Часть первая Часть вторая Помимо явно идеологически направленной продукции, мануфактура также выпускала ряд других изделий, которые менее прямо демонстрировали милитаристский дух своего времени. В ассортимент входили декоративные фигурки, больше имеющие развлекательную, чем идеологическую природу: танцоры, обнаженные тела, национальные типажи и тому подобное.
Наиболее заметными в этом ряду стали крестьянские фигурки, восходящие к традиционным «пейзан» в фарфоровом искусстве. Все они изображены в национальных костюмах, которые в данном контексте имеют символический смысл, олицетворяя германскую нацию, ее связь с родной землей и традициями. В этой серии работ, созданной по моделям Р. Фёрстера, стали известны такие типажи, как бюкебургская пара, верхнебаварская, шварцвальдская, гессенская и фризская. Возможно, серия продолжалась, но информация о других моделях отсутствует.
Примечательно, что на мануфактуре в Аллахе крестьянские фигурки изготавливались не только в раскрашенном варианте, как это было общепринято для традиционных изделий, в которых разнообразие цветовых деталей одежды играло важную роль. Чаще всего их создавали в нераскрашенном виде из белого глазурованного фарфора. Таким образом, несмотря на популярность цветных фигурок, в каталогах предлагали именно белые, акцентируя внимание не на их развлекательном аспекте, а на воплощении абстрактной идеи, для которой более уместны были простота материала и лаконичность декора. Отсутствие развлекательных фольклорных мотивов делает эти фигуры похожими на политические, так как их внешний вид также серьезен и величественен, а позы излучают торжественность. Жесткий геометризированный квадратный цоколь усиливает это восприятие. Крестьянин из Аллаха становится не образом идеального крестьянина, а символическим воплощением национальных черт и корней.
Среди декоративных фигур можно найти и обнаженные изображения, как вполне непритязательные развлекательные аллегории, так и более серьезные композиции с античными аллюзиями. К примеру, к аллегорической серии «Времена года», исполненной по моделам Ф. Наги, относятся четыре изящные фигурки, каждая из которых представляет символику соответствующего сезона: весна с флейтой и птичкой на цоколе, лето с соломенной шляпой, серпом и колосьями, осень с убитым зайчиком и дубиной, зима с костром. Известно, что «Времена года» производились только в 1937 году и только в белом варианте. Это единственный случай отзыва всей серии фигур с производства. Возможно, причиной тому стали плохие продажи, однако тогда следует учитывать, что еще несколько фигур тоже должны были быть исключены. Скорее всего, это объясняется незначительной связью с идеями национального искусства того периода. Сегодня эти фигурки стали редкостью на антикварном рынке.
Среди продукций выделяются купальщицы, выполненные Р. Фёрстером. Одна из них изображает девушку, выходящую из воды, которая, придерживая полотенце сзади, будто нарочно демонстрирует зрителю свое обнаженное тело. Это изображение восходит к образам античных Венер, что было одним из самых популярных мотивов в искусстве Третьего рейха. Известно, что модели для фарфоровых изделий создавал один из самых успешных официальных художников нацистской Германии Ф. Климш. На Большой выставке германского искусства в 1939 году он представил обнаженную женскую фигуру, созданную по указанию фюрера в стилистике греческих образцов. Для фарфоровой мануфактуры в Розентале он выполнил модели сидящей на корточках и лежащей обнаженной, а также фигуру Наяды.
Другая фарфоровая «Венера» из ассортимента Аллаха изображена так, будто ее застали врасплох: она одной рукой прикрывает грудь, а другой подтягивает вверх покрывало. В этом образе прослеживается знакомая античная иконография «Венеры стыдливой». Однако для этой фигуры можно также найти более близкие по времени прототипы, такие как «Купальщицы» Э. Фальконе, одна из которых, очевидно, оснастила аллахскую фигуру характерным жестом правой руки.
"Материнство"
К декоративным изделиям мануфактуры можно отнести и несколько вариантов фигурной группы «Мать и дитя», выполненных по моделям К. Дибича. Популярность темы материнства в нацистском государстве объяснялась официальной демографической политикой, основой которой было убеждение, что германская нация сможет установить мировое господство только приумножив «хорошую кровь» своего народа.
