предыдущая глава про хеврон. Мы въехали в Хеврон через Кирьят Арба. Раньше был еще один въезд, с запада, но сейчас армия через него евреев не пускает. Вообще я тут хочу сказать об армии.
Ей не довольны все - евреям она не даёт ездить где захотят, чтобы их не убили, арабам не даёт ездить где захотят, чтобы не пробрались террористы.
На армию нападают террористы и поносят её левые активисты. На неё нападают (реально нападают - бросали уже камни, прокалывали шины) экстремисты из числа поселенцев и поносят её правые активисты.
И если кому то сложнее чем армии - это правительству. На него давят поселенцы и их лобби в Кнессете со своими интересами (нередко не совпадающими с интересами страны) и с другой стороны давят американцы и европейцы со своими интересами (уж точно не совпадающими с интересами нашей страны).
Да, я знаю - сочувствовать правительству не модно.
Сейчас в Хевроне около 150 тыс арабов и 500-800 (я читал разные цифры) евреев. Евреям принадлежит около четверти территории города. На этой территории живут и около 30 тыс арабов, которые весьма ограничены - им запрещено во многих местах еврейской части открывать магазины, а с недавнего времени и въезжать туда на машинах.
Левые активисты скажут, что это коллективное наказание (и можно развернуть дискуссию об эффективности коллективных наказаний), армия скажет, что это из требований безопасности.
Мы начали экскурсию с Тель Румейда, холма, на котором располагался древний Хеврон.
Сначала мы зашли на старое ашкеназское кладбище.
После погрома оно было превращено в туалет, а потом, в 70е годы приведено в приличный вид
Бенционом Тавгером (человек с интересной судьбой - советую кликнуть на этот линк).
Сейчас там восстановлена могила раббанит Менухи Рахель - дочери второго Любавичского ребе, одной из основательниц ашкеназской общины в Хевроне.
Из книги Тавгера:
Существуют снимки хевронского кладбища до 1929 года, сделанные с воздуха. Оно занимало большую площадь. Теперь же по нему проходят дороги. То тут, то там расположились арабские застройки. Но кое-что еще можно разобрать: на юго - западной стороне отдельно стоящая ашкеназская часть кладбища, напротив - караимское кладбище (они хоронили в Хевроне по соседству с евреями), а в центре - сефардская.
На ашкеназском кладбище совершенно уничтожены все памятники, а территория превращена в сплошной виноградник, обрамленный густо разросшимися деревьями инжира. В стороне стоит будка - чья-то дворовая уборная.
Когда я стал здесь работать с Ноахом Кейсаром, мы быстро выяснили, что деревья инжира растут прямо на могилах, а уборная стоит на месте захоронения знаменитой «бабушки Менухи-Рахель», про которую я еще расскажу.
Потом мы пошли на новое кладбище (оно же старое сефардское). По дороге туда наш гид продемонстрировал умениe разговаривать на арабском (мы встретили старика араба) и читать. Вообще от религиозного русского еврея не ожидаешь, что он разговаривает и читает на арабском и не стесняется рассказывать христианские аспекты истории.
На сефардском кладбище наш гид, Моше Варшавский показал могилы американцев-ешиботников погибших во время погрома 1929 года, могилу ребенка умершего в Хевроне и чья могила там была первой после 1967 года (власти запрещали там хоронить и его могилу охраняли).
Там же похоронен Тавгер, жерты терактов, там же, чуть ниже, старые могилы известных раввинов (
самые старые 16 века).
Могилы жертв погрома 1929 года
Могила ребенка Сары Нахшон
Старые могилы:
Из книги Тавгера:
Сефардское кладбище в основном было засажено виноградником. На части территории арабы развели огороды. Могилы осквернены, надгробные плиты разбиты. В дальнейшем мы обнаружили эти плиты среди камней кладбищенской ограды. Тут же где-то находилась и братская могила погибших во время погрома. Но следы ее обнаружить было почти невозможно. Лишь позднее, в результате наших раскопок, мы смогли точно определить ее местонахождение. Тут же находился участок, где хоронили знаменитых раввинов. Он так и назывался «Хелькат Га-раббаним». Могилы сохранились, поскольку здесь была каменистая почва, непригодная для огородов. Согласно полo жению, существовавшему в еврейской общине Хеврона, на этих плитах нет имен и фамилий. Во избежание осквернения. И чтобы арабы не требовали у родственников платы «за охрану» могил. Одна могила сохранилась полностью - могила рава Элиягу де Видаса, знаменитого каббалиста, автора книги «Решит Хохма», похороненного в конце XVI века. На снимках, сделанных когда-то с воздуха, можно увидеть каменную постройку в виде беседки, где люди могли укрыться от солнца и дождя, когда приходили на могилу праведника. Сейчас же от постройки не осталось никаких следов.
....
Как возникла необходимость в должности сторожа на древнем хевронском кладбище?
Я уже рассказывал, что у Сары Нахшон умер ребенок. Семья решила похоронить его именно здесь. Это был уже второй случай смерти в Кирьят-Арба. Первым, несколько лет назад, умер старик по фамилии Бен-Хеврон, проживший чуть ли не сто лет. Судя по его фамилии, он крепко был связан с этими местами: родился в Хевроне, жил в еврейском квартале возле синагоги «Авраам-авину». Уцелел и спасся во время погрома 1929 года. После Шестидневной войны семейство Бен-Хеврон поселилось в Кирьят-Арба. Вернее сказать - вернулось вместе с престарелым отцом. Когда он скончался, военная администрация не позволила похоронить его в Хевроне, на кладбище предков. Погребли его в Иерусалиме.
И вот возник тот же вопрос - семейство Нахшон хочет похоронить ребенка в Хевроне. На это полагалось иметь разрешение. Было ясно, что разрешения не дадут, даже просить об этом было бессмысленно.
- Живым здесь не дают возможности жить спокойно. Так пусть мой ребенок положит начало еврейскому присутствию в Хевроне! - решительно заявила убитая горем Сара.