про словесные игры

Nov 07, 2008 15:05

я давно-давно обещала рассказать про те словесные игры, в которые мы играем с детьми.
с самыми маленькими мы играли в придумывание слов на заданную букву или на нужный слог, (Скажем, на ВО начинаются во-лна, во-лк, во-рона, во-робей, во-рота, во-ланчик, во-да)
потом группировали, и подбирали общее слово, (сова, воробей, ворона, голубь - птицы)
или искали лишнее слово среди 4-5 слов (яблоко, груша, свёкла, банан, персик - лишний овощ среди фруктов)
в такие игры мы играли на ходу, в 2-3 года, и моим детям это очень нравилось.
потом мои дети научились играть в Контакт (Галка играла весьма активно с трёх лет, я точно помню).
сейчас мы тоже иногда играем в поездках в Контакт - особенно, если едем долго на машине или в автобусе.
а еще мои дети сейчас полюбили отгадывать Ситуации - да-нетки.
но самые любимые мои игры - это Элиас, Шляпа и Табу.
Для шляпы реквизит изготавливают сами играющие, остальные продаются (но стоят ужасно дорого).

для начала - игра КОНТАКТ
"Контакт"
Устная словесная игра
число игроков от 3 до 15 человек
возраст игроков от 6 лет
время на партию от 20 минут
время на объяснение правил 2-3 минуты
реквизит не нужен
Можно играть по пути.

Правила игры.
Играет несколько человек. Ведущий загадывает слово и сообщает остальным первую букву этого слова. Все остальные игроки пытаются отгадать это слово, задавая ведущему вопросы. При этом они называют определения каких-либо слов, начинающихся с этой буквы. Определения должны быть понятны еще хотя бы одному игроку. Ведущий должен быстро понять, что загадали игроки - или придумать свой вариант слова на эту букву, подходящего под высказанное определение. Если кто-то из игроков говорит определение, то остальные должны постараться понять, что он имеет в виду, и, если у них есть вариант ответа, сказать "Контакт!" После этого ведущий должен за минуту придумать свой вариант ответа - иначе он говорит :"Сдаюсь!" Тогда те, у кого был "контакт", говорят вслух свои варианты. Если хотя бы один из этих вариантов совпадает с тем, что имел в виду автор определения, то ведущий должен сказать следующую букву своего слова. После этого все придумывают определения слов, начинающихся с этих двух букв - и так далее, пока не будет отгадано все слово. Тот, кто первым назовет загаданное слово, становится ведущим и загадывает следующее слово.
ПРИМЕР: Загадано слово "свирель". Ведущий сообщает первую букву - "С".
-А это не такое домашнее животное? - спрашивает А.
-Контакт! - говорит игрок Б.
-Нет, это не свинья! - отвечает ведущий.
-А это не то, что дают сосать маленьким детям? - спрашивает игрок Б.
-Контакт! - говорят игроки А и Г. Это значит, они поняли объяснение игрока Б, и могут назвать ответ вслух после счета 10.
-Нет, это не соска! - говорит ведущий. Он «отбился» - вспомнил нужное слово, подходящее под определение.
-А это не такое дерево? - спрашивает игрок Г.
-Контакт! -говорят игроки А,Б.
-Нет, это не сосна!
-А это такой большой камень? - спрашивает игрок А.
-Контакт - говорит игрок Б.
-Сдаюсь!
-Скала! - Б.
-Скала - чем не камень?! - объясняет свою логику игрок А. Если б его объяснение никто не понял, ему пришлось бы переформулировать свой вопрос. Если есть «Контакт» - значит, определение было дано хорошее.
Если игрок, загадавший слово, не смог угадать, то он выдает следующую букву загаданного слова.
-Ладно, тогда "СВ".
-А это не противоположность тьме?
-Контакт.
-Нет, это не свет.
-А это не тот, кто приходит к невесте?
-Контакт.
Игроки хором считают до 10, потом хором называют свои версии. Если версии не совпали, то водящий может и не говорить следующую букву - контакта не было!
-Сват!
-Ну тогда "СВИ".
-А это не такое толстое и грязное?
-Контакт!
-Нет, это не свинья!
-А это не такое толстое и теплое?
-Контакт.
-Сдаюсь!
-Свитер!
-Ну хорошо, "СВИР".
-Ой, я и слов-то таких не знаю!
-А это не такой музыкальный инструмент?
-Да, это свирель. Задумывай слово!

