьма ограничены - им запрещено во многих местах еврейской части открывать магазины, а с недавнего времени и въезжать туда на машинах.
Левые активисты скажут, что это коллективное наказание (и можно развернуть дискуссию об эффективности коллективных наказаний), армия скажет, что это из требований безопасности.

Мы начали экскурсию с Тель Румейда, холма, на котором располагался древний Хеврон.

Сначала мы зашли на старое ашкеназское кладбище.
После погрома оно было превращено в туалет, а потом, в 70е годы приведено в приличный вид Бенционом Тавгером (человек с интересной судьбой - советую кликнуть на этот линк).











Сейчас там восстановлена могила раббанит Менухи Рахель - дочери второго Любавичского ребе, одной из основательниц ашкеназской общины в Хевроне.



Из книги Тавгера:

Существуют снимки хевронского кладбища до 1929 года, сделанные с воздуха. Оно занимало большую площадь. Теперь же по нему проходят дороги. То тут, то там расположились арабские застройки. Но кое-что еще можно разобрать: на юго - западной стороне отдельно стоящая ашкеназская часть кладбища, напротив - караимское кладбище (они хоронили в Хевроне по соседству с евреями), а в центре - сефардская.

На ашкеназском кладбище совершенно уничтожены все памятники, а территория превращена в сплошной виноградник, обрамленный густо разросшимися деревьями инжира. В стороне стоит будка - чья-то дворовая уборная.

Когда я стал здесь работать с Ноахом Кейсаром, мы быстро выяснили, что деревья инжира растут прямо на могилах, а уборная стоит на месте захоронения знаменитой «бабушки Менухи-Рахель», про которую я еще расскажу.

Потом мы пошли на новое кладбище (оно же старое сефардское). По дороге туда наш гид продемонстрировал умениe разговаривать на арабском (мы встретили старика араба) и читать. Вообще от религиозного русского еврея не ожидаешь, что он разговаривает и читает на арабском и не стесняется рассказывать христианские аспекты истории.

На сефардском кладбище наш гид, Моше Варшавский показал могилы американцев-ешиботников погибших во время погрома 1929 года, могилу ребенка умершего в Хевроне и чья могила там была первой после 1967 года (власти запрещали там хоронить и его могилу охраняли).
Там же похоронен Тавгер, жерты терактов, там же, чуть ниже, старые могилы известных раввинов (самые старые 16 века).



Могилы жертв погрома 1929 года



Могила ребенка Сары Нахшон







Старые могилы:











Из книги Тавгера:

Сефардское кладбище в основном было засажено виноградником. На части территории арабы развели огороды. Могилы осквернены, надгробные плиты разбиты. В дальнейшем мы обнаружили эти плиты среди камней кладбищенской ограды. Тут же где-то находилась и братская могила погибших во время погрома. Но следы ее обнаружить было почти невозможно. Лишь позднее, в результате наших раскопок, мы смогли точно определить ее местонахождение. Тут же находился участок, где хоронили знаменитых раввинов. Он так и назывался «Хелькат Га-раббаним». Могилы сохранились, поскольку здесь была каменистая почва, непригодная для огородов. Согласно полo жению, существовавшему в еврейской общине Хеврона, на этих плитах нет имен и фамилий. Во избежание осквернения. И чтобы арабы не требовали у родственников платы «за охрану» могил. Одна могила сохранилась полностью - могила рава Элиягу де Видаса, знаменитого каббалиста, автора книги «Решит Хохма», похороненного в конце XVI века. На снимках, сделанных когда-то с воздуха, можно увидеть каменную постройку в виде беседки, где люди могли укрыться от солнца и дождя, когда приходили на могилу праведника. Сейчас же от постройки не осталось никаких следов.

....

Как возникла необходимость в должности сторожа на древнем хевронском кладбище?

Я уже рассказывал, что у Сары Нахшон умер ребенок. Семья решила похоронить его именно здесь. Это был уже второй случай смерти в Кирьят-Арба. Первым, несколько лет назад, умер старик по фамилии Бен-Хеврон, проживший чуть ли не сто лет. Судя по его фамилии, он крепко был связан с этими местами: родился в Хевроне, жил в еврейском квартале возле синагоги «Авраам-авину». Уцелел и спасся во время погрома 1929 года. После Шестидневной войны семейство Бен-Хеврон поселилось в Кирьят-Арба. Вернее сказать - вернулось вместе с престарелым отцом. Когда он скончался, военная администрация не позволила похоронить его в Хевроне, на кладбище предков. Погребли его в Иерусалиме.

И вот возник тот же вопрос - семейство Нахшон хочет похоронить ребенка в Хевроне. На это полагалось иметь разрешение. Было ясно, что разрешения не дадут, даже просить об этом было бессмысленно.
- Живым здесь не дают возможности жить спокойно. Так пусть мой ребенок положит начало еврейскому присутствию в Хевроне! - решительно заявила убитая горем Сара.

israel, photo, travel, story

Previous post Next post
Up