Здравствуйте! Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Еда. Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее. Фрэнк, команда ЖЖ.
Ну так так и должно быть. Первая задача "Объясняем, показываем на пальцах, на кубиках, рисуем схемы. Кивают" Взрослы объясняет и рисует. Дети кивают. Вторая задача."пока мы объясняли, они кивали, а теперь снова не понимают, с какой стороны подступиться. Пытаются решать подбором. " Опять взрослый объясняет, дети кивают. Третья задача "Тогда мы каждому предлагаем взять счётные палочки. Сколько всего карандашей? Восемь, вот и бери 8 палочек. ура! - заработало!" Ура, наконец-то дети сами _действуют_. Вот и поняли. Не удивительно.
не все могут сами действовать, если есть палки, но нет понимания. Или если задача сформулирована иным образом. И даже когда поняли, бывает, понимают ненадолго, Женя верно про это пишет. Я с сыном сейчас прохожу третий класс по Гейдману, у него периодически случаются задачи "всего было 100 пирожных трех типов: первого и второго типа вместе было 64, второго и третьего типа было 55. Сколько пирожных каждого типа было?". И сын только на четвертую встречу с прекрасным наконец как-то въехал в этот сорт задач. И то я не уверена, что он реально понял, как она решается. Проверю на неделе 4-)
Да, конечно, самостоятельное действие - это только один из шагов к понимамию. Но это обязательный шаг, его нельзя пропускать. Необязательно именно со счетными палочками, но обязательно именно самостоятельное действие ребенка. Пусть поналалу с подсказкой взрослого (Сколько всего карандашей? Восемь, вот и бери 8 палочек) Но ребенок _сам_ берет 8 палочек. Или _сам_ рисует схему, пусть поначалу со словесной подсказкой взрослого, но _сам_ рисует, из своей головы, а не перерисовывает взрослую схему с доски или с листочка взрослого человека.
Как раз с рисованием схемы и был затык у сына. Он ее нарисовал как для задач типа " всего было 100 пирожных трех типов: первого типа в два раза больше, чем второго, а третьего - на одно пирожное больше, чем первого типа", а эта схема ваще не помогает решить задачу. И с палками тоже сложно было. Сама я понимала любые задачи с первого раза и вообще не помню, что испытывала в школе какие-то затруднения с математикой, поэтому мне это удивительно. Но как я понимаю, мой случай явно нерядовой.
А я всегда ненавидела математику за условия, сформулированные не по-русски... "У Саши и Миши было поровну машинок. Потом Саша отдал Мише одну машинку. Теперь у Миши больше машинок - на сколько?" Многие сходу отвечают, что у Миши больше на одну. Отдал ведь одну, так? Нет, не так. У Миши стало на одну больше, а у Саши на одну меньше. Если у них было по 5, то теперь у Саши 4, а у Миши 6, и разница в две машинки."
Вопрос, на сколько больше стало у Миши, чем у него было? Если спрашивают только про это, то на одну. И совершенно логично, что дети понимают именно так. Или вопрос все таки про то, на сколько у Миши стало больше, чему у Саши? Почему вопрос нельзя задать правильно и доступно для ребенка?
Мне кажется, умение понять, о чем же спрашивают, из контекста, очень востребовано в жизни. У нас в родчатике родители иногда пишут, что пример или задача не решаются, что делать. Мои слова, что у детей пока не было долей и дробей и все, что нацело не делится - это явная опечатка в задании и надо просто исправить условия, были встречены с большим удивлением.
Если задача сформулирована так, что ребенок может ее понять двояко, с моей точки зрения, это "косяк" взрослого. Мы же не про 11-классников говорим, которые уже натасканы на "понимание контекста", а про детей, которые только учатся математике. А в задачах как минимум треть (из того, с чем я сталкивалась) можно понимать по-разному. Предполагается, что ребенок изначально обладает такими уникальными свойствами, что можно понять то, что не смог вменяемо выразить взрослый. И если ребенок не может этого сделать, значит он "не понимает контекст и ему надо обязательно этому учиться"...Каждый раз в такой ситуации у меня возникает желание послать математиков на какие-нибудь фантастические курсы, где формулировки будут одновременно обсуждать учителя русского языка и возрастные педагоги... жаль, что это нереально
( ... )
Для меня это повод обсудить несовершенство мира, прикинуть, какие причины могли привести к такой формулировке задачи, почему и в какой цифре при наборе могла ошибиться наша учительница математики и какими методами мы можем это исправить. Да, хотелось бы идеальных обучающих материалов, но их нет. А у Гейдмана, кстати, очень клевые формулировки обычно. И я часто обращаю внимание сына на то, что формулировка в себе может содержать подсказки, хотя кажется, что их нет.
