Я много раз проверяла, что бывает с шестилетками, если поручить им делать два дела одновременно,
например, идти - и при этом считать шаги.
Очень скоро счёт и шаги перестают синхронизироваться,
и ребёнок, пройдя 6 шагов, успевает досчитать до десяти,
или наоборот, пройдя 15 шагов, досчитать успевает только до восьми.
В выходные на игротеке играли в бабочек -
Djeco / Little Observation Gameнадо бросить два кубика с оттенками и поймать ту бабочку, которая содержит оба цвета.
Это очень сложно!
Один признак дети удерживают в голове, второй - теряют.
Аналогичная проблема часто возникает при игре в "съедобное-несъедобное".
Ловить мяч - сама по себе сложная задача,
где уж там слушать, что за слова при этом сказаны!
А между тем, в школе сплошь и рядом нужно одновременно открывать учебник и слушать учителя,
или решать задачу и посматривать на доску.
Сегодня играли с детьми в кошки-мышки.
Catch Me! Tin Game by HabaВот такая компактная, удобная, в коробочке игра.
Альбом:
dosk4_12 Идея та же:
водящий бросает цветной кубик,
все смотрят на верхнюю грань, и убегает та мышка, чей цвет выпал.
А водящий хочет её поймать крышечкой-кошкой.
Вы думаете, это очень легко?
Как бы не так!
Некоторые дети специально предупреждают, мол, их мышку не ловить, и всё равно боятся этой игры.
Всего-то и надо - соотносить цвет, выпавший на кубике, с цветом своей мышки.
Но дети отвлекаются, зевают, забывают убежать.
И совсем не потому, что им скучно,
им весело - но сложно.
Другая сложная задача:
идти по нарисованной черте,
и при этом считать шаги.
(У нас в зале черта не нарисована, а наклеена из малярного скотча)
надо не просто дойти, но и запомнить именно своё число, а не соседское,
а ведь все остальные тоже идут,
бубнят себе под нос...
Но интереснее всего оказалось прыгать через эту черту вперёд и назад.
Прыгаем вперёд - говорим 1.
прыгаем назад - 2,
вперёд - 3
назад - 4.
и так далее.
Некоторые дети в обычных условиях вполне бойко считают до ста.
И мы с ними время от времени считаем двойками,
или хлопаем по коленкам, одно число произнося тихо, следующее - громко.
И пополам разные штуки мы с ними делили.
Так вот, предлагаю прыгнуть 5 раз - и угадать, на какой стороне от черты ты окажешься.
Ни один угадать не может,
водят пальцем туда-сюда, бормочут,
потом прыгают - и проверяют!
Такой классический пример действия, освоенного отчасти, в знакомом контексте.
Ели бы я попросила посчитать двойками, они бы почти все справились.
Но они не видят, что с прыжками - та же задача!