"Одним цветом" (3) - гравюры аидзури-э Утагава Хиросигэ

May 16, 2021 21:59

Начало серии - 1, 2

Мода на "одноцветные" гравюры аидзури-э не прошла мимо творчества ещё одного великого Мастера японской гравюры - Утагава Хиросигэ.
И сегодня в заметке будут преимущественно его пейзажи.



Вид на Фудзи у острова Эносима

В отличие от аналогичных гравюр Хокусая, история появления аидзури-э Утагава Хиросигэ покрыта туманом.
Так, неизвестно, когда и какому именно издателю впервые пришла мысль привлечь художника к созданию гравюр этого "модного" формата.

Некоторые из них сложились в целую серию с различными видами провинции Сагами.
И практически на каждой из гравюр - лодки и корабли всевозможных конструкций:



Берег Шичири в Камакура

Многие читатели наверняка обратили на необычную форму этих гравюр.
Это так называемые утива-э - гравюры, предназначенные для украшения бамбуковых вееров утива, на которые они наклеивались.
Из-за их прикладного характера гравюр утива-э сохранилось довольно мало. Недаром исследователь Эми Ньюленд назвала их "одной из самых неуловимых для изучения и сбора из всех категорий гравюр укиё-э".



Вид порта Урага



И снова остров Эносима



Другая излюбленная тема в аидзури-э Хиросигэ - различные реки, мосты и водопады:



Горячие источники Тоносава в Хаконэ




Большой водопад в Ояма



Водопад Кэгон в Никко



В горах провинции Идзу



Переправа через реку Абэ

А это уже работа ученика героя нашей заметки - Утагава Хиросигэ II. Довольно сложно отличить её от гравюр "старшего" Хиросигэ, не правда ли?



У горячих источников Тоносава

У Хиросигэ II есть целая серия работ, посвящённых видам Восточной столицы (Эдо). Гравюры этой серии издавались как в полном цвете, так и в виде "полу-аидзури" (с преобладающим синим фоном и красным цветом в отдельных деталях).



Храм Кинрюдзан в Асакуса

Работы этой серии можно счесть довольно простыми и безыскусными. Но есть в этой простоте какая-то особая прелесть...



Несравненная Ёсивара



Цветение сакуры в парке Уэно



Храм Дзодзёдзи



Храм Камэйдо Тэндзин

Неспешный ход реки на фоне величественной Фудзи:



Мост Нихонбаси - "нулевой километр" тогдашней и сегодняшней Японии

Дальше у нас снова работы "старшего" Утагава Хиросигэ.
И тоже лодки, лодки, лодки...



Лунная ночь у моста Рёгоку, что в Эдо



Корабли в Таканава

Следом - очень любопытная гравюра, изображающая верёвочную переправу:




А заканчивают сегодняшнюю заметку две чудесные "веерные" гравюры - очень лиричные и немного меланхоличные:







Впрочем, были в творчестве Утагава Хиросигэ аидзури-э и совершенно другого жанра. О них - в следующий раз.

Продолжение следует

фукэй-га, Аидзури, Хиросигэ

Previous post Next post
Up