![](http://l-pics.livejournal.com/drugoi/pic/00a49k26.jpg)
Купцы против князей
Быстро развивающийся капитализм в Российкой империи в конце 19-го начале 20-го века вызвал сильнейшее социальное напряжение, что в многонациональных регионах нередко проецировалось на межнациональные взаимоотношения, т.к. разные этносы по-разному были подготовлены к распаду крепостного строя и к началу капитализма. В Белорусии это могло быть трениями межу евреями и славянами, в Эстонии это могло быть напряженостью между немцами и эстонцами, а в Грузии это могло принять форму трений между армянами и грузинами. Армяне по ряду причин оказались более готовыми принять новые порядки капитализма, чем грузины, еще крепко связанные с крепостным строем.
![](http://s02.flagcounter.com/count/FDD/bg=FFFFFF/txt=000000/border=cccccc/columns=1/maxflags=4/viewers=Readers/labels=1/)
![](http://www.circle.am/service/?sid=1282&bid=72)
Зашкаливание армяно-грузинской неприязни в указанные десятилетия имела под собой в первую очередь социальные причины. Но, независимо от причин, в Грузии часто однобоко воспринимают рост влияния армянской буржуазии в Тифлисе как межноациональное противоборство. Постараемся на минуту взглянуть на это не с “тифилсо-центичной” позиций, а в более общем контексте.
Цена дворца Манташева...
Начиная с отмены крепотного права по 1917г. в армянском населении региона проистекали две демографические процессы:
Процесс 1. Развитие капитализма привлекало из провинции в экономические центры массы населения. На Кавказе такими центрами были Баку, Тифлис, частично Владикавказ, севернее Ростов и т.д… В Армении не было но одного такого центра, что приводило к оттоку армянской молодежи из Армении. Ереван остравался большым селом, обширные армянские территории, находяшиеся во владении мусльманских беков еще со времен Персидской империи, продолжали терять свое армянское население, которое шло в сторону Баку, Тифлиса, Ростова и т.д…
Процесс 2. Одновременно, по ходу распада Османкой империи, там продолжались гонения на Христиан - армян, греков, ассирийцев, которые были вынуждены массово покидать свою Родину в поисках убежища в Западной Европе и России. Эрзрум, Ван, Муш продолжали оголятся от своего армянского наеления, которое бежало в Баку, Тифлис и другие промышленные центры Кавказа, России, Европы (не надо путать этот процесс с переселением армянского крстьянства из Персидской и Османской империй в Кавказскую Армению, что происходило несколькими десятилетиями ранее, и отнюдь не в промышленные центры).
Это были процессами губительными для Армении и армянской нации. Мне мяго говоря наплевать на какой-нибудь дворец, построенный удачливым армянским предпринимателем в Баку, Тифлисе или Ростове. Ведь вместе с этим предпринимателем Родину покинули еще 50 его родственнков, 500 его односельчан и 50.000 его земляков. Где сейчас их отчие дома, и кто в них живет теперь? Стоил ли тот дворец этого, не говоря уже о том, что вероятнее всего он был через пару десятилетий экспроприирован советской властью и стал каким-нибудь “Дворцом Пионеров”?
Хотели бы, например грузины, чтобы половина населения Имеретии бежало в Молдавию, а Кахетии - в Астрахань… и там растворилась… но при этом несколько предпринимателей-грузин стали бы очень богатыми и построии дворцы в Кишиневе и Астрахани (ну, будущие Дворцы Пионеров или Дома Политпросвета)? При этом местные кишиневцы (астраханцы) говорили, что: “во-как понаехали имеретинцы” (кахетинцы)! Надеюсь этот пример поможет осмыслить, переоценить определенные подходы к армянам в Тифлисе.
Как ни странно, Илья Чавчавадзе, создавший в свое время Земельный банк для финансовой защиты поместий грузинских князей от (армянской, еврейской, русской и т.д.) буржиазии, действовал не во вред собственно Армении, ибо без этого может еще 20 или 40 тысяч армян переселились бы в Тифлис…
“Обстрел территории” по инерции
И еще один штрих для полного понимания всей картины. Каким бы ни был, например, русский национализм в отношении кавказцев или среднеазиатов, он несколько иначе предрасположен к евреям. В том числе и по той причине, что пик противостояния с евреями в Российской империи совпал с периодом расцвета русской классической литературы, и мотивы этого противостояния зафиксированы в многочисленных персонажах русской литературы. Точно так же и в классической грузинской литературе масса хрестоматийных примеров о том как армянский хитрый купец Саркисов пользуется честностью грузинского князя Гиви, обкрадывает его. И все это проходят со школьной скамьи…
Культивирование истории Тифлиса как армяно-грузинского противоборства в наши дни тоже наводит многих в Грузии на определенный “боевой” лад, и заставляет их реагировать непомерно жестко на любые пусть самые малые запросы армян в этом городе.
Это, и другие, более давние исторические трения, в глазах многих грузин превращают потери Армянства в Тифлисе в победы и достижения Грузии. А победа всегда желанный плод. Победы никогда не бывает слишком много…
Должен ли этот процесс продолжится до полного стирания всякого следа Армянства в этом городе, или он может на каком-то шаге остановится? Ответа я не знаю, но хочется надеятся на второе, особенно сравнивая с подобными аналогиями, например евреев в России...
Может все-же подведем итог?
Мне кажется должна быть проведена историческая черта под проблематикой армянского бытия в Тифлисе. Это черта должна быть понятна и одобрена и грузинам, и армянам. Смогут ли грузины принять, что армяне в этом городе уже мягко говоря не соперник грузинам, и что закрытие очередной армянской школы в Тбилиси в наши дни уже мало что добавляет к доминированию грузин в этом городе, хотя обедяет Тбилиси как региональный межнациональный культурный центр? Или может полное уничтожение армянского культурного присуствия в Тбилиси все-же предпочтительнее как очередная “победа”? Если так, то материала для этой “победы” осталось две ложки с половиной…
В любом случае, надо целится на будущее. А объемные статьи “доказывающе”, что “эта часовня не может быть возвращеня армянам, т.к. она может быть в свое время построена на грузинаком фундаменте” культивируют атмосферу времен Чавчавадзе. Мне всегда хочется возразить автору: “Милейщий, зачем повторяете труд Чавчавадзе и мучаетесь над объемным текстом? Сейчас ведь ваша власть в Тбилиси. Городской совет может просто решение принять в вашу пользу и все. Наместнику государя-иператора предъявлять доказательства не нужно ведь!”. И если призадуматся - имено продолжение традиции таких объемных разгромных статей в грузинской прессе (а-ля “Вопиющие камни” Чавчавадзе) какраз подтвержает сказанное о действиях исходя из “как будто на дворе 19-ый век”.
Каким должно быть Армянство Тифлиса в 21-ом веке? Может подведем итог и перешагнем в этот век?
Р. Тер Минасян