Семья Жураховых. Воспоминания. Часть 2. Бандитское время

Sep 12, 2011 08:03

Продолжение воспоминаний моего деда, Соломона Журахова, написанных в 1999 в Чикаго.



Родители деда - мои прадедушка и прабабушка - Давид Журахов и Рахель Кельман

Дата смерти моего деда Нухима Журахова - 1931 г. Перед моими глазами памятник на еврейском кладбище в Житомире, длинный камень и на нем имя и дата. Родителей моей мамы звали Ривка и Шейлык, прабабушку [жену Нухема - П. Б.] звали Шейндл, в честь ее назвали Женю из Киева. Вову Бердичевского назвали в честь убитого Володи. Гришу я назвал в честь второго убитого брата. Нашего Мишу я назвал в честь самого младшего папиного брата Миши (Мошка). Он вопреки воле отца принял близко Советскую власть, бросил родной дом и в числе многих молодых евреев организовал первую коммуну, потом еврейский колхоз на Херсонщине. Трагедия в дедушкином доме произошла в 1918-1919 гг. В селе Червонном есть их памятники, камни.

Из большой семьи в живых остались самый старший брат - Лева, т.к. он женился еще до революции и жил в Житомире, мой отец, раненый дедушка, Маня и Мошка. Прошло несколько лет, папа решил жениться. Невеста, т.е. моя мама была Рахиль Кельман. Она происходила из зажиточной и уважаемой семьи в м. Червонное Андрушевского района. Местечко было большое. Там был крупный сахарный завод Терещенко и парк, где находился дворец Терещенко и с другой стороны один из крупнейших винокурных заводов. Эти заводы работают и по сей день. В местечке на несколько тысяч евреев было 3 кирпичных дома. Это у семьи Кельман, у Меера Кипнис и Ицика Домантовского. Время было бурное, бандитское. Бандиты знали, что папа получил солидное приданное и они назначили папе уплатить контрубуцию, т.е. дать им большую сумму денег или свадьбы не будет. Что делать? Старший брат Лева жил в Житомире и работал в ЧК (Чрезвычайная Комиссию по борьбе с контрреволюцией и бандитизмом) и папа обратился к нему за советом. Через день-два к папе пришли два парня, дали папе пачки денег, что требовали бандиты (предварительно переписав номера купюр) и папа вручил эти деньги главарю банды Крамарчуку. Потом в центре местечка два переодетых чекиста его встретили, проверили номера на деньгах и расстреляли на месте, оставив распоряжение 3 дня не хоронить, так он и валялся.
Вообще в тот период в каждом районе свирепствовали банды. Так в Радомышлевском районе банда Лисицы, в Потиевском районе (где уже после войны я работал гл. агрономом на МТС, где практически родилась Тома (Фрида рожать поехала в Житомир) есть самое большое село Горбылев. Там и по сей день по четвергам ярмарка, 2 церкви, 1200 дворов. В этом селе была самая большая банда на Житомирщине, это банда Соколовского, более 1500 сабель, наводила страх на жителей Потиевского, Черняховского, Малиновского и др. районов. Разведка доложила властям, что Соколовский женится и о дне свадьбы. Соколовский был сыном дьяка, поэтому на его свадьбу прибыли 12 попов, выпивки хватало и банда перепилась. В это время в городе Житомире в помещении ДК здание напротив старого театра было занято под Щорсовской школой красных командиров. Для уничтожения банды Соколовского была поднята по тревоге эта школа и она разгромила банду. Соколовского убили, но его тело сподвижники вывезли на лафете пушки и похоронили в с. Селец. Сын Соколовского в последствии работал ездовым в колхозе. Председатель колхоза был (в 1954) Кузьма Харченко, отставной подполковник с зычным командным голосом, закручивал усы, отдавал команды: " Горбулевцы-Соколовцы, кто из вас будет навоз возить?"
К местечку Червонное примыкало село Малые Мошковцы, но самое бандитское село было Большие Мошковцы. Там парубки носили большие чубы, торчащие из под шапки и синие брюки-галифе и с босыми ногами. В этом селе сын договорился с матерью и они убили отца. Суд еще до революции дал ему каторгу 15 или 20 лет. На ссылке этот человек познакомился с революционерами, нахватался их идей. Революция дала ссыльным свободу. Он вернулся в село, собрал крестьян в школу и обратился к ним со словами: "У меня есть предложение, чтоб меня, Ивана Дудку, избрали президентом села. Хто за?" Тогда Иван Дудка выстрелил из двух револьверов поверх голов, и крестьяне от неожиданности и страха попадали на пол. Тогда он сказал "Единогласно" и сформировал правительство.
Чтобы понять то время, приведу пример. В м. Червонное зашли петлюровцы, а это значит - погромы и грабежи. В это время мать Иды - Удл должна была родить маленького брата Иды - Лузю (он сейчас живет в Волгограде). Евреи спрятались у крестьян, кто уехал из местечка, а Удл - дома. Что делает Залман (муж Удл)? Он поставил 2 ведра водки и закуску местным бандитам во главе с Мыколой слепым (один глаз ему выбили) и те пьют и едят в комнате, что примыкает к спальне, где рожает Удл. Петлюровцы не стали связываться с местными бандитами и обошли дом стороной. Это я описываю чтобы понять какое было время.

genealogy, memoirs

Previous post Next post
Up