Начало серии -
1,
2 Мода на "одноцветные" гравюры аидзури-э не прошла мимо творчества ещё одного великого Мастера японской гравюры - Утагава Хиросигэ.
И сегодня в заметке будут преимущественно его пейзажи.
Вид на Фудзи у острова Эносима
В отличие от аналогичных гравюр Хокусая, история появления аидзури-э Утагава Хиросигэ покрыта туманом.
Так, неизвестно, когда и какому именно издателю впервые пришла мысль привлечь художника к созданию гравюр этого "модного" формата.
Некоторые из них сложились в целую серию с различными видами провинции Сагами.
И практически на каждой из гравюр - лодки и корабли всевозможных конструкций:
Берег Шичири в Камакура
Многие читатели наверняка обратили на необычную форму этих гравюр.
Это так называемые утива-э - гравюры, предназначенные для украшения бамбуковых вееров утива, на которые они наклеивались.
Из-за их прикладного характера гравюр утива-э сохранилось довольно мало. Недаром исследователь Эми Ньюленд назвала их "одной из самых неуловимых для изучения и сбора из всех категорий гравюр укиё-э".
Вид порта Урага
И снова остров Эносима
Другая излюбленная тема в аидзури-э Хиросигэ - различные реки, мосты и водопады:
Горячие источники Тоносава в Хаконэ
Большой водопад в Ояма
Водопад Кэгон в Никко
В горах провинции Идзу
Переправа через реку Абэ
А это уже работа ученика героя нашей заметки - Утагава Хиросигэ II. Довольно сложно отличить её от гравюр "старшего" Хиросигэ, не правда ли?
У горячих источников Тоносава
У Хиросигэ II есть целая серия работ, посвящённых видам Восточной столицы (Эдо). Гравюры этой серии издавались как в полном цвете, так и в виде "полу-аидзури" (с преобладающим синим фоном и красным цветом в отдельных деталях).
Храм Кинрюдзан в Асакуса
Работы этой серии можно счесть довольно простыми и безыскусными. Но есть в этой простоте какая-то особая прелесть...
Несравненная Ёсивара
Цветение сакуры в парке Уэно
Храм Дзодзёдзи
Храм Камэйдо Тэндзин
Неспешный ход реки на фоне величественной Фудзи:
Мост Нихонбаси - "нулевой километр" тогдашней и сегодняшней Японии
Дальше у нас снова работы "старшего" Утагава Хиросигэ.
И тоже лодки, лодки, лодки...
Лунная ночь у моста Рёгоку, что в Эдо
Корабли в Таканава
Следом - очень любопытная гравюра, изображающая верёвочную переправу:
А заканчивают сегодняшнюю заметку две чудесные "веерные" гравюры - очень лиричные и немного меланхоличные:
Впрочем, были в творчестве Утагава Хиросигэ аидзури-э и совершенно другого жанра. О них - в следующий раз.
Продолжение следует