О РЕЛИГИИ...

Mar 26, 2015 14:27

Слова церковного иерарха в Новосибирске: «… сегодня общество разделилось, и Христос сам говорит: камень, который непригоже зиждущийся … на кого этот камень упадет - раздавит, кто на этот камень наткнется - разобьется. Так он говорил о себе. И что он говорит ученикам в прощальной беседе? «Ненавидимы будете всеми за имя мое». Поэтому, когда мы ищем сочувствия, сострадания или похвалы от этого безбожного общества, то мы не на верном пути, мы отступаем от Христа. Тот, кто с Христом, он не боится выносить насмешки, поругания…»
Возможно, конечно, говорить о том, что театр и храм - разные пространства, и верующим не стоит следить за происходяшим в мирской культуре; подобное слежение осуществлялось далеко не всегда - художника Фуке не предавали анафеме за то, что он изобразил фаворитку Карла Y11 Агнессу Сорель в виде Богоматери, но - впрочем - случалось и по-другому - протопоп Аввакум избивал скоморохов, постановка пьесы Гауптмана «Ганнеле» была запрещена на сценах Российской империи, поскольку по ходу действия бедная девочка Ганнеле представляла школьного учителя в виде Христа. Но в случае с постановкой оперы «Тангейзер» в новосибирском театре речь фактически идет о попытке введения церковной цензуры. Такая цензура существовала в Российской империи, где церковь не была отделена от государства, причем издевательства над мусульманами и иудеями не были запрещены… Не так трудно заметить, что «насмешки и поругания» пока должен выносить именно новосибирский оперный театр…
В речи новосибирского церковного иерарха речь идет о «плохих православных христианах», пока ни иноверцы, ни атеисты не затронуты. Пока?..
Зачем люди придумали богов? Чтобы стать нравственными? Но священные тексты иудеев, христиан и мусульман пестрят примерами нетерпимости, массовых убийств… Вероятно, религии придуманы для объяснения человеческого бытия и к нравственности имеют весьма косвенное отношение. Ненависть к иноверцам и тем более к атеистам - краеугольный камень религиозных учений. Эта ненависть включает в себя не только непримиримое отношение к религиозным убеждениям «другого», но и к его телесным проявлениям - к одежде, способам питания. Три примера - в романе индийского мусульманина Мирзы Русвы «Умрао-джан» индуист и мусульманин не могут воспользоваться одной и той же хуккой - курительнеым прибором; в мемуарах актрисы Александры Куликовой голодным актерам «противно» брать еду, приготовленную еврейкой; в рассказе Шолома Аша «Две матери» еврейка моет рот маленького сына, поскольку он поел в доме соседки польки, католички…
Может быть, во всем мире стоит «загнать джинна в бутылку», вернуть религию в храмы, не путать свободу совести с контролем религиозных учреждений над культурой, пусть религия станет частным делом верующего. Пусть атеисты свободно излагают свои убеждения, пусть издательства не боятся ихдавать и переиздавать труды атеистов, пусть атеизм не третируют в качестве «неправильной веры», не стоит путать собственно религиозную веру с у б е ж д е н и я м и…
Previous post Next post
Up