Следующим водящим становится тот игрок, который придумал последнее удачное определение, и отгадал слово.

сюда же - отгадывание слов, показанных пантомимой, которое у нас почему-то называется "Крокодил"

Крокодил

игра на владение пантомимой
возраст игроков от 6 лет
количество игроков не ограничено, но не меньше 4 человек
реквизит не требуется

Правила игры.
Один игрок говорит на ухо другому слово или фразу, которую тот должен показать.
Задача игрока - показать всю фразу или одно слово жестами, без помощи звуков, и не показывая на предметы, добиваясь от аудитории уточняющих и наводящих вопросов.
В этой игре особенно важно бывает договориться об условных обозначениях.
Можно показывать слово целиком, а можно - по частям, хорошо бы иметь условные обозначения для описания частей речи, для обозначения «почти угадал», для «запомни это слово, и пойдем дальше».
С детьми можно игру упростить, и показывать разных зверей, или виды спорта. Постепенно можно перейти к известным фразам из песен и мультиков. Сложнее всего показывать оторванные от контекста слова типа «аббревиатура», «солидарность» или «весть».
у нас, скажем, однажды, слово "аббревиатура" показано было по частям, как "обрить клавиатуру"

Элиас - игра на объяснение слов - без употребления однокоренных

Игра на объяснение слов
Возраст игроков от 8 лет
количество игроков - 4, 6 или 8
время игры 30-40 минут
время на объяснение правил 5-10 минут
реквизит нужен - клода с карточками, на каждой из которых которых написаны в столбик по 8 слов и словосочетаний. Колоду со словами в принципе можно сделать и самим. В покупной игре более 3200 слов, и то через несколько игр слова запоминаются. Особенность покупной игры в том, что слова к ней переводил автоматический переводчик, и там часто приходится оговаривать, что «по-русски так не говорят». Еще для игры удобно иметь песочные часы на 1 минуту или секундомер. С детьми с 8 лет вполне можно играть, если давать им на объяснение вдвое больше времени, то есть 2 минуты. На отгадывание детям хватает и минуты - если им объясняет кто-то из взрослых.

Правила игры.
Игроки разделяются на пары, и садятся напротив друг друга. Каждая пара выбирает себе фишку и выставляет ее на поле подсчета очков. Изначально все фишки стоят на цифре 1.
Поле подсчета представляет замкнутую ломаную, на которой нанесены отметки 1-2-3-4-5-6-7-8-1-2-3 и тд. Кроме того, на поле 4 или 5 клеток обведены в квадрат - это клетки «грабеж».
Игрок берег стопку карточек, по команде переворачивает песочные часы и открывает первую карточку. После этого он старается за минуту объяснить своему партнеру как можно больше слов, не употребляя однокоренные слова. Объяснять нужно не все слова на карточке, а только слова под вашим номером, (если фишка этой пары стоит на номере 1, то объяснять надо первые слова с каждой из карточек, если фишка на цифре 7, то седьмые, и тд)
Если игрок ошибся и употребил какое-то однокоренные слова, то эта карточка откладывается в стопку «минус». Если игрок не может придумать, как объяснить то или иное слово, он тоже имеет право отложить эту карточку в стопку «минус», и быстро объяснять другие слова с других карточек.
Партнер может пытаться угадать слова, перебирая варианты, задавая вопросы, уточняя, и рассказчик может объяснять дальше, исходя из того, что его партнер уже понял.
Когда минута заканчивается, остальные игроки, до того сидевшие тихо, громко говорят: «Пип!» Если игрок уже закончил объяснение, то он не берет следующую карточку, а передает колоду следующей паре.
Если игрок уже начал объяснение, но его партнер еще не угадал, то после «пип» остальные игроки тоже могут включиться в угадывание. И если угадал игрок из другой пары, то двигают вперед на одно деление фишку того игрока, который угадал.
Когда пара закончила угадывать, производят подсчет карточек - угаданные слова дают +1 очко, из стопки «минус» (неугаданные или объясненные с ошибками) - дают минус -1 очко. Если человек пытался объяснить 5 карточек, из них 3 успешно объяснил, в одном ошибся, и одно у них «отобрали» после «пип», то их фишка двигается на 3-1=2, на 2 деления.
Игра обычно протекает очень весело и оживленно, поскольку игроки, торопясь, часто дают нелепые и удивительные определения.
-Это рыжий зверь, герой русской народной сказки! - объясняет один.
-Тигр? - переспрашивает партнер.
-Это у меня на шее! - говорит он.
-Я, что ли? - обижается жена.

