Что значит "ребёнок умеет считать"?

Apr 13, 2011 22:50

Если он может уверенно назвать числа по порядку от 1 до 100 - это счёт?
В какой-то мере, конечно, да.
Но зачастую этот навык относится скорее к области памяти и языкового развития, а не к математике.
Все дети, осваивая новый навык, в том числе и такой навык, как счёт, проходят несколько ступеней. Сперва они просто понимают, что слова "один, два, семь, сто" могут прозвучать в ответ на вопрос "Сколько?"
Потом - запоминают последовательность слов, которые мы называем числами.
Однако умение произнести скороговорку "раз-два-три-...семнадцать, восемнадцать" - это ещё не счёт!
Мне доводилось встречать детей 9-10 лет, у которых понятие числа так и не сформировалось.

В садах, где я работала, некоторые воспитатели меня пытались убедить, что я предлагаю детям слишком простые игры.
-Мы с ними это в 2-3 года делали!
Да, начали они этому учиться в 2-3 года, и дети действительно хорошо умеют находить знакомую карточку с 3 утками, и узнают в лицо написанную на доске цифру 3.
Карточка с 4 машинками им тоже знакома, они давно выучили, что машинок там 4.
Однако если дать им новые карточки, незнакомые, то детям будет уже не так легко.

У меня есть набор карточек с точками от 1 до 5, причём точки эти расположены на карточках хаотично, и 4 точки могут стоять не только в линейку или квадратом, но и буквой Т или буквой Г.

И вот я говорю детям: "Смотрите, у меня есть ящики с яблоками. Точки у нас сегодня будут яблоки, договорились? В этот магазин с вывеской "4" надо отвезти все ящики, в которых ровно 4 яблока. А сюда - где 3 яблока. А вон туда - где 5 яблок. Поехали!"
Задача понятна, дети быстро включаются в работу.
Кто-то выискивает только пятёрки, кому-то проще носить ящики по 3 яблока - это дети решают сами. Карточек у меня полно!
Наконец все яблоки приехали по местам. Я благодарю детей, и предлагаю им привезти теперь яблоки в магазины "6", "7" и "8". Дети идут пересчитывать точки - и вскоре сообщают, что таких ящиков нет.
-Ой, точно! Тогда в эти магазины можно привозить по 2 ящика вместе, чтоб в двух вместе было 8!

Что делает в такой ситуации взрослый? Он вспоминает, как можно составить 8, скажем, из 3 и 5 или 4 и 4, потом идёт и берёт нужные карточки.

Что делают дети? Они берут карточку с 5 точками из магазина с надписью "5", и ЗАНОВО пересчитывают точки на ней. Потом, шевеля пальцами, морща лоб, шевеля губами они вычисляют, что им нужно взять 3. Находят - и тоже пересчитывают заново. Потом, чтоб убедиться, пересчитывают все точки вместе. Они не пользуются тем знанием, что на первой карточке 5 точек - они каждый раз начинают с 1.

А вот другая игра: нам с тобой вдвоём надо поставить на стол 5 пальцев. Я поставила 3 - сколько надо добавить тебе?
И вот дети, которые так бойко складывали карточки с машинками, и громко отвечали "стишок" про "два плюс три будет пять", эти самые дети снова начинают что-то шептать и морщить лоб! Им сложно!
Ага, ты легко справляешься - тогда давай усложним задачу. Нам надо вместе набрать на пальцах 10! Я показываю 5, и ты 5. Я показываю 9, а ты? Я показываю 3 на одной руке и 1 на другой руке. Сколько тебе надо добавить?

Если у человека сформировано понятие числа, то ему числа ускоряют работу и облегчают жизнь.
А если он просто знает, что 3 палочки нужно отнести к цифре 3, это уже счёт, но ещё не в полной мере. Зачастую при реальных операциях с предметами ребёнку нужно пересчитывать, начиная с одного каждый раз, и знание цифр ему не помогает.
Он знает, что на руке 5 пальцев. А когда мы показываем 5 пальцев и ещё один - начинает считать не с 5, а с 1 - вам такое доводилось видеть?

Значит, понятие числа ещё не до конца сформировано.
Это процесс длительный, а не мгновенный!
Количество можно щупать, можно выстукивать ритм, можно сравнивать предметы по весу - это тоже математика!
И ещё на ту же тему
http://janemouse.ru/?page_id=257

игры, психология, математика

Previous post Next post
Up