«Мать и дитя»
В фарфоровой пластике Аллаха эта тема представлена разнообразно: от подражания классическим статуям, таким как Афина (в строгих статичных фигурах матери с детьми), до несложных сценок, где мать играет с ребенком (в духе жанровой скульптуры XIX века). В первых, более официальных, почти геральдических композициях доминирует тема детства и материнской гордости, что воспринимается как часть национального наследия (по аналогии с «Римлянином с портретными бюстами предков»), в то время как во втором случае это более интимные изображения, полные лиричности, объединяющие мать и ребенка.
В структуре нового германского общества Афина - греческая богиня войны и мудрости - воспринимается как символ искусства и науки, олицетворяющий германо-арийскую культуру и её связь с греческой цивилизацией. Именно поэтому фигурку «Афины Паллады» никогда не раскрашивали, стремясь сделать её белоснежной, что еще больше ассоциировало её с древнегреческой мраморной пластикой. Известно, что изображение богини также украшало медальон германского ордена за заслуги в искусстве и науке, а также входило в оформление Дома немецкого искусства.
«Амазонка», «Афина Паллада»
Другой значительной античной героиней в ассортименте продукции мануфактуры была «Амазонка». Обнаженная женщина с оружием также символизирует настройки воинственной нации. Интересно, что фигурки амазонок встречались практически в каждой фарфоровой мануфактуре того времени. Аллах производил их, как и многие другие изделия, исключительно в качестве подарков, не выставляя на свободную продажу.
танцовщик
Истинные корни могучей нации должны были отражаться также в так называемых мавританских (или моррискенских) танцовщиках (от англ. «морист», фр. «мореск», исп. и нем. «мориск» - популярный в Средневековье танец в восточном стиле). Эти фигурки представляли собой уменьшенные копии позднеготических статуй немецкого скульптора Эразма Грассера, созданных около 1480 года для украшения танцевального зала мюнхенской ратуши (предположения о первоначальном местонахождении фигур, ныне хранящихся в городском музее Мюнхена, выдвинуты в 1902 году).
Шутники или Обманщики
Из 16 статуй до наших дней сохранилось всего 10. Р. Фёрстер в фарфоре повторил лишь 6 моделей, но в производстве было запущено только 5 из них. Они призваны были олицетворять местные национальные традиции великой германской культуры, уходящей корнями в средние века, в противовес античным образам.
Шутники или Обманщики
Все фигурки, созданные с 1939 по 1943 год, предназначались исключительно для высокопоставленных лиц, как подарки от города, и никогда не были доступны для продажи. Однако они пользовались такой популярностью, что мануфактура решила запустить новую серию танцовщиков, которые получили название «Шутники или Обманщики», в подражание готическому искусству и олицетворяющие фольклорные карнавально-ярмарочные образы средневековья. Самым известным из них оставался Тиль Уленшпигель, герой немецкого фольклора.
«Куриный вор»
Именно в таком духе выполнена еще одна статуэтка - «Куриный вор». Это не самостоятельное произведение мастеров мануфактуры, а реплика крупной статуи фонтана на площади птичьего рынка в Аахене, автором которой стал Г.И. Пагель (1911-1913). Эта веселая фигурка изображает плутоватого персонажа, укравшего двух петухов, один из которых проявляет себя и кричит, выдав вора. Создание реплик существующих художественных произведений, возможно, объясняется нехваткой художников и трудным экономическим состоянием предприятия в условиях войны.
Шутники или Обманщики
К числу фигур, обладающих идеологическим значением, следует отнести и «Знаки городов» Берлина и Мюнхена. Два крупнейших города нацистского государства: первый является столицей, а второй - сердцем нацистского движения, символизирующим связь германской нордичности с южной античностью. Символами стал «Берлинский медведь» и «Маленький мюнхенец».
«Маленький мюнхенец»
Нет документальных свидетельств о том, для чего и как использовались эти фигурки. Поскольку они были выпущены в большом количестве, можно предположить, что это было сувенирное изделие, также задуманное в контексте культурной политики по формированию вкуса общества. Возможно, такие фигурки использовались как призы в различных соревнованиях, что подтверждает надпись на цоколе одной из них. Выполненная по модели Т. Кэрнера фигурка мюнхенца в средневековом монашеском хитоне с капюшоном, заимствованным с городского герба, стала одним из самых популярных изделий мануфактуры - только в 1938 году их было произведено 1802.
