Семья Жураховых. Воспоминания. Часть 3. Экономическая политика

Sep 13, 2011 10:08



Давид Журахов в житомирской синагоге (крайний справа в верхнем ряду), 1970

Однако постепенно Советская власть крепнет, уничтожает бандитов. На такое большое местечко единственным комсомольцем был Эршл Бунчук, сын кузнеца, что жил рядом с нами. Кстати этот Эршл и два его брата в прошлом хотели украсть у папы зерно. Квартира и производство были под одной крышей и члены семьи по очереди дежурили, то услыхали. У папы был наган (тогда многие имели оружие). Папа сделал 2 выстрела в железную крышу, то показалось, что стреляют из пушки и выбежал наружу. Воры бросили весь инструмент (ломы, топоры, лопаты, мешки) и удрали. Папа гнался за ними пару километров. После этого никто не пробывал воровать. Папа узнал соседей, но сделал вид, что никого не узнал и никому ничего не сказал. Сейчас Эршл Бунчук стал первый комсомолец на всю округу. Он носил кожанную куртку, кожанную фуражку, наган - гроза для всех. Это он закрыл ешиву, т.е. еврейские классы, где ребе учил детей, повел борьбу против всех религий и религиозных деятелей, лишил всех зажиточных людей "права голоса". А это означало, что учиться ты вообще не можешь, а работать только там, где скажут. Ребе надо жить и он начал давать частные уроки. Он приходил к нам и учил меня и Лузю (младший брат Иды). Мы с Лузей не очень хотели учиться. Учил он нас по одному, поэтому то я, то Лузя прибегали и кричали "Эршл идет". Бедный ребе задирал полы сюртука и удирал в сторону леса и речки.

При НЭПе (новая экономическая политика) жить стало легче, появились кустарные и промышленные изделия. Для крестьян продразверстку (ее еще называли продметла - все забирали) заменили продналогом, т.е. заранее знали сколько зерна нужно сдать государству и сколько останется себе. Появилась материальная заинтересованность лучше использовать землю. Фактически крестьяне после революции получили землю на душу населения, большая семья - больше земли. И многие семьи начали работать день и ночь и забрасывали страну продуктами питания. Одни стали кулаками, другие - лодыри и пьяницу стали комнезами.
Однако этот период был коротким. Ленин умер в 1924 году. Сталин стал во главе партии. Приняли курс на коллективизацию сельского хозяйства, а кустарей, т.е. сапожников, портных, парикмахеров и других стали загонять в артели. Методы принуждения были простыми. На тебя наложили налог. Ты собрал все средства и уплатил его, но очень скоро тебе дают дополнительный налог, еще больше. Лично помню - я заболел, лежал в кровати. Папа первый налог заплатил, те дали второй, дополнительный, описали имущество, и у меня из под головы вырвали подушку и забрали. Крестьяне чтобы не сдавать скот в колхоз начали резать его на мясо и продавать. Создали колхоз - развалился, создали коммуну - еще хуже. Коммуна берет кредит на покупку свиньи - надо коммунаров кормить. На обед - стукнули в рельсу, все все бросают - прибегают чтоб ухватить кусок мяса. Опоздал - нет мяса, распустили и коммуну. Через некоторое время снова взялись за колхоз. (это легче - колхозники питаются дома), но одновременно начали высылать кулаков и забирать их имущество. Высылали и середняков, тех кто не хотел в колхоз.
В это время один из братьев Эршеле Бунчука, Аврум, пришел к папе и говорит - "тебя Давид собираются высылать". Папа понял, что Аврум прав, и на следующий день написал заявление в правление колхоза им Р. Люксембург, что добровольно и безвозмездно сдает в колхоз маслобойку, крупорушку и мельницу. Папа выиграл время, его пока оставили в покое и он забрал семью и удрал в г. Житомир, снял квартиру на ул. Руденской и одновременно стал искать что то купить. Папа купил по ул. Котовского 22 (теперь 26) домик у бывшего лесопромышленника Ельгарта за 700 рублей (червонец был дорогой). Это были только сруб и крыша. Папа достроил дом и всю жизнь достраивал. На дворе построил большой погреб, посадил хороший сад, построил большую веранду, потом застеклил ее, погреб под верандой, достроил ванную комнату, провел водяное отопление, газ. Но все это уже было после войны.
Перебрались мы в свой дом в 1930 г. На новом месте надо жить, старыми запасами долго не проживешь и папа пощел учиться на бухгалтера, закончил курсы, получил диплом и устроился работать на заводе им. Сталина (сейчас это завод автозапчастей). Директором завода был некий Щитов, его жена была еврейкой по фамили Бренман, работала зубным врачом. Это был толковый директор и папа часто повторял его высказывание рабочим: "Если ты дело полюбишь, то оно полюбит тебя".

memories, genealogy

Previous post Next post
Up