Предположим, играет 6 человек. После того, как объяснили своим партнерам слова игроки А, Б, и В, карточки снова возвращаются к паре А, только теперь А слушет и угадывает, а его партнер - пытается объяснить слова.

Когда фишка какой-либо пары минует клетку «грабеж» или остановится на ней, то следующий ход у этой пары - «грабеж». Эту клетку все игроки в какой-то момент пересекают, раньше или позже, так что проскочить ее нет возможности.
Игра на «грабеж» выглядит иначе. Тут время не лимитировано, а игрок берет из колоды 6 карточек, и объясняет их нетривиально, никуда не торопясь, в расчете на то, что каждый игрок попытается понять, но он-то старается объяснить так, чтоб понял именно его партнер. Такое впечатление, что «пип» уже сказали, и теперь отгадывают все игроки из всех команд, но это бывает нелегко. Стратегия объяснения во время «грабежа» иная, чем в основной части игры. Вот несколько удачных примеров объяснения издалека.
-Это то, что в мою машину заливают, а в мою - нет.
-Бензин!
-Это такая часть ноги, в 5 раз больше, чем копейка.
-Пятка!

Когда играют «грабеж», то после каждого объяснения двигается хоть одна фишка. Если угадала та пара, которая объясняла, то они и двигаются. Если угадали другие, то двигают их фишку - они успешно «ограбили». Если некая пара начинает грабеж, скажем, на цифре 6, и потом они объяснили друг другу первое слово, то их фишка переходит на цифру 7. Грабеж продолжается, но теперь они объясняют не шестое, а седьмое слово с каждой карточки.

Игра заканчивается, когда одна из пар обойдет все игровое поле, или когда сыграли 10 полных кругов, или по времени.

Табу - очень похожая на Элиас покупная игра, но там есть ещё список из 5 слов к каждому понятию, и нельзя употреблять в своём объяснении не только однокоренные, но и эти запрещённые слова.
Там тоже играют парами, тоже даётся минута на объяснение каждого слова, но на карточке кроме самого слова, которое требуется объяснить партнёру, есть ещё напечатанный список из 5 слов, которые при объяснении запрещено употреблять.

а Шляпа - это как комбинация игр в Элиас и Крокодил, но в совсем взрослом варианте - там на объяснение даётся всего 15 секунд!
Зато для Шляпы не нужен никакой реквизит - все игроки сами придумывают по 5 или по 10 слов, складывают все карточки с отдельными словами в шляпу - и начинают играть.
первый кон - как в игре Элиас, объясняем все слова при помощи слов (без однокоренных, разумеется), но только времени в 4 раза меньше на каждую попытку. если слово начали объяснять, но кончилось время, карточка отправляется снова в шляпу, и её может вытянуть другой игрок. если успели объяснить, карточка временно остаётся у того, кто объяснил. кон заканчивается, когда в шляпе не останется слов.
после этого подсчитывают итоги первого кона - какая пара сколько слов набрала.
Второй кон сложнее - слова снова складывают в шляпу, но теперь надо сказать только одно слово-ассоциацию, и остальное объяснять жестами. А времени даётся снова по 15 секунд.
Третий кон ещё сложнее - все слова - объясняем только жестам, как в игре "Крокодил", но очень быстро. облегчает ситуацию то, что все игроки уже слышали все слова во время первого и второго кона.
Очень весело и увлекательно!

игры, словесные игры

Previous post Next post
Up