Одной из наиболее популярных тем, представленных на мануфактуре, стало изображение животных. Эта тема уже имела свои корни в изящном искусстве фарфора и была особенно развита во время эпохи модерна, что отчасти стало возможным благодаря Копенгагенской фарфоровой мануфактуре. Их работы стали стимулом для дальнейшего развития анималистического жанра в произведениях Нимфенбурга, особенно в начале XX века, где множество фигурок было создано под руководством таких мастеров, как Т.Кэрнер, В. Нойехаузер и В. Цугель, которые впоследствии также присоединились к работе в Аллахе.
Следует отметить, что изображения животных были всенародно популярны в искусстве Третьего рейха. К примеру, в 1937 году в Берлине состоялась выставка анималистического жанра, охватывающая произведения с XIX века до современности, которая вызвала широкий общественный интерес и обсуждение в прессе. На государственном уровне даже были установлены рекомендации о том, как следовало правдоподобно изображать животных. Директор Берлинского зоопарка, комментируя выставку, подчеркивал важность знания анатомии и поведения зверей, чего не хватало авангардным художникам 1920-х годов, особенно представителям немецкого экспрессионизма.
Изображение животных стало символом близости германского народа к природе, что обуславливало требование реалистичности и правдоподобия в их исполнении. Например, очень интересно, что, в отличие от Г. Геринга, Г. Гиммлер, как и А. Гитлер, был против охоты, считая, что она нарушает естественный порядок. После войны он планировал ввести ряд законов о защите природы и животных. Ненатуралистические изображения животных, среди которых были бы неправдоподобные цвета и искаженные пропорции, не получали одобрения на государственном уровне, и был принят закон об охране национальных символов, включая животных.
Тем не менее, соблюдение принципов натурализма не умаляло символической значимости изображаемых животных. В 1935 году Макс Эрнст, один из ведущих немецких анималистов 1930-1940-х годов, опубликовал статью, в которой представил семантическое толкование различных зверей: морская выдра ассоциировалась с вором, медведь - с другом, бобер - со строителем и атлетом, пантера - с мощью и силой, а дог считался другом и помощником человечества. Естественно, не остался забытым и государственный символ - имперский орел.
Фигурки животных от Аллахской мануфактуры стали, возможно, единственным товаром, представлявшим широкую доступность и ставшим поистине любимым народом благодаря своей правдоподобности и узнаваемости. Они использовались для украшения интерьеров - комодов, каминов и буфетов, создавая уют и душевную атмосферу в строго регламентированном пространстве, характерном для истинного германца. Эту группа изделий можно считать аналогом мейсенской пластики и включает как домашних, так и диких экзотических животных.
Среди первых наиболее выделялись собачки различных пород. Это были как овчарки и фокстерьеры, таксы разных типов и даже привлекательные дворняги (модели от Т. Кэрнера, О. Обермайера и Ф. Наги). Такие фигурки быстро находили своих владельцев и оказывались на высоком уровне признания среди партийных функционеров, а Т. Кэрнер заработал репутацию выдающегося анималиста.
Среди домашних животных также встречались фигурки кошек и обитателей ферм - овец, барашков, ягнят и козлят. Возможно, на выбор мотивов повлияли традиции, широко распространенные в Германии, создания фигурок животных для рождественских вертепов. Интересно, что фигура «Прыгающей лошади» занимала титульное место в каталоге мануфактуры за 1938-1939 годы, что подчеркивало ее репрезентативность. Она была выполнена по модели Т. Кэрнера, который ранее создавал подобные фигуры на других мануфактурах.
Что касается диких животных, представленных как «Звери немецкого леса», то среди них встречаются лисицы, олени, косули, зайцы и фауна, характерная для данной части Европы. Эти фигурки, так же как и домашние, были выполнены с соблюдением реалистичных принципов, подчеркнуто натуралистического подхода. Возможно, фигура оленя обладала определенным символическим значением, поскольку этот образ имел важное место в германской мифологии. Заяц, в свою очередь, является популярным героем европейского фольклора и символизирует Пасху. Эта тематика нашла свое отражение и в других фарфоровых мануфактурах, например, на международной выставке, посвященной охоте.
Среди экзотических животных, производившихся на мануфактуре, можно встретить, пожалуй, только слонов, популярность которых в европейских культурах связана в основном с цирковыми представлениями. Эти могучие животные были изображены в укрощенном и дрессированном виде, подчеркивая подчинение человеческой воле.