Это второй класс, да? Пытаюсь подобрать какие-то хорошие книги на этот возраст и старше с разными задачами на подумать типа такого. Что-то можете посоветовать?
Второй класс, да. И у нас из всей группы буквально двое сходу поняли именно принцип, почему так. Остальные поняли - как подбирать. И я считаю, это тоже неплохой вариант
Учебник Ивановой ЕЮ? или Учебники Сопруновой и ко? Не знаю, как их доставить к вам, но они отличные
Ооо, это отдельная тема. Мы пробовали давать игру, в которой те, кто разобрался, должны были научить соседей. Некоторые весьма в этом продвинулись, а другие бесились, тк они просто видят ответ, и вообще не могут объяснить, откуда они его берут.
А мне кажется, не факт, что именно недопоняли. Я иногда сыну-семикласснику не могу объяснить что-то в русском с ходу, потому что не помню точного правила. Т.е. я пишу правильно, не затрачивая никаких усилий, вижу ошибки в текстах (иногда работаю корректором), но вот чтобы именно объяснить другому некоторые вещи, мне нужно соображать что тут может быть за правило, искать описание... Мы так в прошлом году с чередованиями в корне парились. Я не понимаю, как можно запомнить эти правила и ими пользоваться. А у ребëнка автопилот в написании ещë не включился. Поэтому вместе читали учебник и я говорила: "Ах, вот поэтому!.." В общем, уверена, что понять и суметь объяснить - это два разных умения😊
Comments 49
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Еда.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Reply
ну почему еда?!
Школа, задачи - это образование, дети!
Reply
Вторая задача."пока мы объясняли, они кивали, а теперь снова не понимают, с какой стороны подступиться. Пытаются решать подбором. "
Опять взрослый объясняет, дети кивают.
Третья задача "Тогда мы каждому предлагаем взять счётные палочки.
Сколько всего карандашей? Восемь, вот и бери 8 палочек. ура! - заработало!"
Ура, наконец-то дети сами _действуют_. Вот и поняли. Не удивительно.
Reply
Reply
Reply
Reply
"У Саши и Миши было поровну машинок. Потом Саша отдал Мише одну машинку. Теперь у Миши больше машинок - на сколько?"
Многие сходу отвечают, что у Миши больше на одну.
Отдал ведь одну, так?
Нет, не так. У Миши стало на одну больше, а у Саши на одну меньше.
Если у них было по 5, то теперь у Саши 4, а у Миши 6, и разница в две машинки."
Вопрос, на сколько больше стало у Миши, чем у него было? Если спрашивают только про это, то на одну. И совершенно логично, что дети понимают именно так.
Или вопрос все таки про то, на сколько у Миши стало больше, чему у Саши?
Почему вопрос нельзя задать правильно и доступно для ребенка?
Reply
У нас в родчатике родители иногда пишут, что пример или задача не решаются, что делать. Мои слова, что у детей пока не было долей и дробей и все, что нацело не делится - это явная опечатка в задании и надо просто исправить условия, были встречены с большим удивлением.
Reply
Reply
Reply
Reply
Остальные поняли - как подбирать.
И я считаю, это тоже неплохой вариант
Учебник Ивановой ЕЮ?
или Учебники Сопруновой и ко?
Не знаю, как их доставить к вам, но они отличные
Reply
Книжки поищу. Спасибо. Машу с Сашей проверила. Порадовали!
Reply
Привет им!
Reply
Reply
Мы пробовали давать игру, в которой те, кто разобрался, должны были научить соседей.
Некоторые весьма в этом продвинулись, а другие бесились, тк они просто видят ответ, и вообще не могут объяснить, откуда они его берут.
Reply
О! Значит, недопоняли. )))
Reply
А мне кажется, не факт, что именно недопоняли. Я иногда сыну-семикласснику не могу объяснить что-то в русском с ходу, потому что не помню точного правила. Т.е. я пишу правильно, не затрачивая никаких усилий, вижу ошибки в текстах (иногда работаю корректором), но вот чтобы именно объяснить другому некоторые вещи, мне нужно соображать что тут может быть за правило, искать описание... Мы так в прошлом году с чередованиями в корне парились. Я не понимаю, как можно запомнить эти правила и ими пользоваться. А у ребëнка автопилот в написании ещë не включился. Поэтому вместе читали учебник и я говорила: "Ах, вот поэтому!.."
В общем, уверена, что понять и суметь объяснить - это два разных умения😊
Reply
Leave a comment