Часть 1: Знакомимся с игрой
Часть 2: Продолжаем знакомиться Часть 3: Как победить Часть 4: Османская империя Часть 5: Испания Часть 6: Англия Часть 7: Франция Часть 8: Священная Римская империя Часть 9: Протестант Прошло уже больше двух лет с тех времен, когда я играл в Virgin Queen полным составом. По ряду причин собрать там много людей, кого партия в такую эпичную, но в то же время довольно сложную игру, не отпугнула бы, до сих пор не удавалось. Но совсем недавно мне представилась возможность организовать встречу, на которой Virgin Queen разыграется без усечения по составу. Так как четверо из шести будущих игроков практически незнакомы с такого рода играми, я решил чуть упростить им задачу по "втягиванию" в игру с помощью цикла постов, в которых мы познакомимся с компонентами, картой, карточками, терминологией и игровыми механиками. Благо, время до запланированной партии еще есть.
Летом 2017 года я закончил проект "
Религиозные войны через призму Virgin Queen", в котором основное внимание было сосредоточено на игровых карточках - "сердце" игры. А сегодня я представляю первый пост из нового цикла, посвященный игровой карте и ее элементам.
ИГРОВАЯ КАРТА
Действия в игре разварачиваются на карте, которая отражает территории мира, важные для европейских правителей в конце XVI века. Основное игровое пространство представляет Европу. Большие и малые города, которые играли важную роль в истории Европы в течение этого периода, представлены на карте Европы в виде квадратных, круглых и восьмиконечных символов, называемых "областями". Сеть линий, называемых "соединительными", связывает эти области. Область, связанная с другой одной из этих линий, - это "прилегающая" область. Некоторые из областей являются портами (круглый символ с якорем внутри). Порты делают возможным доступ к ряду пространств, называемых "морскими зонами" (синие регионы с синими точечными границами).
Слева и внизу карты находится периферийное игровое пространство, называемое "картой мира". На карте мира изображены треугольными символами значительные колониальные портовые города, называемые "поселениями". Хотя между поселениями не существует сухопутных соединительных линий, каждое поселение считается связанным с "океанской зоной", с которой оно граничит. части никогда не могут двигаться непосредственно с карты мира на карту Европы (или наоборот).
Так выглядит игровая карта, "незамутненная" компонентами
Политический и религиозный статус каждой области изменяется по ходу игры, что отражается с помощью маркеров контроля.
Области
Все области на карте Европы выглядят в виде кружочка, квадрата или восьмиконечно звезды и являются либо укрепленными, либо неукрепленными.
Укрепленная область: укрепленная область представляет собой окруженный стенами большой (или малый) город. Чтобы получить политический контроль над укрепленной областью, нужно провести успешную осаду. Для обороны укрепленной области во время осады, в ней могут оставаться до четырех сухопутных юнитов. Укрепленные области также служат зимними квартирами. Существуют два различных типа укрепленных областей:
Ключевая область - это укрепленная область с квадратными очертаниями. Ключевые области - наиболее влиятельные и богатые; контроль над ключевой областью дает державе победные очки и дополнительные карточки. Ключевые области с двойной квадратной границей - столицы. Испания имеет две столицы (Мадрид и Милан). Священная Римская империя начинает игру со столицей в Вене (см. на картинку справа), но та в середине игры переносится в Прагу. Протестанты не имеет фиксированной столицы (но могут создать столицу во Франции и столицу в Нидерландах, предприняв восстание на одной из этих территорий). Остальные три державы имеют по одной столице (Стамбул, Лондон, Париж) каждая.
Крепость - это укрепленная область, представленная на карте восьмиконечной звездой (см. картинку спарва: на ней Братислава (Pressburg) - это крепость). Крепости - это малые города с небольшим экономическим значением, окруженные стенами. Они никогда не дают державе дополнительные победные очки или карточки. Однако мощные оборонительные сооружения крепости вынуждают державу осаждать эту область, чтобы получить политический контроль над ней. Игроки могут в течение игры построить крепость в неукрепленной области (а Испания может строить их в поселениях на карте мира).
Испания в отличие от других держав может строить крепости в своих американских поселениях
Неукрепленная область: круг представляет неукрепленную область. Эти области представляют большие (или малые) города, контроль над которыми можно получить без осады (см. картинку выше: Линц - неукрепленная область). Войска двух держав, которые воюют между собой, должны сражаться в полевом сражении, если они в какой-либо момент одновременно занимают одну и ту же неукрепленную область.
Родная область: области, заполненные серым цветом, являются независимыми и не относятся ни к одной державе, представленной в этой игре. Все остальные области - это родные области для определенной державы. Эта держава называется "родной державой" по отношению к этой области. Например, все области, родные для Испании, - желтого цвета, а области, родные для Османской империи, - зеленого. Второстепенные державы также имеют свои собственные цвета областей.
Политический контроль
Политический контроль над каждой областью отслеживается на всем протяжении игры. По умолчанию каждая область находится под политическим контролем своей родной державы. По мере того, как политический контроль изменяется (в результате войн или дипломатии), в облать помещаются маркер контроля, тем самым отмечая, что политический контроль над областью изменился в пользу неродной державы. Эти маркеры контроля имеют цвет соответствующей державы, а также флаг, использовавшийся этой державой в XVI веке.
Контролируемая область: область, которая контролируется великой или второстепенной державой. Контролируемые области державы включают:
- родные области, не занятые другой державой,
- независимые (серые) области, захваченные державой,
- родные области других держав, захваченные державой,
- родные области союзных второстепенных держав.
Терминология
Дружественный: этот термин относится к любому элементу игры (области, юниту, группировке, соединению), который контролируется активной державой или союзником этой державы.
Вражеский: этот термин относится к любому элементу игры, который контролируется державой, находящейся в состоянии войны с активной державой.
Независимый: этот термин относится к любому элементу игры, который не контролируется великой или второстепенной державой. Независимые элементы игры никогда не считаются своими или вражескими с точки зрения любых правил игры.
Пример: независимые юниты не могут перехватывать двигающиеся войска, поскольку только вражеские соединения могут предпринимать попытки перехвата. Прилегающие независимые юниты не препятствуют получению контроля над незанятыми, неукрепленными областями, действию, ограниченному присутствием прилегающих вражеских юнитов.
На этом фото можно увидеть испанские владения в Италии (обратите внимание, что Милан - вторая испанская столица). Трент, Модена, Флоренция и Сиенна - в рамках игры - независимые области. Рим, Равена и Анкона - папские области, но находящиеся в союзе с Испание, поэтому имеют испанские маркеры контроля (Рим - как ключевой город, имеет квадратный маркер, а Равена и Анкона, являясь крепостью и неукрепленным областями соответсвенно, - шестиугольные маркеры контроля). Также можно увидеть еще одну "минорную" державу - Венецию
Религиозное влияние
Превалирующее христианское вероиспеведание (католицизм или протестантизм) может мениться в течение игры во многих областях на карте Европы.
Территории религиозной борьбы: фон игровой карты окрашен таким образом, чтобы изобразить четыре региона, где может измениться в течение игры религиозное влияние: Франция - синий фон, Нидерланды - оранжевый, Англия - красный, Шотландия - голубой. Области, окруженные этим цветом, считаются находящимися внутри этих регионов.
Католическая область: католические области отображаются либо отсутствием маркера контроля в целиком закрашенной области, либо маркером контроля целиком закрашенной стороной вверх. (Целиком закрашенные области за пределами четырех территорий религиозной борьбы являются католическими с точки зрения попыток обращения в прилегающих областях.)
Протестантская область: протестантские области представляют большие города, где превалируют новые реформированные верования. Протестантские области отображаются либо отсутствием маркера контроля в области с цветной границей и белым центром, либо маркером контроля с цветной границей и белым центром. (Области с цветной границей и белым центром за пределами четырех территорий религиозной борьбы являются протестантскими с точки зрения попыток обращения в прилегающих областях.)
Брилль (Brielle), Флиссинген (Flushing) и Гент (Ghent) находятся под испанским политическим контролем, но первые два города являются католическими, а последний - протестанстким.
Маркеры контроля
Маркеры контроля используются для того, чтобы отметить политический контроль над областью и религиозное влияние в ней. Флаг и цвет границы маркера показывают политический контроль над областью. Внутренний цвет маркера показывает религиозное влияние. Одна сторона маркера контроля закрашена целиком, что представляет религиозное влияние католицизма, а обратная сторона маркера контроля имеет цветную границу с белым центром, что представляет религиозное влияние протестантизма. Маркеры контроля бывают двух форм: квадратный маркер - для ключевых областей и шестиугольный маркер - для всех остальных областей.
Квадратные маркеры
Квадратные маркеры контроля используются, чтобы отображать статус ключевых областей. Эти маркеры перемещаются между карточками держав (об этом - в слудующем посте) и картой, когда ключевая область захватывается или теряется.
Шестиугольные маркеры
Шестиугольные маркеры используются, чтобы отображать статус крепостей и неукрепленных областей. Эти маркеры находятся вне игры до тех пор, пока не требуется отразить изменения политический или религиозный статус области.
Элементы карты Европы
Разделенные родные области
19 областей на карте Европы окрашены в два цвета родных областей: одним сверху, а другим снизу. Эти области служат в качестве родных двум различным державам. Область первоначально находится под контролем державы, показанной снизу области (и эта держава контролирует область, если маркер контроля отсутствует). Таким образом, 7 разделенных родных областей, оранжевых сверху и желтых снизу, первоначально контролируются Испанией, но могут служить в качестве голландской родной области, если игрок-Протестант позже получит политический контроль над этой локацией. 12 разделенных родных областей, белых сверху и синих снизу, первоначально контролируются Францией, но могут служить также в качестве гугенотской родной области.
Горный проход
Соединительная линия, изображенная пунктиром, - это горный проход. Существуют 4 горных прохода через Пиренеи между Испанией и Францией, 6 горных проходов в Альпах около северной Италии и 7 горных проходов на Балканах. Соединения сухопутных частей, двигающиеся через горный проход, тратят 2 Командных Очка (КО) вместо обычной стоимости в 1 КО за движение по обыкновенной соединительной линии. (На картинке справа пунктирной линией отображены горные проходы через Перенеи: между Турином и Женевой, между Турином и Греноблем и между Гунуей и Ниццей).
Горные проходы:
- блокируют весеннее развертывание сухопутных юнитов,
- препятствуют перехвату вражеским соединением, которое находится в области, прилегающей через горный проход, и
- подавляют способность сухопутных частей контролировать прилегающие области и удалять в них беспорядки.
Юниты могут отступать или уклоняться от сражения через горный проход.
Внутренние водные пути
Две соединительные линии на карте Европы не являются ни обыкновенными соединительными линиями, ни горными проходами. Это соединительные линии "внутреннего водного пути" между Брилем (Brielle) и Роттердамом (Rotterdam) и между Флиссингеном (Flushing) и Антверпеном (Antwerp), каждая изображена волнистой синей линией. Только держава, которая контролирует обыкновенный порт на этих соединительных линиях (Флиссинген или Бриль), может использовать этот путь для движения, перехвата, уклонения от сражения, линии коммуникаций или определения ближайшей области. Однако всегда предполагается, что эти области связаны с точки зрения попыток обращения.
Морские зоны
Карта Европы содержит 13 морских зон, разделенных на две группы. 8 морских зон - это средиземноморские зоны.
Галеоны менее эффективны при перехватах или уклонениях от сражения в средиземноморских зонах.
Франция может построить как галеры, так и галлеоны, - как в Атлантике, так и с Средиземноморье, но каждый из видов будет более эффективным в "своей стихии"
Остальные 5 морских зон - это атлантические морские зоны. Галеры и корсары менее эффективны при сражениях в атлантических морских зонах; галеоны должны быть созданы в порту, граничащем с атлантической морской зоной.
Границы между морскими зонами отображаются линией из синих точек. Только морские командиры и морские юниты могут занимать морские зоны; сухопутные юниты всегда должны заканчивать каждое действие в области.
Порт
Большинство областей (но не все) рядом с морским побережьем действуют как порты, которые обеспечивают доступ в одну или более морскую зону. Порты в одной зоне имеют один символ якоря. Порты в двух зонах имеют два якоря рядом с ними, по одному якорю в каждой из двух морских зон, в которые имеется доступ из этой области.
Следующие морские зоны не соединяются:
- Ионическое море/Тирренское море (порт в двух зонах: Мессина (Messina))
- Варварийское побережье/Атлантический океан (порт в двух зонах: Гибралтар (Gibraltar))
Однако если порт в двух зонах между этими зонами (Мессина или Гибралтар) находится под контролем вашей державы, морские части могут двигаться в этот порт из одной зоны в течение одной акции морского движения, а затем обратно в любую из зон в течение последующей акции морского движения.
Элементы карты мира
Океанские зоны: 10 зон самого темного оттенка синего цвета на карте являются главной особенностью карты мира и называются "океанскими зонами". Водное пространство вокруг двух Америк разделено на восемь океанских зон; остальные две находятся на другом краю карты и представляют Индийский океан (Indian Ocean) и южную часть Тихого (South Pacific). Экспедиции, возглавляемые морскими капитанами (доступными державам Османам, Англии, Франции, Империи и Протестантам), и испанские патрули - единственные юниты, которые могут в какой-либо момент занимать океанские зоны.
Пассаты: границы между океанскими зонами отображаются линией из белых точек. Пять из этих границ перечеркнуты светло-синей стрелкой, указывающей направление, в котором дуют пассаты в этой части океанов. Экспедиции, путешествующие в направлении, противоположном указанному стрелкой, должны выдержать бросок по "Таблице мореплавания", чтобы выполнить это движение.
Опасные рейсы: некоторые пары океанских зон связаны путешествием через очень рискованные для мореплавателей XVI века мировые пространства (и некоторое количество таких соединительных линий находится между пространствами, которые не прилегают друг к другу физически на карте). Экспедиции могут двигаться через такие опасные рейсы, но они должны выдержать бросок на мореплавание, невзирая на направление путешествия.
© GMT Games, © Андрей Шлепов, © january31